Военнослужащие ограничены
также в праве на труд и отдых. Им запрещено совмещать военную службу с работой
на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской
деятельностью. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и
другие мероприятия проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности
еженедельного служебного времени для военнослужащих [ 18 ]
Таким образом,
сознательность военно-профессиональной направленности, в конечном счете,
определяется адекватностью сопоставления своих личных возможностей и
наклонностей с этими требованиями и содержанием воинской деятельности.
Устойчивость
направленности характеризует постоянство профессиональных устремлений человека.
Действенность направленности определяется активностью желаний и стремлений
кандидата, его настойчивостью в достижении поставленных целей.
Таким образом, выявление
направленности человека на военную службу в целом и на деятельность по
конкретной военной профессии, предполагает тщательное изучение и комплексный
анализ целого ряда социально-психологических характеристик - мировоззренческих
взглядов и убеждений, познавательных и трудовых интересов, увлечений в часы
досуга, отношение к окружающим и самому себе; общественной активности и
практического опыта.
Способности - это индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной
деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для
нее значениями, умениями и навыками [ 29,32 ].
Известный отечественный
психофизеолог Б.М. Теплов выделял три признака отличающих способности от других
психических свойств и качеств человека.
Во-первых, под
способностями следует понимать индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях
там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями
являются не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на
успешность выполнения человеком какой-либо деятельности или многих
деятельностей. По мнению Б.М. Теплова, некоторые свойства - например,
вспыльчивость, вялость, медлительность и другие - хотя и являются
индивидуальными особенностями человека, не могут быть отнесены к его
особенностям.
В-третьих, способности не
сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного
человека. Но они могут определять легкость и быстроту приобретения этих знаний
и навыков [ 46 ].
Необходимо различать
общие и специальные способности. Общие способности - это качества личности,
которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. В условиях
военной службы к числу общепрофессиональных качеств можно отнести интеллект,
волевые качества, ответственность и дисциплинированность, нервно-психическую
устойчивость, физическую подготовленность и другие.
Специальные
способности - это
индивидуальные особенности, благоприятные для конкретных видов деятельности.
При оценке специальных особенностей, и прогнозировании успешности человека на
конкретных воинских должностях особое значение имеет тщательный анализ
различных характеристик познавательных психических процессов и анализаторных
систем [ 17 ].
О своеобразии
способностей граждан, поступающих на военную службу прежде всего следует судить
по его отношению к различным видам деятельности (учебной, производственной, общественной,
спортивной и др. ) и ее результатам, по наличию элемента творчества и усилиям,
затрачиваемым на достижение определенного успеха.
Характер - совокупность наиболее выраженных и
устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющихся в
деятельности и общении, в типичных для человека способах поведения. Если направленность
- это тенденция человека, показатель того, к чему он стремиться, а способности
- это его потенциальные возможности, определяющие пределы достижимого и темпы продвижения
к цели, то характер показывает личность сегодня, то, чем она является в данное
время с точки зрения отношения к окружающему и самому себе, каков
индивидуальный стиль ее поведения и деятельности.
Характер человека
обнаруживается, во-первых, в том, как он относится к другим людям, проявляя
общительность или замкнутость, привязанность или отчужденность, тактичность или
грубость, правдивость или лживость; во-вторых, в том, каково у человека
отношение к самому себе (преобладают тут самолюбие или приниженность,
эгоцентризм или преданность интересам коллектива и т.д.); в-третьих, в том, как
человек относится к делу - отличаясь добросовестностью или легкомыслием,
ответственностью или небрежностью, энтузиазмом или формальным выполнением
обязанностей; в-четвертых, в том, каково отношение человека к вещам :
аккуратное или небрежное, хозяйское или потребительское, ориентированные на
общественные интересы или корыстное.
Для различных видов
воинской деятельности, поскольку они требуют от личности не одинаковых способностей
и при том в различной степени их выраженности, нужна и не одинаковая по своему
содержанию , психологическая подготовка. Вместе с тем, предоставляется
возможность выделить компоненты, являющимися общими для большинства
военнослужащих - это:
·
сформированность военно-профессиональной
мотивации, высоких моральных качеств, соответствующих потребностей, целей,
интересов, установок на военную службу;
·
сформированность необходимых
для военно-профессиональной деятельности знаний, навыков, умений и положительных
привычек;
·
сформированность и
активизация профессионально-важных психических процессов, необходимых в ходе
ратного труда;
·
сформированность
эмоционально- волевой устойчивости;
·
наличие выдержки,
дисциплинированности, стойкости, способности |беспрекословно подчиняться
командирам и начальникам;
·
наличие хорошей
физической подготовки [19,36 ]
Физическая подготовка
имеет цель сформировать физическую выносливость, высокую работоспособность,
ловкость, способность к большим физическим нагрузкам. В процессе физических
упражнений, особенно во время соревнований по игровым видам спорта, развиваются
такие профессионально важные свойства, как устойчивость, переключаемость и
распределение внимания, способность к чувственному отражению действительности в
форме ощущений, восприятий и преобразования сенсорной информации. Физические упражнения
способствуют развития эмоционально-волевой устойчивости [47].
