1) отказать в принятии заявления о признании должника банкротом
в случаях, предусмотренных статьей 43 Закона "О несостоятельности (банкротстве)";
2) принять заявление;
3) оставить без движения и возвратить заявление о признании должника
банкротом, если есть основания, указанные в статье 44 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
В тех случаях, когда удовлетворении требований заявителя должником
имеет частичный, а не полный характер, отказ от введения наблюдения судом не применяется.
Однако нередко суды это положение не применяют и отказывают заявителям
в ведении наблюдения, ссылаясь на пункт 3 статьи 7 Закона, из которого следует,
что частичное удовлетворение (в результате которого размер требования стал меньше
минимального) может стать препятствием к принятию заявления.
После направления заявления в суд судья не позднее 5 дней выносит
определение о приеме заявления и назначает судебное заседание. Начинается подготовка
к судебному заседанию.
Согласно статье 42 Закона "О несостоятельности (банкротстве)"
в случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным,
но к указанному заявлению приложены не все документы, указанное заявление принимается
арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке
дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании
должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем
через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании
должника банкротом. При этом эта норма носит императивный характер, т.е. не допускаются
никакие продления.
Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности заявления
о признании должника банкротом проводится судьей арбитражного суда единолично. Судьей
принимается одно из следующих решений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения.
Определение выносится, если требование заявителя признано обоснованным, т.е. соответствующим
п.2 ст.33 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", и это требование
на дату судебного заседания не удовлетворено. Это подтверждается и судебной практикой,
в частности Постановлением ФАС Поволжского округа от 09.08.2007 N А65-5177/07-СГ4-31[42]
(Приложение 3);
об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения.
Определение выносится, если требование заявителя не удовлетворено или не соответствует
признакам, названным в статьях 8, 9 или пункте 2 статьи 33 настоящего Закона
"О несостоятельности (банкротстве)", при условии, что имеется иное заявление
о признании должника банкротом;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве). Определение выносится, если требования
кредитора не являются обоснованными, не соответствуют п.2 ст.33 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)" либо удовлетворены должником при условии отсутствия других заявлений
о банкротстве должника, поступивших в суд после принятия первого заявления.
Названные определения подлежат немедленному исполнению, которое
не может быть приостановлено даже фактом обжалования.
В частности, дело может быть передано на новое рассмотрение,
если суд не установит наличия (отсутствие) оснований для введения реабилитационной
процедуры банкротства либо прекращения производства по делу о банкротстве (Постановление
ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.02.2008 N А10-5607/06-Ф02-9666/07) [43]
(Приложение 4).
Определение о введении наблюдения направляется лицам, участвующим
в деле, и дополнительно в кредитные организации (в том числе в банк, где открыт
расчетный счет должника), подразделения судебных приставов, уполномоченные органы.
Необходимость направления определения в указанные организации вызвана тем, что согласно
статье 63 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения
судом определения о введении наблюдения наступают определенные последствия, в частности
кредиторы предъявляют требования к должнику, приостанавливается исполнение по исполнительным
листам, запрещается выдел доли, выплаты дивидендов, запрещаются определенные сделки.
Судом не позднее семи месяцев со дня поступления заявления в
арбитражный суд должно быть вынесено одно из решений или определений по существу,
предусмотренных статьей 52 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":
1) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства - принимается в соответствии с нормами ст.53 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)", если должник отвечает признакам банкротства (а такими признаками,
по сути, являются задолженность любого размера и срок ее неисполнения более трех
месяцев) и при этом отсутствуют основания восстановления его платежеспособности;
2) решение об отказе о признании должника банкротом - выносится
в случае отсутствия признаков банкротства, т.е. задолженности любого (даже самого
минимального) размера в соответствии с нормами ст.55, 56 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)";
3) определение о введении финансового оздоровления - выносится
при наличии возможности восстановления платежеспособности должника без проведения
активных мероприятий на основании решения собрания кредиторов (это общее правило)
либо в порядке исключения по ходатайству третьих лиц; порядок решения этих вопросов
установлен ст.75 - 78 Закона "О несостоятельности (банкротстве)";
4) определение о введении внешнего управления - выносится, если
платежеспособность должника может быть восстановлена путем активных мероприятий,
предполагающих изменение в структуре производства и управления компанией; порядок
введения внешнего управления определен некоторыми положениями ст.75 Закона
"О несостоятельности (банкротстве)", а также нормами ст.92, 93 Закона
"О несостоятельности (банкротстве)", кроме того, возможен переход к внешнему
управлению от стадии конкурсного производства в соответствии со ст.146 Закона
"О несостоятельности (банкротстве)". Как правило, вводится при наличии
ходатайства кредиторов и должника;
5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве
- выносится в соответствии с нормами ст.57 Закона "О несостоятельности (банкротстве)"
при возникновении обстоятельств, вследствие которых продолжение конкурсного процесса
нецелесообразно (эти обстоятельства перечислены в п.1 ст.57 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)");
6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом
без рассмотрения - выносится, если при рассмотрении дела выяснится, что обязательства
должника перед заявителем (кредитором или уполномоченным органом) удовлетворены
либо прекратились иным образом, однако присутствуют другие кредиторы или уполномоченные
органы, чьи требования должны рассматриваться;
7) определение об утверждении мирового соглашения - выносится
при наличии соответствующей договоренности кредиторов и вступает в силу после утверждения
арбитражным судом на основании норм гл. VIII Закона "О несостоятельности (банкротстве)"[44].
