Рис. 3. Схема насосного агрегата центробежного типа
1 – открытый источник воды;
2 – всасывающий трубопровод;
3 – открытый нагнетаемый резервуар;
4 – расходомерная вставка в напорном трубопроводе;
5 – насос центробежный;
6 – электродвигатель;
М – манометр на напоре насоса;
V – мановакууметр на всасе насоса;
Р – атмосферное давление.
На рис. 4 показан разрез и устройство обычного центробежного
одноступенчатого насоса.
Рис. 4. Схема центробежного насоса
1 – расширяющийся корпус насоса ("улитка");
2 – вал насоса;
3 – рабочее колесо;
4 – лопатки рабочего колеса;
5 – подводящий (всасывающий) патрубок насоса;
6 – отводящий (напорный) патрубок насоса.
Внутри корпуса насоса 1, имеющего, как правило, спиральную
форму в виде улитки, на валу 2 насажено рабочее колесо 3. Рабочее колесо состоит
из заднего и переднего дисков, между которыми установлены лопасти 4, отогнутые
от радиального направления в сторону, противоположную направлению вращения
рабочего колеса.
С помощью патрубков 5 и 6 корпус насоса соединен со
всасывающим и напорным трубопроводами. Если при наполненных жидкостью корпусе и
всасывающем трубопроводе привести во вращение рабочее колесо, то жидкость,
находящаяся в каналах рабочего колеса (между его лопастями), под действием
центробежной силы будет отбрасываться от центра колеса к периферии. В
результате этого в центральной части колеса создается разрежение, а на
периферии — избыточное давление. Под действием этого давления жидкость из
насоса поступает в напорный трубопровод, одновременно через всасывающий
трубопровод под действием разрежения жидкость поступает в насос. Таким образом,
осуществляется непрерывная подача жидкости центробежным насосом.
Центробежные насосы могут быть не только одноступенчатыми (с
одним рабочим колесом), как показано на рис. 2, но и многоступенчатыми (с
несколькими рабочими колесами). При этом принцип их действия во всех случаях остается
одним и тем же — жидкость перемещается под действием центробежной силы,
развиваемой вращающимся рабочим колесом.
За рубежом получили распространение так называемые диагональные
насосы, конструкция которых совмещает в себе признаки центробежных и осевых
насосов. В отличие от центробежных в диагональных насосах поток выходит из
колеса под углом не в 90°, а в 45°.
У диагональных насосов поток жидкости, проходящий через рабочее
колесо, направлен не радиально, как у центробежных насосов, и не параллельно
оси, как у осевых, а наклонно, как бы по диагонали прямоугольника, составленного
из радиального и осевого направлений.
Наклонное направление потока создает основную конструктивную
особенность диагональных насосов — наклонное к оси насоса расположение лопастей
рабочего колеса. Это обстоятельство позволяет использовать при создании напора
совместное действие подъемной и центробежной сил и по своим рабочим параметрам
диагональные насосы занимают промежуточное положение между центробежными и
осевыми насосами.
Как ЦБН и осевые, диагональные насосы выпускаются как в
горизонтальном, так и с вертикально расположенным валом.
Рис. 5. Разрез диагонального насоса с горизонтальным ротором
Рис. 6. Насос осевого типа
1 – корпус насоса; 2 – направляющий неподвижный аппарат
насоса; 3 – вращающийся ротор насоса; 4 – вращающиеся вокруг собственной оси
рабочие лопасти ротора насоса.
Рис. 7. Струйный насос
1 – конфузор на подаче побудительной среды (вода, газ);
2 - патрубок отсасываемой жидкости (газа);
3 – рабочая камера смешивания подаваемой и отсасываемой среды
(вакуумная камера);
4 – диффузорная часть нагнетательно-напорной части насоса.
Рис. 8. Насос зубчатый
1 – корпус насоса;
2 – всасывающая часть насоса;
3 – предохранительно-перепускной клапан;
4 – напорная часть насоса.
