Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного
пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов.
Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой
нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы
представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и
необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия
судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной
непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
Начавшая формироваться система выплаты предусмотренного законом 5-процентного
вознаграждения в настоящее время отменена. Следствием изложенного является
постоянная текучесть кадров и трудность принять на работу квалифицированных
специалистов. В большинстве регионов судебными приставами работают
потенциальные пенсионеры и молодежь, недавно окончившая вузы и не имеющая опыта
работы. Привлечь на работу судебными приставами квалифицированных специалистов
в настоящее время практически невозможно. Таким образом, для исполнительного
производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного
состава работающих сотрудников, а не их количества.
Введение института помощника судебного пристава-исполнителя будет очень
важным шагом к оптимизации работы. Именно из числа помощников в будущем может
быть сформирован квалифицированный состав судебных приставов-исполнителей. Введение
такой должности поможет частично решить проблему занятости лиц, имеющих среднее
специальное юридическое образование, разбираться в специальной юридической
терминологии и знать основы исполнительного законодательства, что, несомненно,
повысит эффективность работы судебного пристава-исполнителя. Введение должности
помощника, несомненно, повысит эффективность работы судебного
пристава-исполнителя, поскольку позволит освободить время для фактического
исполнения требований исполнительных документов.
Для повышения эффективности исполнительного производства
необходимо предъявлять более высокие требования к судебному
приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое
образование.
Причинами затруднений при исполнении исполнительных документов
называются: отсутствие имущества и работы у должников, места постоянного
жительства, трудности розыска должников, отсутствие реальных механизмов
наказания лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Необходимо установить более
гибкие механизмы погашения различных видов задолженностей. Требует обсуждения
вопрос о возможности принудительного направления должников для выполнения
социально значимой работы до погашения задолженности перед взыскателем.
Вопросы, касающиеся розыска должника и его имущества, нуждаются в скорейшем
детальном урегулировании. Необходимо продолжить работу по укреплению (созданию)
специальных служб розыска имущества и должников, наделив эти службы правом
широкого использования методов оперативно-розыскной деятельности; повысить
эффективность взаимодействия службы судебных приставов и органов внутренних
дел; подумать о дополнительных стимулах при эффективной работе приставов,
занимающихся розыском.
Целесообразным будет введение специализации судьи по
исполнительному производству, так как это приведет к сокращению количества
судебных ошибок при рассмотрении жалоб и заявлений по вопросам исполнительного
производства, а также будет способствовать экономии времени и обеспечит
своевременное исполнение судебных и иных юрисдикционных актов.
Заключение
Успех
проведения современных преобразований зависит в первую очередь от того,
насколько законодатель учитывает исторический опыт развития отечественного
государства. В этой связи исследование истории института судебных приставов в
России, воссоздание целостной картины его эволюции приобретают особую
актуальность, так как способствуют более глубокому осознанию сущности данного
института. Обобщение исторического опыта развития института судебных приставов
в дореволюционный и советский периоды, анализ результатов их деятельности,
выявление положительных и отрицательных сторон могут быть полезны для
совершенствования законодательства, регламентирующего порядок исполнительного
производства в современной России.
Подробно
рассматривается организационная структура службы судебных приставов Российской
Федерации, полномочия главного
судебного пристава Российской Федерации и главного судебного пристава субъекта
Российской Федерации, а также старшего судебного пристава.
Основываясь на различных точках зрения ряда ученых, автор полагает, что
по своему месту в системе административного права полномочия службы судебных
приставов является разновидностью административного процесса, а точнее – видом
административного производства, главная цель которого – обеспечение реализации
положений соответствующего судебного и несудебного акта без соблюдения
гарантий, свойственных судебной процессуальной форме, так как спор уже разрешен
судом или иным юрисдикционным органом, права и обязанности сторон установлены,
и, соответственно, выбор вариантов поведения для должника строго ограничен.
Профессия судебного пристава непривлекательна на рынке труда для
квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень
оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности,
наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности,
отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической
работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и
здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
Федеральная служба судебных приставов должна взять на себя функции
по обеспечению физической защиты судей не только в судебном заседании или при
выполнении отдельных процессуальных действий, но и за пределами зданий судов,
особенно в периоды рассмотрения дел террористического и экстремистского
характера. Это может выражаться в сопровождении судьи судебными приставами по
ОУПДС до транспорта, домой и на работу, а при необходимости и в обеспечении его
круглосуточной охраной. Такие мероприятия могут проводиться в течение какого-то
непродолжительного времени, в период которого может быть рассмотрен вопрос о
применении мер государственной защиты, а также в течение длительного времени.
