Благодаря занятиям у
К.Ю. Шроера, профессора истории литературы, Штейнеру открылась вся глубина
поэтического творчества Гете. Но, изучая его работы по оптике, ботанике,
анатомии, он увидел, что Гете был в равной степени и значительным ученым. Он
обнаружил, что Гете в своих научных трудах открыл путь к пониманию живого и,
таким образом, перекинув мост между природой и духом, в то время как
современная наука, отрицающая духовное как основу бытия, по его убеждению, не
постигнет никогда ничего, кроме неживого мира.
Рудольф Штейнер поставил себе
цель изучить отдельные науки в духе учения Гете, но условия его жизни не
оставляли ему на это времени, поскольку ему приходилось зарабатывать на жизнь
частными уроками. Однако как раз в это же время, в 1883 году, он получил
предложение от издательства "“Немецкая национальная литература"”
И. Кюршнера подготовить к печати научные труды Гете, сопроводив их вводными
статьями и комментариями. На эту ответственную работу двадцатилетнего студента
порекомендовал пригласить Шроер. Это предложение дало Штейнеру возможность
значительно углубить свои научные исследования.
Закончив в 1884 году Высшее
техническое училище, он принял предложение стать воспитателем в семье одного
венского коммерсанта. В этой семье он прожил шесть лет. Его воспитанник страдал
гидроцефалией. После двух лет напряженного труда Штейнеру удалось довести
своего воспитанника до такого уровня, что тот смог сдать экзамены и поступить в
соответствующий класс лицея. При этом он добился даже улучшения физического
состояния своего ученика.
Педагогический опыт позволил
Штейнеру заложить основы своей “антропологии”, получившей дальнейшее развитие в
его позднейшей деятельности.
Второй период жизни
(1890-1896 гг.)
В эти годы Рудольф Штейнер
приходит к убеждению, что глубочайшие стремления его души не могут быть
удовлетворены тем, что приходит к нему из внешнего мира. Он должен был
научиться внутренним усилием установить в себе гармонию между “хотением” и
“долгом”. Время его детства и юности подошло к концу.
В 1889 году Штейнер был
приглашен сотрудничать в подготовке большого издания, которое начинало тогда
выходить в Веймаре, - Полного собрания сочинений Гете. Осенью 1890 года он
переехал в Веймар для изучения недавно собранных там гетевских архивов
(Гете-Шиллеровский Архив).
С этого времени началось
новая жизнь. Он находился в постоянном общении с учеными, поэтами, людьми
искусства, благодаря чему стал лучше понимать людей и самого себя. Ясней, чем
прежде, определились для него особенности его собственной природы. “Всякий раз,
когда я уединялся, уходя от своего окружения, я замечал, что родным мне был
только мир духа, который я видел в себе. Мне было легко входить в этот мир.
Прослеживая ход своей жизни в детстве и юности, я видел, что мне всегда трудно
было ориентироваться во внешнем мире посредством органов чувств” (Штейнер Р.
Очерк тайноведения. – Ереван, 1994. – С. ).
Зато работа мысли была для
него легка. Она-то и была его подлинной стихией. В работе над гегелевскими
архивами научная подготовка Рудольфа Штейнера проявилась полностью. Богатством
духовного опыта, а не низким научным уровнем объясняются затруднения, с
которыми он встречался в своей повседневной работе в Архиве.
Большинство работавших в
Веймаровском Архиве ограничивались обычными для публикатора научных сочинений
задачами: для них все дело заключалось в том, чтобы установить достоверный
текст, исключить сомнительные места и т.п. Для Штейнера все это было только
подготовительной работой. Посредством издания научных трудов Гете он хотел
внести новый элемент в спорные научные вопросы эпохи. Комментарии Штейнера
имели целью показать гетевское понимание мира, как некоей целостности. Их было
много, и часто они расходились с известными официальными теориями. “Из них
вытекало, что гетевский метод исследования и мышления, благодаря широте охвата
и особому способу проникать духом в предмет изучения, привел Гете к открытиям в
ряде областей науки. Излагать содержание этих открытий как таковых не входило в
мои задачи, но мне нужно было показать, что эти открытия, подобно цветам,
выходящим из растения, вырастают из духовного понимания природы” (Карлгрен Ф.
Антропософский путь познания. – М., 1991. – С.32).