Рис. 9. Насос поршневой (плунжерный)
1 – корпус насоса;
2 – поршень (плунжер);
3 – цилиндр;
4 – шток поршня;
5 – кривошип;
6 – шатун;
7 – привод;
Кв – клапан на всасе в насос;
Кн – клапан нагнетательный со стороны напора насоса
На ТЭС в качестве питательных насосов применяются
гидравлические насосы центробежного действия, имеющие весьма высокий
коэффициент повышения напора, особенно многоступенчатого исполнения. Механическая
энергия подводится в виде вращающегося момента и передается жидкости через
лопатки вращающегося рабочего колеса. Действие лопаток на жидкость, заполняющую
рабочее колесо, вызывает повышение гидродинамического давления и заставляет
жидкость перемещаться в направлении от центра рабочего колеса к периферии,
выбрасывая её в спиральный кожух. В дальнейшем движении жидкость поступает в
напорный трубопровод. Отсюда следует, что основным рабочим органом
центробежного насоса является свободно вращающееся внутри корпуса лопастное
колесо. На рис. 10, 11 приведены фотографии рабочего колеса центробежного насоса.
В свою очередь, рабочее колесо состоит из двух вертикальных дисков (переднего и
заднего по потоку жидкости), как показано на рис. 10, отстоящих на некотором
расстоянии друг от друга. Между дисками, соединяя их в единую конструкцию, находятся
лопасти, плавно изогнутые в сторону, противоположную направлению вращения
колеса (рис.9), т.е. по потоку жидкости. Внутренние поверхности дисков и
поверхности лопастей образуют межлопастные каналы колеса, которые при работе
насоса заполнены перекачиваемой жидкостью.
Рис.10. Рабочее колесо центробежного насоса в разрезе
Рис. 11. Рабочее колесо центробежного насоса в сборе
Из курса теоретической механики известно, что при вращении
колеса с угловой скоростью ω (1/сек) на элементарную массу жидкости m (кг), находящейся в межлопастном
канале на расстоянии R (м)
от оси вала, будет действовать центробежная сила Fц.б. , определяемая выражением:
F ц.б = m ω2
R (18)
В инженерных расчетах также применяется формула (19)
эквивалентная формуле (18):
F ц.б = m V2 / R , (19)
где V
(м/с) – линейная скорость движения элементарной массы вещества на радиусе R от центра вращения.
Мы уже говорили, что для обеспечения непрерывного движения
жидкости через насос необходимо обеспечить постоянный ее подвод в насос и отвод
из насоса. Поэтому жидкость поступает через отверстие в переднем диске рабочего
колеса по всасывающему патрубку из всасывающего трубопровода.
Например, движение воды по всасывающему трубопроводу в
питательный насос происходит вследствие избыточного давления в корпусе
деаэратора и столба питательной воды, равной разности отметок установки аккумуляторного
бака деаэратора и отметки установки питательного насоса в машинном зале
главного корпуса электростанции.
Обычная отметка установки аккумуляторного бака блочного
деаэратора составляет 20÷24 метра в помещении деаэраторной этажерки
электростанции в зависимости от мощности энергоблока, а установка питательного
насоса выполняется на отметке 0,0 ÷ 5.0 метров в машзале главного
корпуса электростанции. Отсюда следует, что разность отметок установки
аккумуляторного бака деаэратора и питательного насоса может составлять 15,0 –
19,0 (24 - 5=19) метров и если учесть температуру и удельный объем питательной
воды в аккумуляторном баке, а также гидравлическое сопротивление опускного
трубопровода питательной воды до всаса питательного насоса, то получится, что
подпор на всасе питательного насоса составит 13÷17 м. вод. ст. или 1,3
-1,7 атм. Это дает возможность частично отстроиться от опасного явления
кавитации, имея гарантированный запас по давлению питательной воды на всасе
питательного насоса. На рис. 12 представлена гидростатическая схема
питательного насоса в качестве иллюстрации вышесказанного.
Рис. 12. Гидростатическая схема питательного насоса
А – отметка установки аккумуляторного бака деаэратора;
Б – отметка установки питательного насоса;
H1– высота уровня питательной волы в аккумуляторном баке
деаэратора;
H2 – разность отметок установки аккумуляторного бака
деаэратора и питательного насоса.
Анализ уравнений (18,19) показывает, что центробежная сила,
следовательно, и напор, развиваемый насосом, тем больше, чем больше частота
вращения рабочего колеса.
Но увеличение скорости вращения ротора насоса ограничено
частотой вращения электродвигателя, т.к. в качестве привода центробежного
насоса в основном применяется любой высокооборотный электродвигатель, но чаще
всего для этой цели служат электродвигатели асинхронного типа, скорость которых
несколько ниже синхронной скорости.