Введение института помощника судебного пристава-исполнителя будет очень
важным шагом к оптимизации работы.
Необходимо установить более гибкие механизмы погашения различных
видов задолженностей. Требует обсуждения вопрос о возможности принудительного
направления должников для выполнения социально значимой работы до погашения
задолженности перед взыскателем.
Необходимо продолжить работу по укреплению (созданию) специальных
служб розыска имущества и должников, наделив эти службы правом широкого
использования методов оперативно-розыскной деятельности.
Введение специализации судьи по исполнительному производству, так
как это приведет к сокращению количества судебных ошибок при рассмотрении жалоб
и заявлений по вопросам исполнительного производства, а также будет способствовать
экономии времени и обеспечит своевременное исполнение судебных и иных
юрисдикционных актов.
Изучая функциональные особенности судебных приставов-исполнителей,
отмечается, что процесс исполнения исполнительного документа во многом зависит
от категории, характера и степени сложности дела.
Средняя нагрузка на одного пристава-исполнителя – около 1 366
исполнительных производств (или 114 в месяц), а нагрузка на 1 судебного
пристава по обеспечению безопасности в судах составляет 568 заявок, если учесть,
что по расчетам Минтруда на каждое дело пристав должен тратить в среднем по 8 ч.
Законодательством не предусматривается специализация судебных
приставов-исполнителей по исполнению отдельных категорий решений. Поэтому одним
и тем же приставам-исполнителям часто приходится заниматься как взысканием
административных штрафов в размере 300 руб., так и взысканием миллионов руб. по
решению арбитражного суда.
Таким образом, в настоящее время в Федеральной службе судебных
приставов еще не сложилась четкая организационная система, которая бы позволила
максимально оптимизировать процесс выполнения основных задач, стоящих перед
судебным приставом-исполнителем.
В этой связи автором предлагается решение данной проблемы путем
создания в рамках территориального подразделения службы групп, которые в силу
специализации занимались бы исполнением дел лишь одной, строго определенной,
категории в зависимости от вида исполнительного документа, характера и степени
сложности осуществляемого взыскания.
В работе
отмечается, что результативность исполнительного производства повышается из
года в год. Но, несмотря на это, в настоящее время существуют серьезные
проблемы в данной сфере.
Во многом эффективность работы службы связана и с материальным
обеспечением. Пока уровень денежного обеспечения отдельного сотрудника, еще
недостаточно высок. Средняя зарплата, продолжает оставаться низкой, и
составляет от десяти до тринадцати тысяч рублей.
Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на отдельные проблемы,
имеющие место при осуществлении розыска должников и их имущества, обеспечению
безопасности в судах, данные направления деятельности были и остаются одними из
приоритетных при выполнении задач, поставленных перед Федеральной службой
судебных приставов. Только общими усилиями территориальных органов и ФССП
России в целом при тесном сотрудничестве с правоохранительными и иными
государственными органами может быть в полной мере реализовано право граждан и
организаций на судебную защиту, что, несомненно, повысит авторитет Федеральной
службы судебных приставов.
В заключение следует отметить, что за время своего существования
Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов
исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление
нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя
бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Библиографический
список
1.
Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета», №7, 21.01.2009.
2.
Конвенция
Совета Европы от 8 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных
свобод». Рим, 4 ноября 1950 г. (в ред. Протокола от 11.05.1994) // СЗ
РФ. 2001. №2. Ст. 163.
3.
Международный
пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Ст. 2 //
Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 32
– 53.
4.
Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. №1. Ст. 1.
5.
Федеральный
закон от 21.07.1997 №118-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О судебных приставах» //
Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. №30. Ст. 3590.
6.
Федеральный
закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном
производстве» // Российская газета. 06.10.2007. №4486.
7.
Федеральный
закон от 17.01.1992 №2202–1 (ред. от 25.12.2008) «О прокуратуре Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, №47, ст. 4472.
8.
«Бюджетный
кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм.
от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, №31, ст. 3823.
9.
Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от
09.02.2009, с изм. от 27.02.2009) // Собрание законодательства РФ.
18.11.2002. №46. Ст. 4532.