То, чего хотел, в конечном
счете, Рудольф Штейнер – обновление науки в духе Гете, - было понято лишь
немногими. Общаясь с некоторыми своими коллегами, он столкнулся с кастовыми
предрассудками, недостатком интереса к широким общечеловеческим проблемам, а порою
даже с мелочностью. В Веймаре, как он сам об этом говорит, хотели не
“обновлять”, а “сохранять”. Он, который восемнадцать месяцев тому назад приехал
в город Гете, исполненный величайших надежд, уже в мае 1891 года писал в одном
из писем: “Здесь, в Веймаре, городе классических мумий, жизнь и дела оставляют
меня безучастным и холодным”. В эти годы он убедился, что единственное к чему
его влечет в жизни, - это все глубже проникать в духовный мир. И Рудольф
Штейнер упорно шел своим путем.
Между тем, несмотря на эти
неприятности, разнообразное и разностороннее общение, новая для него среда
Веймарского общества доставляли ему немало приятных минут. У него были друзья,
с которыми он мог обсуждать любые вопросы и проблемы, за исключением вещей,
связанных с его сверхчувственным опытом. Чтобы сообщать о нем другим людям, ему
надо было найти иной путь. Но это не значит, что путь мысли казался ему
каким-то окольным для постижения сверхчувственного мира. Совсем напротив: “По
моему мнению истинный путь в духовный мир ведет прежде всего через опыт
переживания чистых идей”. Отсюда и родились его философские произведения. Еще в
1886 году он опубликовал в Вене свою книгу “основы теории познания гетевского
мировоззрения”. В те же годы он написал диссертацию о проблемах теории
познания, где делается решительная попытка пошатнуть основы кантовской теории
познания. Эта диссертация в октябре 1891 года принесла ему докторскую степень.
Предпослав к ней предисловие и прибавив заключительную главу, он опубликовал ее
в том же году в виде книги под названием “Истина и наука”.
Эти работы были для Рудольфа
Штейнера подготовкой к самому значительному из его философских произведений –
“Философия свободы”. В первом издании книга имела следующий подзаголовок:
“Результаты психологических наблюдений, проведенных согласно
естественнонаучному методу”. Штейнер хотел приложить к философии методы
наблюдения, принятые в современной науке, но, изменив ориентацию наблюдений,
направить их на внутреннюю жизнь. Он показывает, что человек, развивающий в этом
отношении необходимую силу мысли, может посредством точного восприятия чистых
идей, “отрешенных от чувственного мира”, перешагнуть “границу познания”, о
существовании которых твердили теоретики, и вновь найти себя как свободное
существо в мире духовном, в мире идей.
В те же Веймарские годы вышли
книги Рудольфа Штейнера: “Фридрих Ницше – борец против своей эпохи” (1895) и
“Мировоззрение Гете” (1897). В этих книгах он развивал те же идеи, что и в
предыдущих.
В эти же Веймаровские годы
параллельно с работой над естественнонаучными произведениями Гете были
подготовлены для издательства Котта биографические и литературно-критические
вводные статьи к собраниям сочинений Шопенгауэра и Жан-Поля Рихтера. В то же
время продолжалась интенсивная работа над научными трудами Гете. В 1896 году
издание научных сочинений Гете было закончено. Несомненно он преодолел
трудности, с которыми столкнулся. В “Ежегоднике” Гетевского общества за 1897
год выполненная им работа получила следующую оценку: “То, чего в этой области
сумел достичь Рудольф Штейнер, удачно сочетая свои дарования писателя и
критика, нашло одобрение у всех знатоков Гете. В результате его упорного и
беспристрастного труда огромное количество документов было обработано таким
образом, что на их основе можно полностью воздать должное Гете как ученому”.
Приблизительно в тридцать шесть лет, вскоре после отъезда из Веймара, в жизни
Рудольфа Штейнера произошла решающая перемена, которая совершенно не зависела
от внешних обстоятельств.
“Во мне тогда пробудился
прежде мною не испытанный интерес ко всему чувственно-воспринимаемому.
Конкретные детали приобрели для меня особое значение. У меня появилось
ощущение, что чувственный мир может мне открыть нечто такое, что в состоянии
открыть только он один. Таким образом, через точное чувственное наблюдение я
проник в совершенно новый мир” (Штейнер Р. Очерк тайноведения. – Ереван, 1994.
– С. ). И оказалось, что этой новой способности присуще
сильное обратное воздействие на переживания в духовном мире. “Наблюдая
физический мир,… можешь с помощью возросшей способности наблюдения по-новому
проникнуть в мир духовный” (Штейнер Р. Порог духовного мира. – Пенза, 1991. –
С. 89).
Рудольф Штейнер занимался
медитацией давно. Но теперь она стала более интенсивной. Он достиг того, что
раскрывающееся в человеке “духовное существо” может, полностью освободившись от
своего физического тела, жить, воспринимать и перемещаться в духовном мире.
“Благодаря медитации существование этого духовного человека стало для меня
внутренним опытом” (Штейнер Р. Порог духовного мира. – Пенза, 1991. – С.