Применение же других электродвигателей, а также
электротехнических устройств по регулированию числа оборотов электродвигателя
хотя и позволяют изменять скорость вращения ротора насоса, но они не получили
широкого распространения на электростанциях в качестве привода питательных
насосов из-за своей сложности и не надежности.
В связи с этим в последнее время на российских и зарубежных
электростанциях получил широкое применение электропривод питательных насосов с
гидромуфтой, которая приведена в Приложении, рис. П-1,2.
В зависимости от требуемых параметров, назначения и условий
работы в настоящее время разработано большое число разнообразных конструкций центробежных
насосов, которые можно классифицировать по нескольким признакам. Например, по
числу рабочих колес различают одноступенчатые и многоступенчатые насосы. В
многоступенчатых насосах перекачиваемая жидкость проходит последовательно через
целый ряд рабочих колес, насаженных на общий вал.
Создаваемый таким насосом напор равен сумме напоров,
развиваемых каждым колесом.
В зависимости от числа колес (ступеней) насосы могут быть
двухступенчатыми, трехступенчатыми и т. д. По сути, на одном валу находятся
сразу несколько одноступенчатых насосов в виде рабочих колес, которые последовательно
повышают напор всего насоса, являющегося его основной напорно-расходной
характеристикой.
По способу подвода воды к рабочему колесу различают насосы с
односторонним подводом и насосы с двусторонним подводом или, так называемые,
центробежные насосы двустороннего входа воды.
По способу отвода жидкости из рабочего колеса различают
насосы со спиральным и турбинным отводом.
В насосах со спиральным отводом перекачиваемая жидкость из
рабочего колеса поступает непосредственно в спиральную камеру и затем либо
отводится в напорный трубопровод, либо по переточным каналам поступает к следующим
рабочим колесам.
В насосах с турбинным отводом жидкость, прежде чем попасть в
спиральную камеру, проходит через систему неподвижных лопаток, образующих особое
устройство, называемое направляющим аппаратом, установленное в статоре насоса.
По компоновке насосного агрегата (расположению вала
относительно опор) различают насосы горизонтального и вертикального исполнения.
По способу соединения с двигателем центробежные насосы
разделяются на приводные (со шкивом или редуктором), соединяемые
непосредственно с двигателями с помощью муфты, и моноблочные, рабочее колесо
которых устанавливается на удлиненном конце вала электродвигателя - консольные
насосы.
Например, насосы консольного типа обозначаются как К-120-15,
т.е. насос консольный, производительностью 120 м3 / час и напором 15
атм.
Напор одноступенчатых центробежных насосов, серийно
выпускаемых российской промышленностью, достигает 120 м. вод. ст. (1,2 МПа; 12 атм).
В свою очередь серийные многоступенчатые насосы развивают
напор до 2500 м. вод. ст. (25 МПа; 250 атм) и более.
Параметры же центробежных насосов специального изготовления,
как одноступенчатых, так и многоступенчатых, могут быть значительно выше.
Что касается КПД, то в зависимости от конструктивного
исполнения он меняется в широких пределах — от 0,85 до 0,90 у крупных
одноступенчатых насосов и 0,55—0,60 у высоконапорных многоступенчатых.
Столь низкий к.п.д. многоступенчатых высоконапорных насосов
связан с гидравлическими потерями в проточной части насоса и особенно с высоким
трением разгрузочного стального диска гидравлической пяты в системе осевой
разгрузки насоса.
В свою очередь трение этого монолитного чугунного диска
толщиной 30-40 мм и диаметром около 300 мм при скорости вращения почти 50 об/сек в замкнутом водяном объеме (в камере гидропяты) приводит к заметному нагреву
воды в насосе, температура которой учитывается в тепловом цикле Ренкина.
Также известно, что потребляемая мощность насоса при нулевой
подаче, т.е. при закрытой выходной задвижке (это холостой ход насоса), не
падает до нуля и составляет около 30-40% от номинальной мощности электродвигателя.
Вот эта мощность также превращается в энергию теплоты, которая способна
повысить температуру питательной воды до эффекта "запаривания"
насоса, при котором механическому воздействию подвергаются рабочие колеса,
разгрузочное устройство, опорные подшипники, уплотнения вала насоса и в итоге
может привести к аварийному выходу насоса из работы. Повышение температуры
питательной воды ∆t в
без расходном режиме определяется по формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|