на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Центральный район. Московская железная дорога

Минерально-сырьевые ресурсы представлены залежами бурых углей Подмосковного бассейна, торфа, фосфоритов (Московская обл.), железных руд (Тульская область), а также известняков, огнеупорных и кирпичных глин, строительных, стекольных и формовочных песков. Однако данные минеральные и топливные ресурсы имеют исключительно местное значение.

Почвенные ресурсы района достаточно бедны: исключение в данном смысле представляют только плодородные серые лесные почвы и чернозёмы на юге территории района.

Климатические ресурсы позволяют возделывать большую часть зерновых, картофель, овощи, кормовые травы, лён.

Отдельного внимания заслуживают рекреационные ресурсы района – живописные ландшафты среднерусской полосы.

1.4 Лесные и водные ресурсы Центрального района

Поверхностные водные источники района представлены разветвленной речной сетью, относящейся к бассейнам Каспийского, Черного и Балтийского морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района — Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет особенно крупных водостоков — все значительные реки протекают здесь своими верховьями, набирая полную силу уже за пределами района. Судоходные реки — Волга, Ока, Москва. Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения. Озера многочисленны, но не велики. Северная половина района отличается значительной заболоченностью. Почти повсеместно здесь встречаются тысячи больших и малых болот.

Учитывая плотность населения и давность освоения территорий Центрального экономического района, сегодня нельзя говорить о значительных лесных ресурсах: на обширных пространствах леса вырублены и заменены пашнями и лугами. Поскольку в результате рубок и других видов воздействия человека состав лесов сильно изменился, в Центральном экономическом районе преобладают вторичные леса, образовавшиеся на месте коренных хвойных, хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. Очень много лесов погибло во время Великой отечественной войны, так что на западе Центра сейчас много молодых рощ и перелесков. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольшей лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области. Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Некондиционное лесное местное сырье и отходы используются слабо. Покрытая лесом площадь Центрального экономического района составляет 40% его территории, или менее 2% государственного лесного фонда России. Костромская область относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области — к зоне малолесных районов. Почти 2/5 лесопокрытой площади района имеет главным образом водоохранное, защитное и рекреационное значение.

1.5 Особенности энергетики Центрального района

Развитое электроэнергетическое хозяйство обеспечивает Центральному району первое место в России по производству электроэнергии. Её вырабатывают в подавляющей массе крупные тепловые станции (Черепетская, Щекинская, Тверская, Костромская, Конаковская и т.д.), работающие на местном угле или торфе, а также на газе и мазуте.

Важным источником энергии являются гидроэлектростанции, построенные на Волге и канале им.Москвы. Крупнейшей является Рыбинская ГЭС с установленной мощностью в 330 тыс.квт.

Среди АЭС можно выделить Тверскую и Смоленскую, после ввода которых энергоснабжение района значительно улучшилось.

1.6 Отрасли специализации Центрального района

Промышленность района представлена многоотраслевой обрабатывающей индустрией. В её структуре резко выделяются машиностроение и лёгкая промышленность, а также химическая промышленность, которая, тем не менее, в последнее время теряет своё значение в рамках страны.

Промышленность не отличается материало- и энергоёмкостью производства, так как работает преимущественно на привозном сырье, полуфабрикатах и топливе.

Первой по значению отраслью является машиностроение. В сложнейшей структуре этого комплекса выделяются станкостроение, приборостроение, электронное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, автомобилестроение, производство тепловозов, вагонов, сельскохозяйственной техники. Одной из важнейших причин развития мощного и диверсифицированного машиностроения стало наличие кадров с высокой научной и профессиональной подготовкой, наличие многих научно-технических и проектных организаций.

Среди центров машиностроения выделяются, естественно, Москва, а также Ярославль, Тула, Тверь, Брянск, Иваново, Владимир, Рязань, Коломна, Королёв, Рыбинск и др.

Продукция машиностроения потребляется по всей России и даже вывозится на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье. Именно машиностроение, в особенности высокотехнологичные его ответвления, будут определять экономическое развитие региона в будущем.

Второй отраслью специализации является химическая промышленность. В пределах Центрального экономического района выпускается почти 1/5 продукции российского химико-лесного комплекса. Здесь развиты и производства основной химии, и отрасли химии органического синтеза. Несмотря на незначительную сырьевую базу, создание мощной химической промышленности диктовалось объективной необходимостью обеспечить многочисленные потребляющие отрасли и производства района качественными химикатами. В связи с этим здесь развиваются пионерные отрасли и внедряются новейшие технологии: химические волокна, автомобильные шины, пластмассы, удобрения, красители, продукты химико-фармацевтической промышленности. Крупные предприятия отрасли расположены в Москве, Московской и Тульской областях.

Дальнейшее развитие химической промышленности в районе связно с решением экологических проблем и уходом от энергоёмких производств.

Старейшей отраслью специализации является лёгкая промышленность, которая занимает первое место в России и ближнем зарубежье по производственным мощностям. Только Москва и Московская область изготовляют более 1/7 общероссийской продукции лёгкой промышленности.

Самой крупной отраслью является текстильная промышленность, почти все предприятия которой работают на привозном сырье. Исторически районами особой концентрации являются Ивановская, Москвоская, Тверская, Ярославская и Владимирская области. Также развита кожевенно-обувная промышленность: Москва, Ярославль, Тверь, Кимры (Тверская область). Продукция данных отраслей потребляется на всей территории РФ. Большую роль играют также пищевая и полиграфическая промышленность, которые постепенно развиваются и выходят на общефедеральный уровень.