10.
Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 05.12.1994. №32. Ст. 3301; Собрание законодательства
РФ. 29.01.1996. №5. Ст. 410; Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. №49.
Ст. 4552.
11.
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, от 30.12.2001 №195-ФЗ
(ред. от 30.12.2008) // Российская газета», №256, 31.12.2001.
12.
Закон
РФ от 25.06.1993 №5242–1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета», №152,
10.08.1993.
13.
Указ
Президента РФ от 09.03.2004 №314 (ред. от 22.06.2009) «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета», №100,
13.05.2008.
14.
Указ
Президента РФ от 13.10.2004 №1316 (ред. от 05.02.2009) «Вопросы Федеральной
службы судебных приставов» // Собрание законодательства РФ», 18.10.2004, №42,
ст. 4111.
15.
Распоряжение
Правительства РФ от 4 августа 2006 г. «О концепции Федеральной целевой
программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.» // СЗ
РФ. 2006. №33. Ст. 3652.
16.
Постановление
Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. «О Федеральной целевой программе «Развитие
судебной системы России» на 2007–2011 гг.» // СЗ РФ. 2006. №41. Ст. 4248.
17.
Постановление
Правительства РФ от 09.04.2001 №280 (ред. от 30.12.2005) «О форменной одежде
судебных приставов» // Собрание законодательства РФ», 16.04.2001, №16, ст. 1608.
18.
Постановление
Правительства РФ от 02.03.2000 №180 (ред. от 30.12.2005) «Об утверждении норм
обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к
нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы
судебных приставов» // Российская газета», №84, 28.04.2000.
19.
Приказ
Минюста РФ от 03.08.1999 №226 (ред. от 12.01.2004) «Об утверждении Инструкции о
порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи
или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных
приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по
обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в
исполнительной деятельности» // Российская газета», №204, 15.10.1999
(Приказ).
20.
Приказ
Минюста РФ от 27.12.2006 №384 (ред. от 08.07.2008) «Об утверждении
Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению
в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка
деятельности судов» // Российская газета», №14, 25.01.2007.
21.
Приказ
Минюста РФ от 09.04.2007 №69 (ред. от 30.12.2008) «Об утверждении Положения о
территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №19, 07.05.2007.
22.
Приказ
ФССП РФ от 24.11.2008 №475 «Об утверждении Условий оплаты труда работников
центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов» // Российская
газета», №12, 28.01.2009
23.
Постановление
Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П «По делу о проверке
конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и
пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи
с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда
Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» //
Собрание законодательства РФ», 06.08.2001, №32, ст. 3412.
24.
Постановление
Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 №8-П» По делу о проверке
конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах»
в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного
округа.
25.
Определение
Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 №297-О «Об отказе в принятии к
рассмотрению жалоб граждан Магденко А.М. и Магденко Н.Н. на нарушение
их конституционных прав положением пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О
судебных приставах»
26.
Определения
Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. №382-О «Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каширина Бориса Александровича на
нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 4 статьи 51 Федерального
закона «Об исполнительном производстве»
27.
Определение
Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 №443-О «Об отказе в принятии к
рассмотрению запроса Арбитражного суда Хабаровского края о проверке
конституционности пункта 3 статьи 73, пунктов 1, 2 и 4 статьи 85 Федерального
закона «Об исполнительном производстве»
28.
Постановление
Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 №6391/07 по делу N А66–3913/2006 // «Вестник
ВАС РФ», 2007, №11.
29.
Постановление
ФАС Дальневосточного округа от 08.12.2008 N Ф03–5004/2008 по делу N А51–4081/200819–127.
30.
Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А. Административное право России, вторая часть: Учебник
для юридических вузов, Москва. – Зерцало, 2009 г.
31.
Бахрах Д.Н.,
Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник
для вузов. – 3-е изд., пересмотр, и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.
32.
Гуреев В.А,
Гущин В.В Исполнительное производство, Учебник – М.: Эксмо, 2009. – 352с
33.
Дмитриев Ю.А.,
Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право: Учебник. –
М: Эксмо, 2009 г. – с. 928.
34.
Душакова Л.А.,
Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-методический комплекс,
М.: ЕАОИ, 2008 – с. 371.
35.
Ширяев В.Н. Административно-правовой
механизм государственного управления в административно-политической сфере:
Учебное пособие. Часть II. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. – с. 116.
|