Дипломная работа: Авторский договор как основание правомерного использования произведения
Томский
государственный университет
Кафедра гражданского права и процесса
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК
Зав. каф. гражданского права
канд. юрид. наук, доцент
______________ В.И.Сухинин
“___” ________1999 г
Погорелова
Наталья Михайловна
Авторский
договор как основание
правомерного использования произведения
(Дипломная
работа)
Научный руководитель
доктор юрид. наук, профессор
______________ Б.Л. Хаскельберг
Автор работы
______________ Н.М. Погорелова
Томск
1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3
Глава 1. Понятие юридическая природа и классификация авторских
договоров. Порядок заключения авторского договора................................................... 5
1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора......... 5
1.2. Основания классификации и виды авторских договоров...... 17
1.3. Порядок заключения авторского договора и его стороны... 22
1.4. Договоры о передаче исключительных и неисключительных
прав 31
1.5. Договоры заказа и договоры на готовое произведение........ 34
Глава 2. Условия авторского договора и вытекающие из них права
и обязанности сторон............................................................................................................ 37
2.1. Условия авторского договора................................................ 37
2.2. Права передаваемые по авторскому договору пользователю 39
2.3. Срок действия договора......................................................... 41
2.4. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения............. 43
Глава 3. Исполнение обязанностей по авторскому договору......... 49
3.1. Исполнение обязанностей автором........................................ 49
3.2. Исполнение обязанностей пользователем.............................. 53
3.3. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору 56
Глава IV. Основания изменения и прекращения авторского
договора 64
4.1. Основания, порядок и последствия изменения условий
авторского договора.................................................................................................................... 64
4.2. Основания, порядок и последствия прекращения договора. 66
Глава 5. Защита прав автора............................................................. 69
ЛИТЕРАТУРА................................................................................... 78
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уже тривиально звучат принципы,
закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода
договора и др.), и тем не менее, гражданское, а в частности, авторское
законодательство все еще требует значительной доработки. Учитывая это, в
настоящей работе отражены основные тенденции развития авторского права, которые
имеют место в отечественной и зарубежной литературе, а также проведен анализ,
позволивший обосновать данную позицию.
Так, отсутствие в ЗоАП понятия авторского договора было
компенсировано понятием издательского договора, сформулированного многолетней
практикой. Думается, что развитие и совершенствование гражданского
законодательства в современных условиях не исключает необходимости обращения к
ранее действующему законодательству. Это позволяет искать новые пути
обновления, использовать те нормы, которые проверены временем. В связи с этим
большие сомнения вызывает ряд предложений, внесенных в проект третьей части ГК
РФ, в частности о делении договоров об использовании результатов творческой
деятельности на творческие и коммерческие пользовательские договоры. И хотя
проект еще официально не принят, уже сейчас следует задуматься о
нецелесообразности предложенного деления договоров. Неужели мы опять хотим
оказаться “впереди планеты всей”: это деление надуманное, его нет ни в одной
стране мира. Зачем изобретать что-то новое, а не использовать плоды многолетней
практики, получившей отражение в параграфе об основаниях классификации и видах
авторского договора.
Подобная недоработанность
является фактором, побудившим искать ответы на ряд нерешенных проблем в
законодательстве зарубежных стран. Анализ которого позволил, в частности,
определить предмет авторского договора.
Субстратом же данной работы является глава о защите прав
автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы
полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское
законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора, а также
сформулированная тема дипломной работы. В связи с этим хотелось бы отметить,
что авторский договор не является единственным основанием для правомерного
использования произведения, поскольку российское законодательство допускает и
бездоговорные отношения. И, тем не менее, именно договорные отношения получают
все большее распространение, в условиях построения демократического общества,
являясь гарантом обеспечения прав и интересов сторон авторского договора.
Глава 1. Понятие
юридическая природа и классификация авторских
договоров. Порядок заключения авторского договора
В цивилистической литературе гражданско-правовой договор
рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на
возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения[1].
В литературе можно встретить подобные определения договора.
Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на
взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или
прекращение юридических отношений[2].
Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он
называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и
отдельных его членов[3].
Определения договора, не отличающееся по существу от
вышеизложенных, встречаются и в современной литературе. Так, Н.Д. Егоров,
помимо всего прочего, под договором понимает и документ, закрепляющий факт
установления обязательственного правоотношения[4].
В подобных определениях гражданско-правового договора акцент
делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.
Анализ формулировок понятия договора, которых в литературе
более чем достаточно, приводит к выводу о правильности высказывания
В.А. Ойгензихта, с точки зрения которого волевой момент в соглашении
является основным. Следовательно, в договоре должна быть выражена воля сторон,
и только при этом условии он является соглашением[5].
