Нормативно-правовые
акты - основной вид источников административного права. Под источниками права
понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.
Основными
источниками административного права являются:
Конституция
РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти,
оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий
Правительства РФ и т.д.;
федеральные
конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности
структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов
административного права (ФКЗ "О Правительстве РФ" 1997 г., ФКЗ
"Об общественных объединениях" 1995 г., ФКЗ "Об Уполномоченном
по правам человека в РФ" 1997 г. и др.);
кодифицированные
нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ 2002 г.,
Таможенный кодекс РФ 1993 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Градостроительный
кодекс РФ 1998 г. и др.);
федеральные
законы (Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан" 1993 г., Закон "Об основах государственной службы
РФ" 1995 г., Закон "О некоммерческих организациях" 1995 г. и
др.);
подзаконные
федеральные акты: а) Указы Президента РФ (Указ Президента РФ "О системе
федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.) и б)
Постановления Правительства РФ "О порядке регистрации, открытия и закрытия
в РФ представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля
1998 г. и др., в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
законодательные
акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по
проблемам административно-правовых отношений);
подзаконные
акты субъектов Федерации:
распоряжения
президентов, глав администраций;
постановления,
распоряжения правительств субъектов Федерации;
приказы,
постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей
предприятий, учреждений субъектов Федерации;
административно-правовые
договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или
многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества,
содержащие нормы административного права;
международно-правовые
акты.
Нормы
административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности
систему административного права. В системе административного права выделяются
нормы Общей и Особенной частей.
В
рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие
следующие правовые институты:
1)
институт административно-правового статуса граждан;
2)
институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют
порядок организации и функционирования исполнительной власти,
административно-правовой статус ее органов;
3)
институт форм и методов осуществления исполнительной власти;
4)
институт государственной службы;
5)
институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их
служащих;
6)
институт административного принуждения и административной ответственности;
7)
институт административной юстиции;
8)
институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.
Особенная
часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в
отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем
основным направлениям: а) нормы, регулирующие управление экономикой; б) нормы,
регулирующие управление в социально-культурной сфере; в) нормы, определяющие
порядок управления административно-политической сферой.
Нормы
административного права реализуются в практической деятельности его субъектов,
между которыми складываются определенные административно-правовые отношения.
Административно-правовое отношение - это урегулированное
административно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого
выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.
К
специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:
1)
это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое
равенство сторон. Они возникают, как правило, между органом, наделенным
государственно-властными полномочиями и другим субъектом, не имеющим таких
полномочий (частные лица - юридические и физические);
2)
характер этих отношений предопределен доминирующим положением управляющей
стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления,
адресуемые другой стороне;
3)
в административно-правовых отношениях в той или иной мере выражается воля
государства, публично-правовой интерес, поскольку они складываются
преимущественно в сфере государственного управления;
4)
эти отношения в значительной мере являются организационными отношениями,
поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти,
направленных на организацию исполнения законов;
5)
административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из
сторон. Однако согласие управляемой стороны не является обязательным условием
возникновения этих отношений: они могут возникать вопреки ее воли;
6)
в административно-правовых отношениях сторона несет ответственность перед
государством в лице соответствующего органа или должностного лица. Это отличает
их от гражданско-правовых отношений, в которых стороны несут ответственность
друг перед другом. Юридическое неравенство сторон в административно-правовых
отношениях не исключает возможности возникновения споров между ними, поскольку
они равны перед законом и судом. В правовом государстве органы исполнительной
власти обязаны действовать в рамках закона, определяющего их компетенцию. В
случае неправомерных действий и решений этих органов частные лица вправе
оспорить их в административном или судебном порядке.
В
зависимости от субъектов и целей реализации административно-правовых отношений
можно выделить четыре их вида:
отношения
в связи с реализацией органами и должностными лицами государственной
администрации установленной законом компетенции;
отношения
в связи с реализацией частными лицами их прав в сфере исполнительной власти
(право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и
т.д.);
отношения,
связанные с оспариванием незаконных действий и решений администрации, которые
ущемляют права и законные интересы частных лиц путем их нарушения, незаконного
возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к
какой-либо юридической ответственности, т.е. административные споры.
Административно-правовые споры представляют собой одну из разновидностей
охранительных административно-правовых отношений;
охранительные
отношения, возникающие в связи с нарушением частными лицами установленных
государством общеобязательных норм, влекущих применение мер административного
принуждения, в том числе мер административной ответственности.