Однако как ни важна
физическая подготовленность будущего солдата, в современных условиях для многих
военных специальностей не физические силы являются определяющими его потенциал.
Определяющими и главными компонентами воинского труда являются эмоциональная и
волевая сфера, устойчивость психики, готовность и способность сохранять высокую
интеллектуальную работоспособность, сопротивляемость неблагоприятному
воздействию психологических факторов боевой обстановки [11].
Психологические качества
в известной степени зависят от свойств нервной системы, силы (слабости)
возбудительного и тормозного процесса, функциональных особенностей мозга.
В связи с повышением
разрушительной силы оружия, усложнением боевой техники появляется все больше и
больше факторов, отрицательно влияющих на психику человека. Это обстоятельство
побуждает в настоящее время подбирать кандидатов на военную службу с высоким
уровнем эмоционально- волевой устойчивости [ 4, 9 ].
В каждом волевом
проявлении личности человека, как показал известный отечественный психолог Пуни
А.Ц., содержатся интеллектуальные (гностические) компоненты, ибо воля -
деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля - деятельная
сторона моральных чувств: операционные компоненты (умения), ибо проявление воли
у человека обуславливается его жизненным опытом, вытекают их индивидуального
своеобразия его личности и связаны с ее направленностью, моральными чертами,
психологическими особенностями неровной системы, сложившимися качествами структуры
волн, такими как, смелость, самостоятельность, твердость, целеустремленность,
решительность, настойчивость, самообладание. Дисциплинированность [ 34 ]
Перечисленные волевые
качества значительно усиливаются под влиянием мотивации, осознании высокой
ответственности за результаты деятельности, от того, насколько человек
представляет цель волевого действия, умело ориентируется в обстановке и четко
видит средство достижения поставленной цели. Когда эти вопросы хорошо осознаны
и продуманы, то в поведении прослеживаются такие волевые качества как
инициативность, выносливость, смелость, твердость, самообладание, выдержка,
решительность [ 52 ]
Таким образом,
психологическая готовность, особенно к такому сложному виду деятельности как
несение воинской службы в частях и на кораблях Вооруженных сил России
представляет собой сложную динамическую структуру, являющуюся выражением
совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, волевых сторон
психики человека и их соотношение с высшими условиями и предстоящими задачами.
Психологическая
устойчивость -
главное содержание психической готовности личности воина, она предполагает
высокую надежность функционирования у него всех познавательных и
эмоционально-волевых процессов в ходе воинской деятельности, особенно, при
возникновении опасных для жизни, напряженных ситуаций.
Их выше изложенного можно
сделать вывод, что военная служба по контракту предъявляет повышенное
требование к личности солдат, матросов, сержантов, старшин в части их
профессиональной подготовленности и пригодности.
На военную службу по
контракту может быть принят гражданин, признанный при медицинском
освидетельствовании- годным к военной службе, по результатам профессионально
психологического отбора, отнесенный к 1 или 2 категории соответствующий
установленным требованиям;
·
по
общеобразовательному цензу;
·
по уровню
профессиональной подготовки;
·
по уровню
физической подготовки [ 47 ].
Гражданин, поступающий на
военную службу по контракту должен:
·
быть
дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно
взаимодействовать с товарищами» уважительно относиться к старшим, командирам»
свое поведение в бою и другой экстремальной обстановке строить на основе
взаимопомощи и взаимовыручки;
·
обладать разумной
активностью и инициативой;
·
уметь принимать
решение при неполной и зачастую противоречивой информации, а также при дефиците
времени;
·
обладать эмоциональной
устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к физическим
и психическим перегрузкам (нервно-психической устойчивостью);
·
обладать
устойчивыми мотивами добровольного поступления на вое иную службу ( высокой
военно-профессиональной направленностью).
1.4
Мотивация
граждан, поступающих на военную службу по контракту
Люди постоянно вовлечены
в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение . Поведение
человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане любой
поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также
охарактеризован с точки зрения интенсивности и направленности. Изучение
мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют
активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению
определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия
является наличие интенции- намерения к его выполнению. Для объяснения
детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические
теории мотивации, которые строятся на основе допущений о природе человека и
устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения [ 49].
Хотя термин
"мотив" использовался достаточно давно, проблема мотивации в качестве
самостоятельной проблемы психологии выделилась лишь в начале XX века. Однако
интерес к мотивации не ослабевает и в настоящее время:"..если проследить
тенденции развития современной психологии, то нетрудно увидеть, что ее
логическим центром все более и более становится проблема мотивации.
"Вместе с тем высказывается мнение, что "..исследователи поведения
животных постепенно начинают понимать, что нет никакой необходимости в
представлениях, связанных |с мотивацией. Понятие мотивации используется как
мусорная корзина разного рода факторов, природа которых недостаточно
понятна." [15].
Все это ориентирует
психологию и на расширение фронта экспериментальных и прикладных исследований, и
на углубление теоретического анализа основных положений теории мотивации.
Взгляды на сущность и
происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой
проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя
философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической
позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и
теологов.
Теология — совокупность
религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях. Вплоть до середины
XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее
ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом,
мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный
источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании
и воле человека.
Иррационализм как учение
распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение
животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными,
неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических
потребностях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|