на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту

Военнослужащие ограничены также в праве на труд и отдых. Им запрещено совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени для военнослужащих [ 18 ]

Таким образом, сознательность военно-профессиональной направленности, в конечном счете, определяется адекватностью сопоставления своих личных возможностей и наклонностей с этими требованиями и содержанием воинской деятельности.

Устойчивость направленности характеризует постоянство профессиональных устремлений человека. Действенность направленности определяется активностью желаний и стремлений кандидата, его настойчивостью в достижении поставленных целей.

Таким образом, выявление направленности человека на военную службу в целом и на деятельность по конкретной военной профессии, предполагает тщательное изучение и комплексный анализ целого ряда социально-психологических характеристик - мировоззренческих взглядов и убеждений, познавательных и трудовых интересов, увлечений в часы досуга, отношение к окружающим и самому себе; общественной активности и практического опыта.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее значениями, умениями и навыками [ 29,32 ].

Известный отечественный психофизеолог Б.М. Теплов выделял три признака отличающих способности от других психических свойств и качеств человека.

Во-первых, под способностями следует понимать индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями являются не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность выполнения человеком какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Б.М. Теплова, некоторые свойства - например, вспыльчивость, вялость, медлительность и другие - хотя и являются индивидуальными особенностями человека, не могут быть отнесены к его особенностям.

В-третьих, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Но они могут определять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [ 46 ].

Необходимо различать общие и специальные способности. Общие способности - это качества личности, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. В условиях военной службы к числу общепрофессиональных качеств можно отнести интеллект, волевые качества, ответственность и дисциплинированность, нервно-психическую устойчивость, физическую подготовленность и другие.

Специальные способности - это индивидуальные особенности, благоприятные для конкретных видов деятельности. При оценке специальных особенностей, и прогнозировании успешности человека на конкретных воинских должностях особое значение имеет тщательный анализ различных характеристик познавательных психических процессов и анализаторных систем [ 17 ].

О своеобразии способностей граждан, поступающих на военную службу прежде всего следует судить по его отношению к различным видам деятельности (учебной, производственной, общественной, спортивной и др. ) и ее результатам, по наличию элемента творчества и усилиям, затрачиваемым на достижение определенного успеха.

Характер - совокупность наиболее выраженных и устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, в типичных для человека способах поведения. Если направленность - это тенденция человека, показатель того, к чему он стремиться, а способности - это его потенциальные возможности, определяющие пределы достижимого и темпы продвижения к цели, то характер показывает личность сегодня, то, чем она является в данное время с точки зрения отношения к окружающему и самому себе, каков индивидуальный стиль ее поведения и деятельности.

Характер человека обнаруживается, во-первых, в том, как он относится к другим людям, проявляя общительность или замкнутость, привязанность или отчужденность, тактичность или грубость, правдивость или лживость; во-вторых, в том, каково у человека отношение к самому себе (преобладают тут самолюбие или приниженность, эгоцентризм или преданность интересам коллектива и т.д.); в-третьих, в том, как человек относится к делу - отличаясь добросовестностью или легкомыслием, ответственностью или небрежностью, энтузиазмом или формальным выполнением обязанностей; в-четвертых, в том, каково отношение человека к вещам : аккуратное или небрежное, хозяйское или потребительское, ориентированные на общественные интересы или корыстное.

Для различных видов воинской деятельности, поскольку они требуют от личности не одинаковых способностей и при том в различной степени их выраженности, нужна и не одинаковая по своему содержанию , психологическая подготовка. Вместе с тем, предоставляется возможность выделить компоненты, являющимися общими для большинства военнослужащих - это:

·  сформированность военно-профессиональной мотивации, высоких моральных качеств, соответствующих потребностей, целей, интересов, установок на военную службу;

·  сформированность необходимых для военно-профессиональной деятельности знаний, навыков, умений и положительных привычек;

·  сформированность и активизация профессионально-важных психических процессов, необходимых в ходе ратного труда;

·  сформированность эмоционально- волевой устойчивости;

·  наличие выдержки, дисциплинированности, стойкости, способности |беспрекословно подчиняться командирам и начальникам;

·  наличие хорошей физической подготовки [19,36 ]

Физическая подготовка имеет цель сформировать физическую выносливость, высокую работоспособность, ловкость, способность к большим физическим нагрузкам. В процессе физических упражнений, особенно во время соревнований по игровым видам спорта, развиваются такие профессионально важные свойства, как устойчивость, переключаемость и распределение внимания, способность к чувственному отражению действительности в форме ощущений, восприятий и преобразования сенсорной информации. Физические упражнения способствуют развития эмоционально-волевой устойчивости [47].