3. Субъекты административного права
Понятие субъекта административного права
Субъекты
административного права - это такие лица (индивиды и организации), которые по
закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями
административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в
административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и
обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как
административная правосубъектность.
Административная
правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность
- это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности
административно-правового характера, т.е. быть участником
административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.
Административная дееспособность - это практическая способность собственными
действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности,
осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную
правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью
административной дееспособности является административная деликтоспособность,
т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные
правонарушения (деликты).
Административная
правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов
(организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не
совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения,
дееспособность (частичная) - с 16 лет, а полная - с 18 лет.
Административная
правосубъектность составляет основу административно-правого статуса субъектов,
который включает три основных элемента: права, обязанности и ответственность.
Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение
субъектов. Он устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными
нормативными актами. В его юридическом оформлении значительную роль играют
органы исполнительной власти, в правовых актах которых характеризуются права и
обязанности, установленные в общем виде Конституцией и законами.
Субъективные
права и обязанности, определенные в законодательстве и составляющие основное
содержание правового статуса именуются статутными. Их не следует отождествлять
с теми конкретными правами и обязанностями, которые составляют содержание
отдельных правоотношений. Нестатутные права и обязанности представляют собой
развитие, детализацию статутных.
Каждый
вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные
субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные
полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в
соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. В
административно-правовом статусе коллективных субъектов также имеются различия.
Он зависит от того, является ли коллективный субъект частью государственной
администрации или нет, каким видом деятельности он занимается; является ли он
самостоятельной единицей или включен в более сложную организационную структуру.
Административно-правовой статус органов государственной администрации
определяется их компетенцией, т.е. совокупностью властных полномочий
относительно определенных предметов ведения. В число элементов
административно-правового статуса государственных органов нередко включают их
цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление.
Административно-правовой
статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает
общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус
также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов
права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в
конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым
административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы,
статус беженцев и т.д.).
Таким
образом, субъект административного права - это лицо (индивид или организация),
которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет
возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в
силу юридической обязанности возлагаемой на него правовой нормой. Как участники
управленческих отношений, регулируемых нормами административного права; они
наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного
управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права
различаются по своему правовому статусу.
В
своей совокупности они образуют определенную систему субъектов
административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности
как:
индивидуальные
субъекты:
граждане;
иностранные
граждане и лица без гражданства;
специфические
индивидуальные субъекты государственные служащие или должностные лица,
действующие как официальные представители государственной власти;
коллективные
субъекты - группа людей, являющиеся организацией:
государственные
организации:
органы
исполнительной власти;
государственные
предприятия, учреждения и их объединения;
негосударственные
организации:
общественные
объединения (партии, союзы, движения и т.д.);
коммерческие
организации, предприятия, учреждения;
органы
местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.
Административно-правовой статус граждан
В
сфере исполнительной власти граждане выступают в качестве частных лиц, т.е.
лиц, которые реализуют свои личные партикулярные права и обязанности, а не
официальные права государственных или негосударственных организаций и их
органов. Административно-правовой статус граждан РФ является равным.
Конституция РФ устанавливает равенство всех граждан перед законом и судом.
Граждане обладают равным объемом административной правоспособности в
хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах жизни
общества. Это правоспособность может быть частично и временно ограниченна в
случаях и порядке, определенном законодательством. Например, в связи с совершением
административного правонарушения, за которое предусматриваются санкции в виде
административного ареста, лишения специальных прав или иные правоограничения.
Граждане РФ обладают равной административной дееспособностью. Отдельные
граждане по состоянию здоровья могут быть признаны в порядке, определенном
законом, полностью или частично недееспособными (например, лица, страдающие
некоторыми психическими заболеваниями).
На
основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют
свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые
отношения с органами и должностными лицами государственной администрации. Эти
отношения могут возникать в связи: а) с реализацией гражданами в сфере
государственного управления принадлежащих им прав, б) с выполнением возложенных
на них обязанностей в сфере исполнительной власти, в) с нарушением гражданами
своих административно-правовых обязанностей и норм административного права, г)
с защитой ими своих прав и свобод от неправомерных действий органов
исполнительной власти и их должностных лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|