). Таким образом, он завоевал право быть гражданином двух
миров – физического и духовного.
Но всякое право налагает
новые обязанности. Теперь в жизни Штейнера наступает период, когда его развитие
совершается свободно, а не так, как это было до сих пор, - через
последовательность событий, которые управляли им как бы извне. Создается
впечатление, что отныне это человек, принявший на себя полную ответственность
за свою судьбу и свои поступки.
Третий период жизни (1897-1902
гг.)
В эти годы Рудольф Штейнер
имел встречу, сыгравшую немаловажную роль в его жизни. Один известный физик,
заинтересовавшийся гетевским учением о природе, сказал ему: “Учение Гете о
цвете не имеет никакого отношения к физике”. По признанию Штейнера, разговор
закончился тем, что он “промолчал”. В этот период ему часто приходилось
убеждаться: то, что для него истина, – “неприемлемо для современной мысли”. И
перед ним встал вопрос: должен ли он молчать? И он пришел к решению, что
молчать нельзя – надо “говорить то, что можно сказать”. В это же время он
взялся за редактирование берлинского журнала “Литературное обозрение”. Летом
1897 года он переехал в Берлин.
Там он погрузился в
совершенно новую для себя атмосферу. Штейнер, как писатель и лектор, вошел в
круг молодых немецких писателей, группировавшихся вокруг Франке Ведекинда,
Пауля Шербарта и Отто Гартлебена. Сотрудничать с этими людьми ему было нелегко.
Он казался чужаком среди этих своеобразных, порой артистических натур. Однако
он, комментируя в “Обозрении” события современной интеллектуальной жизни,
получил возможность сказать то, что он считал нужным по поводу своего времени.
Но с другой стороны, журнал, обладающий скромными возможностями, не давал ему
даже средств к существованию. К этим повседневным работам прибавилось и то, что
Штейнер позднее назвал “испытанием души”, имея ввиду тот внутренний опыт, через
который он прошел в те годы. С юности он считал своим долгом приобрести
глубокие познания в области материалистической науки, с тем, чтобы преобразовать
ее как бы “изнутри”. Теперь же он с большей определенностью пережил, что
мышление, взятое в своем сверхчувственном аспекте, есть общение с живыми
существами, а не игра отвлеченными понятиями. И тогда в духовном мире он
встретил “демонические силы”, которые препятствуют тому, чтобы познание природы
вело к духовному видению, и стремятся превратить мысли в бездушный механизм.
“Для них истиной является и то, что мир есть машина”. Впоследствии эти силы он
назовет “ариманическими существами”, “слугами Аримана”. И он должен был вести с
ними ту внутреннюю борьбу, цель которой он ясно сознавал: “Вопреки бурям,
бушующим в моей душе, я должен был в тот момент спасти свое ясновидение”
(Штейнер Р. Очерк тайновидения. – Ереван, 1994. – С. ).
Еще ребенком он прислуживал
священнику в деревенской церкви. Обряды оказывали тогда на его душу очень
сильное воздействие. Но отец был свободомыслящим человеком и не позаботился
даже о первом причастии своего сына. Жажда духовного познания в последние годы XIX
века привела Штейнера к определенным воззрениям, которые не совпадали с
официальными религиозными воззрениями. Христианство говорит о том. Что человек
не может постичь духовный мир, развивая свои собственные духовные силы.
Моральные же законы основываются на догматах. Это противоречило штейнеровскому
пониманию духа, согласно которому духовный мир в человеке и природе тоже
доступен восприятию человека, как и мир чувственный. И мораль для Штейнера не
могла диктоваться извне, в виде закона, а являлась следствием развития
человеческой души и человеческого духа, в которых живет божественное начало:
“Того христианства, которого я искал везде, я не находил нигде в современных
вероисповеданиях. После периода испытания, когда мне пришлось выдержать
жестокие внутренние битвы, я смог погрузиться в реальность христианства, то
есть в мир, где говорит сам дух, являя истину о себе” (Штейнер Р. Порог
духовного мира. – Пенза, 1991. – С. 180). Путь к познания Христа привел
Рудольфа Штейнера к величайшему переживанию, о котором он пишет: “Тот факт, что
в торжественном акте внутреннего познания я предстал перед Мистерией Голгофы,
наложил печать на все дальнейшее развитие моей души” (Там же).
С 1897 по 1900 годы Штейнер
прошел “через самые интенсивнейшие свои духовные испытания”. Пережитое им тогда
совпадает с названием, которое он впоследствии дал одной из своих
драм-мистерий,– “Врата посвящения”. Исторические документы показывают, что в
древности посвящения проходили в центрах мистерий. Сам акт посвящения
совершался в ритуальной форме в условиях отрешенности от внешнего мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|