В случае необходимости для привлечения особого внимания к отдельным
вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеет право
направить специальный доклад в Государственную Думу.
Все ежегодные доклады Уполномоченного должны быть доведены до всеобщего
обозрения. В этих целях они подлежат официальному опубликованию в официальном
источнике – в “Российской газете”. Специальные доклады по отдельным конкретным
вопросам также могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в “Российской
газете” либо в других изданиях[34].
Законодательство
РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность
Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ[35]
вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью
повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от
одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных
требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение
должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным
законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечет
наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам
человека в иной форме влечет наложение административного
штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
2.3 Актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по
правам человека в России
Предлагается выделять внутреннее и внешнее взаимодействие государственных
органов, входящих в механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Внутреннее взаимодействие – это процесс воздействия органов друг на
друга, при котором их взаимное влияние как элементов единого механизма влечет
развитие и совершенствование каждого.
Внешнее взаимодействие – это их совместные действия по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации, основанные на принципах
сотрудничества и взаимопомощи.
Выделены четыре сферы взаимодействия уполномоченных по правам человека с
государственными органами, обеспечивающими права и свободы человека и
гражданина. Это взаимодействие 1) в совершенствовании законодательства о правах
и свободах человека и гражданина; 2) в восстановлении нарушенных прав и свобод;
3) в просвещении по вопросам прав и свобод человека; 4) в развитии
международного сотрудничества в области прав человека[36].
В механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина основная роль
уполномоченных состоит в том, чтобы стимулировать применение средств защиты
иными государственными органами и должностными лицами. Без конструктивного
взаимодействия с ними деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и
уполномоченных по правам человека в субъектах РФ крайне неэффективна.
Следует закрепить обязательность реагирования судебных органов и
прокуратуры на ходатайства, заявления и заключения уполномоченных по правам
человека. Это предложение требует закрепления в ФКЗ «Об Уполномоченном по
правам человека в РФ» и в проекте ФЗ «Об основах деятельности Уполномоченного
по правам человека в субъекте РФ» обязанности письменного уведомления
Уполномоченного этими органами о рассмотрении его ходатайств и заключений и
принятых мерах не позднее одного месяца со дня их поступления.
Автор разделяет позицию правоведов, считающих, что для решения проблемы
взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по
правам человека в субъектах РФ необходимо создать систему уполномоченных по
правам человека, основанную на принципах координации, сотрудничества и
взаимопомощи[37].
Основные меры по созданию единой системы уполномоченных, состоящей из
Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в
субъектах РФ сводятся к следующему:
• предоставить право вносить предложения о кандидатурах на должность
Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ Уполномоченному по правам
человека в Российской Федерации;
• законодательно закрепить положение о системе уполномоченных по правам
человека в Российской Федерации, состоящей из Уполномоченного по правам
человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, основанной на
принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи. Обязанность обеспечивать
согласованную деятельность системы возложить на Уполномоченного по правам
человека в РФ;
• наделить Уполномоченного по правам человека в РФ правом отдавать особые
поручения научно-аналитического, информационного и методического характера
региональным уполномоченным, обязанность исполнения которых возложить на
региональных уполномоченных;
• предусмотреть обязательность участия всех уполномоченных в ежегодном
«Координационном совете уполномоченных по правам человека» в целях разработки,
планирования и осуществления согласованных действий по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина, а также обмена информацией;
• проводить при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав
и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение,
совместные проверки и направлять по их результатам заключения государственному
органу, органу местного самоуправления, должностному лицу или государственному
служащему, в решениях или действиях (бездействии) которых выявлено нарушение
прав и свобод граждан, содержащие рекомендации относительно возможных и
необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
В ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и законах субъектов РФ
«Об Уполномоченном по правам человека» практически полностью отсутствуют
полномочия для совершенствования законодательства о правах и свободах человека
и гражданина, развития международного сотрудничества в области прав человека, а
также правового просвещения по вопросам прав и свобод человека. Следовательно,
уполномоченные не имеют возможности в полной мере осуществлять правотворческую
(способствующую выявлению пробелов и противоречий в законодательстве о правах и
свободах), информационно-воспитательную, консультационную и координационную
функции.
Этот серьезный пробел правового регулирования ведет к тому, что роль
уполномоченных в механизме обеспечения прав и свобод умаляется и
основополагающий принцип эффективного функционирования Уполномоченного по
правам человека – соответствие поставленных перед ними задач и предоставленных
полномочий – не реализуется.
Необходимо закрепить в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», в
проекте ФЗ «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в
субъекте РФ» ряд полномочий, необходимых для осуществления уполномоченными
указанных функций.