При заключении договора волеизъявление направлено на
достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения
воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и
воспринята ею.
Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона
выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к
подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их
выполнения.
Сфера действия гражданско-правовых договоров достаточно
широка. Она охватывает имущественные отношения между различными субъектами.
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений
интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу
гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями
(издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу
создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с
деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих
произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и
использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня
не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом
творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у
нас.
В России наиболее крупной подобной организацией является
Российское авторское общество (РАО), действующее на основании Устава от
30.09.93 г., которое заключило договоры с многочисленными
правообладателями, как с международными, так и с российскими. Например, перед
выпуском диска фирма делает запрос в РАО, которое в свою очередь обращается к
правообладателям с предложением заключить авторский договор[6].
Понятие авторского договора формировалось постепенно.
Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских
договоров, достаточно проследить подходы к его определению.
В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор
толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором
принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего
произведения[7].
Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права
1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке
авторского права”[8].
Более подробная формулировка содержалась в законе Об
авторском праве РСФСР 1928 г. В нем издательский договор определялся как
соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное
право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель
обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого
произведения[9].
Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку
в работах более поздних лет. Так, В.А. Кабатов полагал, что автор может
передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его
неприкосновенность[10].
Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б.С. Антимонов
и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора
состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей
его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в
недопустимости перенесения прав автора на другое лицо[11].
Таким образом был намечен иной подход к пониманию авторского
договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации
принадлежащих автору прав.
В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А.И. Ваксберг
считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения[12]. Примерно
в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации
автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет[13]. Таким
образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как
соглашения об использовании произведения.
После кодификации гражданского законодательства в
1964 г. и включения в него раздела “Авторское право” утвердилось единое
понятие авторского договора. В ст. 503 ГК РСФСР давалось следующее
определение авторского договора: “по авторскому договору автор передает или
обязуется создать и в установленный договором срок передать свое произведение
организации для использования обусловленным по договору способом, а организация
обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором
срок, а также уплатить автору вознаграждение, кроме случаев указанных в
законе”.
С принятием 7 июля 1993 г. ВС РФ закона “Об авторском
праве и смежных правах” восстановлена конструкция об уступке, передаче прав по
авторскому договору. передача имущественных прав может осуществляться на основе
авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского
договора о передаче неисключительных прав (ст. 30).
С конструкцией об уступке прав соседствует разрешительная
конструкция — автор дает согласие на определенные действия по использованию его
произведения (ст. 16). Подобная непоследовательность отражается на нормах
закона, предназначенных для регулирования договорных отношений автора и
пользователя. Если автор разрешает определенные действия в отношении своего
произведения (воспроизводить, распространять, публично исполнять и т.д.), то
ему вовсе не надо передавать права. По сути дела автор совместно с организацией
определяет способ использования произведения.
Подобная непоследовательность отражается и на определении
предмета договора. Так, согласно ст. 31 ЗоАП, предметом договора выступают
права, а не результаты творчества автора, не его произведение. В этом можно
убедиться, проанализировав п. 2 ст. 31, где сказано, что предметом
авторского договора не могут быть права на использование произведения, не
известные на момент заключения договора. В п. 5 ст. 31 отмечается
также, что предметом авторского договора не могут быть права на использование
произведения, которые автор может создать в будущем, произведение как предмет
авторского договора отошло на второй план. Параметры и характеристика уже не
упоминаются в существенных условиях договора.
Если допустить такую
ситуацию, что автор передал организации произведение и соответствующие права.
Организация утратила произведение или оно оказалось в таком состоянии, когда
использовать его невозможно. Произведения нет, а права остались. Однако нужно учитывать,
что используются не права, а произведение как результат творчества автора. Это
приводит к выводу, что предметом авторского договора должно быть
соответствующее произведение. Подтверждение тому можно найти в законодательстве
других стран. Так, в ФРГ первым пунктом издательского договора является пункт о
его предмете[14]. В этом пункте говорится,
что предметом издательского договора является произведение под определенным
названием, которое должно быть представлено издательству автором в полном
объеме до согласованного сторонами срока. Кроме того, договор содержит
положение о том, что рукопись остается собственностью автора и должна быть
возвращена ему издательством по его требованию после выхода произведения в свет
(п. 6.2. издательского договора). Такого положения не содержат ни прежние,
ни нынешние нормативные акты и договоры России. А оно имело бы важное значение,
поскольку в российском законодательстве закреплено понятие интеллектуальной
собственности (ст. 44 Конституции РФ, ст.ст. 2, 138 ГК РФ и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|