1.7 Сельское хозяйство Центрального района

Сельское хозяйство Центрального экономического района занимает скромное место. В Московской области его доля составляет лишь 10% ВРП, в других областях – не намного выше. Однако значение сельскохозяйственной базы района велико (1/6 российского производства). Центр обеспечивает себя картофелем и многими видами овощей. Он находится на первом в России месте по производству рыночных культур – льноволокна и картофеля. Огромную роль в сельском хозяйстве играют пригородные формы сельскохозяйственного производства, действуют агрофирмы и агрообъединения, земледелие сочетается с животноводством. Однако производительность сельского хозяйства в некоторых районах недостаточно высока, в связи с чем существует потенциал её роста. Возможно развитие отрасли за счёт осушения заболоченных территорий, химизации производства.

1.8 Развитие Центрального экономического района в перспективе

К важнейшим конкурентным преимуществам Центрального экономического района относятся:

1)  Выгодное транспортно-географическое положение по отношению к основным рынкам сбыта товаров районной специализации;

2)  Значительная ёмкость внутреннего и сопредельных рынков по продукции профилирующих отраслей;

3)  Высокий уровень экономического, научно-технического и инфраструктурного развития;

4)  Относительно глубокие институциональные преобразования, сравнительно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры и накопления капитала, доминирование в сфере кредитно-финансовых, страховых, консалтинговых, информационных, транспортных, образовательных и других услуг.

Данные особенности предопределяют приоритетные направления развития экономики района:

ü  Сохранение и приумножение производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала;

ü  Экологическое оздоровление крупных городов и промышленных зон;

ü  Возрождение малых городов и сельских поселений;

ü  Ограничение развития крупных энерго-водо-землеёмких промышленных комплексов;

ü  Развитие широких кооперационных и снабженческо-сбытовых производственных связей с республиками ближнего зарубежья (прежде всего, с Украиной и Беларусью);

ü  Расселение и обустройство в малозаселённых областях (Смоленская, Костромская, Тверская);

ü  Организация взаимодействия депрессивных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская) с более развитыми (Московская, Тульская, Ярославская);

ü  Развитие крупных корпоративных производственных структур.


2. Характеристика транспортной сети района тяготения Московской железной дороги

2.1 Железнодорожный транспорт

2.1.1 Границы и общая характеристика Московской железной дороги

Адрес Московской железной дороги: 107140, Россия, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20.

Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8.6 тыс. Км эксплуатационной длины, которые обслуживает 92,8 тысячи человек.

Столичная магистраль проходит по территории 11 субъектов Российской Федерации, где находятся 7 отделений дороги: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское.

В районе функционирования дороги проживает около 30 млн.человек - почти пятая часть населения страны.

Характерная особенность дороги – это ее разветвленность. В самом напряженном регионе – Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.

Московская железнаядорога – это высоко оснащенная, динамично развивающаяся магистраль. Свой вклад в развитие компании «Российские железные дороги» вносит каждое из структурных подразделений, а их на дороге более 700.

Сегодня на дороге расположено 635 станции, из них грузовые операции осуществляются на 468. МЖД осуществляет 94,8 млн тонн погрузки в год.

Московская железная дорога сегодня включает:

ü  7 отделений железной дороги,

ü  20 локомотивных депо,

ü  11 моторвагонных депо,

ü  9 эксплуатационных вагонных депо,

ü  35 дистанций пути,

ü  4 структурных подразделений по ремонту путевой техники,

ü  5 механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций,

ü  14 дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения,

ü  18 дистанций электроснабжения,

ü  20 дистанций сигнализации, централизации и блокировки,

ü  5 дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

Московская железная дорога по праву называется пассажирской. Она осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 22% в поездах дальнего следования. Столичная магистраль отправляет 370 пассажирских поездов в сутки.

Существенная особенность Московской железной дороги - колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно здесь курсирует около 2920 пригородных поездов.

2.1.2 Влияние экономико-географических особенностей Центрального района на формирование и развитие железнодорожной сети

Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в транспортной системе Центрального экономического района РФ. Протяжённость железных дорог составляет почти 20 тыс.км. Тот факт, что Центральный экономический район является наиболее освоенным и наиболее развитым на сегодняшний день, обусловливает и уровень развития железнодорожной сети, предопределяя её густоту, уровень электрификации (все железные дороги района сегодня электрифицированы).

Интенсивному формированию железнодорожной сети района способствовал тот факт, что большая часть предприятий района работала на привозном сырье с Юга, Урала, Поволжья. Развитие железных дорог района было обусловлено и необходимостью поставки продукции района в другие районы страны.

2.1.3 Особенности направлений и конфигурации железнодорожных линий

Железнодорожная сеть района имеет радиальное строение, что обусловлено центральным положением Москвы как основного транспортного узла как по отношению к другим транспортным узлам района, так и по отношению к другим районам.

2.1.4 Техническая реконструкция транспорта

Как было отмечено выше, все железные дороги района являются электрифицированными, в связи с чем удельный вес протяжённости дорог с электровозной тягой к общей протяжённости железных дорог составляет 100%. Данный показатель свидетельствует о высоком уровне развития железнодорожной сети района.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.