В частности, для реализации правотворческой функции Уполномоченного по
правам человека в РФ следует наделить следующими правами: законодательной
инициативы, участвовать в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов
законов, касающихся прав и свобод человека и гражданина, получать примерные
программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и
находящиеся на рассмотрении проекты законов, которые касаются прав и свобод
человека и гражданина, для подготовки и представления отзывов, предложений и
замечаний.
Анализ Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам
человека в РФ» и законов субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека»
показал недостаточную гарантированность независимости уполномоченных. В связи с
этим разработаны рекомендации, направленные на совершенствование
законодательства Российской Федерации и ее субъектов, устанавливающего гарантии
институциональной, функциональной и персональной независимости уполномоченных
по правам человека.
В ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и в законах субъектов
РФ «Об Уполномоченном по правам человека» наиболее тщательно регламентирована
деятельность уполномоченных по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.
Однако, как показывает практика, и в осуществлении этой деятельности есть
серьезные правовые проблемы.
На основе анализа законов субъектов РФ «Об Уполномоченном по правам человека»
выделены три варианта правового регулирования компетенции региональных
уполномоченных. Первый – ограничение компетенции уполномоченного рассмотрением
жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов
местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих
соответствующего субъекта РФ.
Второй вариант – использование в статье, устанавливающей компетенцию,
формулировки, аналогичной ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».
Третий вариант – расширение компетенции региональных уполномоченных за счет
включения дополнительных субъектов, на решения или действия (бездействие)
которых они вправе рассматривать жалобы.
Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации
должна быть следующая: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих; региональные уполномоченные по правам человека рассматривают жалобы
на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
соответствующего субъекта Российской Федерации; муниципальные уполномоченные рассматривают
жалобы на решения или действия (бездействие) органов местного самоуправления,
должностных лиц и муниципальных служащих.
Для реализации таких важных принципов, как организационная доступность
Уполномоченного по правам человека и оперативность его деятельности,
предлагается предоставить региональным уполномоченным по правам человека
полномочия рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) должностных
лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих свои полномочия на территории субъекта РФ[38].
Важно принять Федеральный закон «Об основах деятельности Уполномоченного по
правам человека в субъекте РФ» и включить в него положение о том, что
компетенция Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, его права при
проведении проверки по жалобе, а также на действия по результатам рассмотрения
жалобы распространяются на решения и действия (бездействие) должностных лиц и государственных
служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих свои полномочия на территории субъекта РФ. За территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти следует закрепить
обязанности предоставления запрошенных Уполномоченным материалов, документов и
иной информации, рассмотрения заключений Уполномоченного и сообщения в
письменной форме о приятных мерах.
Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ обязан информировать
Уполномоченного по правам человека в РФ о нарушениях прав и свобод человека и
гражданина, допущенных решениями и действиями (бездействием) должностных лиц
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих свои полномочия на территории субъекта РФ, а также иметь
возможность обратиться к федеральному Уполномоченному с ходатайством о
проведении проверки и оказании содействия в восстановлении нарушенных данными
органами прав и свобод человека и гражданина[39].
Анализ деятельности уполномоченных по правам человека по восстановлению
нарушенных прав и свобод граждан позволил выявить ряд правовых проблем,
недостатков и противоречий в нормативно-правовых актах и сформулировать
рекомендации по совершенствованию правового регулирования.
- первое, предоставить право вносить предложения о кандидатах на
должность Уполномоченного по правам человека в РФ Общественной Палате РФ и
общероссийским правозащитным общественным организациям, на должность
уполномоченных по правам человека в субъектах РФ — региональным правозащитным
общественным организациям и структурным подразделениям общероссийских и
межрегиональных правозащитных общественных организаций, осуществляющим свою
деятельность в субъекте РФ, общественным палатам субъекта, а также
Уполномоченному по правам человека в РФ;
- второе, изложить статью 15 Федерального конституционного закона «Об
Уполномоченном по правам человека в РФ» в следующей редакции: «Уполномоченный
рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства, чьи права, свободы и законные интересы были нарушены на
территории РФ, жалобы их законных представителей, а также общественных
объединений, уставной целью которых является защита прав человека, при условии
согласия на это лица, права и свободы которого были нарушены»;
- третье, исключить требование обжалования решений или действия (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих в судебном порядке до обращения к
уполномоченным по правам человека в субъектах РФ;
- четвертое, внести изменения в статью 17.2. Кодекса РФ об
административных правонарушениях в следующей редакции: «Неправомерный отказ
должностного лица в предоставлении или уклонение от предоставления информации
(документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной
информации Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному по правам
человека в субъекте РФ; отказ должностного лица от рассмотрения заключения
Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в
субъекте РФ и не предоставление в срок более одного месяца письменного ответа о
принятых мерах по рекомендациям, содержащимся в его заключении, и неисполнение должностными
лицами других обязанностей, установленных ФКЗ «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах деятельности Уполномоченного
по правам человека в субъекте РФ», влечет наложение административного штрафа в
размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда»;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|