Однако как ни важна физическая подготовленность будущего солдата, в современных условиях для многих военных специальностей не физические силы являются определяющими его потенциал. Определяющими и главными компонентами воинского труда являются эмоциональная и волевая сфера, устойчивость психики, готовность и способность сохранять высокую интеллектуальную работоспособность, сопротивляемость неблагоприятному воздействию психологических факторов боевой обстановки [11].

Психологические качества в известной степени зависят от свойств нервной системы, силы (слабости) возбудительного и тормозного процесса, функциональных особенностей мозга.

В связи с повышением разрушительной силы оружия, усложнением боевой техники появляется все больше и больше факторов, отрицательно влияющих на психику человека. Это обстоятельство побуждает в настоящее время подбирать кандидатов на военную службу с высоким уровнем эмоционально- волевой устойчивости [ 4, 9 ].

В каждом волевом проявлении личности человека, как показал известный отечественный психолог Пуни А.Ц., содержатся интеллектуальные (гностические) компоненты, ибо воля - деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля - деятельная сторона моральных чувств: операционные компоненты (умения), ибо проявление воли у человека обуславливается его жизненным опытом, вытекают их индивидуального своеобразия его личности и связаны с ее направленностью, моральными чертами, психологическими особенностями неровной системы, сложившимися качествами структуры волн, такими как, смелость, самостоятельность, твердость, целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание. Дисциплинированность [ 34 ]

Перечисленные волевые качества значительно усиливаются под влиянием мотивации, осознании высокой ответственности за результаты деятельности, от того, насколько человек представляет цель волевого действия, умело ориентируется в обстановке и четко видит средство достижения поставленной цели. Когда эти вопросы хорошо осознаны и продуманы, то в поведении прослеживаются такие волевые качества как инициативность, выносливость, смелость, твердость, самообладание, выдержка, решительность [ 52 ]

Таким образом, психологическая готовность, особенно к такому сложному виду деятельности как несение воинской службы в частях и на кораблях Вооруженных сил России представляет собой сложную динамическую структуру, являющуюся выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, волевых сторон психики человека и их соотношение с высшими условиями и предстоящими задачами.

Психологическая устойчивость - главное содержание психической готовности личности воина, она предполагает высокую надежность функционирования у него всех познавательных и эмоционально-волевых процессов в ходе воинской деятельности, особенно, при возникновении опасных для жизни, напряженных ситуаций.

Их выше изложенного можно сделать вывод, что военная служба по контракту предъявляет повышенное требование к личности солдат, матросов, сержантов, старшин в части их профессиональной подготовленности и пригодности.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании- годным к военной службе, по результатам профессионально психологического отбора, отнесенный к 1 или 2 категории соответствующий установленным требованиям;

·  по общеобразовательному цензу;

·  по уровню профессиональной подготовки;

·  по уровню физической подготовки [ 47 ].

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту должен:

·  быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с товарищами» уважительно относиться к старшим, командирам» свое поведение в бою и другой экстремальной обстановке строить на основе взаимопомощи и взаимовыручки;

·  обладать разумной активностью и инициативой;

·  уметь принимать решение при неполной и зачастую противоречивой информации, а также при дефиците времени;

·  обладать эмоциональной устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к физическим и психическим перегрузкам (нервно-психической устойчивостью);

·  обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на вое иную службу ( высокой военно-профессиональной направленностью).

1.4  Мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту

Люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение . Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направленности. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции- намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на основе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения [ 49].

Хотя термин "мотив" использовался достаточно давно, проблема мотивации в качестве самостоятельной проблемы психологии выделилась лишь в начале XX века. Однако интерес к мотивации не ослабевает и в настоящее время:"..если проследить тенденции развития современной психологии, то нетрудно увидеть, что ее логическим центром все более и более становится проблема мотивации. "Вместе с тем высказывается мнение, что "..исследователи поведения животных постепенно начинают понимать, что нет никакой необходимости в представлениях, связанных |с мотивацией. Понятие мотивации используется как мусорная корзина разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна." [15].

 Все это ориентирует психологию и на расширение фронта экспериментальных и прикладных исследований, и на углубление теоретического анализа основных положений теории мотивации.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях. Вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.