Семимесячный срок является более продолжительным, нежели сроки
рассмотрения исковых заявлений, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом
РФ. При этом срок исчисляется именно с даты поступления в арбитражный суд заявления,
а не с момента его поступления в суд. Очевидно, что увеличение сроков связано с
подготовительной работой, проводимой арбитражным судом.
При подготовке дела к судебному разбирательству суд в соответствии
со ст.135 Арбитражного процессуального кодекса РФ разрешает вопросы об обеспечении
иска, о предоставлении встречного обеспечения, а также об обеспечении доказательств.
Данные положения Арбитражного процессуального кодекса РФ в полной мере применимы
и к делам о банкротстве[45].
Постановлением от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному
разбирательству"[46]
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что подготовка дела к судебному разбирательству
является самостоятельной и обязательной стадией арбитражного процесса, согласно
ст.133 АПК РФ проводится судьей единолично по каждому делу, находящемуся в производстве
арбитражного суда первой инстанции, независимо от степени его сложности, срока рассмотрения
и других обстоятельств и представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных
действий судьи, направленных на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения
дела.
В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение
арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц,
все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений
о вступлении в дело о банкротстве.
Судебное заседание проводится в общем порядке, установленном
Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом "О несостоятельности (банкротстве)".
На стадии наблюдения можно выделить только следующие особенности: отсутствие собеседования
со сторонами и предварительного судебного заседания, а также то, что отсутствие
должника или иного лица не препятствует введению наблюдению.
Решение арбитражного суда в соответствии с положениями статьи
180 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступает в законную силу по истечении
месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае
подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено либо не изменено, вступает
в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
При этом пункт 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает,
что решение арбитражного суда исполняется после вступления его в законную силу,
за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном Арбитражным
процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы
исполнительного производства[47].
Глава 3. Исполнение процедуры наблюдения
3.1 Правовое положение участников процесса о банкротстве
при введении процедуры наблюдения
Состав участников процесса о несостоятельности зачастую играют
решающую роль в судьбе процесса о несостоятельности. Арбитражный суд принимает свои
решения, исходя их документальных результатов работы управляющего, а тот в свою
очередь руководствуется документами, предоставленными ему уполномоченными представителями
должника и кредиторов.
Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение
сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу
дела - возлагается на временного управляющего.
Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации
определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.
Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и
его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в
своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный
суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет
список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного
управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в
запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные
в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии
этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п.1 ст.45 Закона о банкротстве
2002 г.) [48].
Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе
отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур.
Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия
такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию
в списке кандидатур.
В случае непредставления такого списка в срок, установленный
законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный
срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что
в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть
указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.
Временный управляющий действует параллельно с руководством должника,
поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения
руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять
свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями. Деятельность управляющего происходит
в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства
должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение
финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности
проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий
имеет возможность контролировать процесс функционирования предприятия без его прекращения,
если это отвечает интересам должника и кредиторов[49].
В действующем Законе о банкротстве в целом сохранен перечень сделок, совершаемых
органами управления должника с согласия временного управляющего. Если ранее должник
мог распоряжаться недвижимым имуществом независимо от его стоимости, исключительно
с согласия временного управляющего, теперь согласие требуется лишь в том случае,
если балансовая стоимость объекта (объектов) недвижимости составляет более пяти
процентов от балансовой стоимости активов должника. Причем это ограничение относится
к любому (а не только к недвижимому) имуществу. По Закону 1998 г. для иного имущества должника ограничение составляло более десяти процентов балансовой стоимости
активов. Указание в Законе на то, что балансовая стоимость активов должника определяется
на дату введения наблюдения, - весьма важная новелла, снимающая вопросы в ходе правоприменения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|