5. Федеральные органы государственной
власти с особым статусом
Прокуратура Российской Федерации
Федеральные
органы с особым статусом не входят ни в одну из трех отраслей государственной
власти, но тем не менее осуществляют значительные государственные функции и
являются составной частью механизма осуществления власти. Прежде всего - это
Прокуратура Российской Федерации, которая представляет собой единую федеральную
централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации
надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные
федеральными законами.
Конституция
РФ 1993 г. в отличие от предыдущей Конституции 1978 г. не содержит специальной
главы о прокуратуре. Прокуратуре посвящена всего одна ст. 129 гл. 7
"Судебная власть", что не совсем корректно, так как прокуратура не
является частью судебной власти или ее отдельным институтом. Ведь в самой же
Конституции говорится о том, что "правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом" (ст. 118 ч.1), а следовательно, не
прокуратурой. В ст. 129 говорится о том, что прокуратура РФ составляет единую
централизованную систему с подчинением вышестоящим прокурорам нижестоящих и
Генеральному прокурору РФ. Если в Конституции 1978 г. определялась основная
функция прокуратуры, то в действующей Конституции РФ нет никакого упоминания о
функциях, задачах, полномочиях прокуратуры и предусмотрено только, что
организация и полномочия прокуратуры определяются федеральным законом.
Федеральный закон о Прокуратуре РФ был принят еще в 1991 г., впоследствии в
него были внесены существенные поправки и изменения.
По
Конституции РФ 1993 г. кандидатуру Генерального прокурора определяет Президент
РФ, который вносит ее на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации вправе
отклонить или утвердить представленную кандидатуру. В случае отклонения
кандидатуры Президент должен представить новую. Кроме того, только Президент
может вносить предложение в Совет Федерации об освобождении от должности
Генерального прокурора. Окончательное решение по этому вопросу принимает только
Совет Федерации.
Конституция
1993 г. установила и новый порядок назначения прокуроров среднего звена. Если
раньше согласование при назначении прокуроров требовалось только с республиками
в составе РФ, то сейчас при назначении прокуроров всех субъектов Федерации
требуется согласование Генеральным прокурором этих кандидатур с субъектами РФ.
Практика показывает, что это согласование идет с представительными органами
государственной власти субъектов РФ. В Конституции отмечено, что иные прокуроры
назначаются Генеральным прокурором РФ. К ним относят специализированные
прокуратуры - автотранспортную, военную, природоохранительную и другие. Самая
многочисленная категория - руководители городских и районных прокуратур,
которые тоже назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным
прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному
прокурору РФ.
Прокуратура
осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с
действующими на территории РФ законами.
Прокуратура
действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям
законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства
РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Прокуратура
информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также
население о состоянии законности.
Прокуроры
и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных
органов, образуемых органами государственной власти и органами местного
самоуправления, не могут являться членами общественных объединений,
преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности. Создание
и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их
организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и
следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных
объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную
деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме
преподавательской, научной и творческой.
Недопустимо
никакое вмешательство в осуществление прокурорского надзора. Никакие
государственные органы, общественные организации и должностные лица, средства
массовой информации не могут оказывать какого-либо давления на прокурора с
целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствовать его
деятельности. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать сведения
предварительного следствия и материалы проверок до их завершения. Требования
прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному и обязательному
исполнению в установленный законом срок. Неисполнение должностными лицами и
гражданами требований прокурора влечет установленную законом ответственность.
Прокуратура
рассматривает и разрешает заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушениях
закона, а также жалобы на вступившие в силу решения судов от лиц, имеющих
процессуальное право на обжалование. Все жалобы, поступившие в прокуратуру,
рассматриваются в течение месяца, а жалобы на нарушение конституционных прав
рассматриваются в пятидневный срок. Прокурор в установленном законом порядке
принимает меры к привлечению к ответственности граждан и должностных лиц,
допустивших нарушение прав и свобод граждан, законных интересов организаций,
учреждений и предприятий. Законом запрещается пересылка жалобы в орган или
должностному лицу на решения или, действия которого принесена жалоба.
Одной
из основных функций прокуратуры является надзор в пределах ее компетенции за
исполнением законов участниками общественных отношений.
В
соответствии с действующим законодательством прокуратура осуществляет надзор
за:
исполнением
законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и
исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими нормативных
актов;
соблюдением
прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами,
законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций;
исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие;
исполнением
законов административными органами и учреждениями, исполняющими наказание и
применяющими назначенные судом меры принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Осуществляя
надзор за исполнением законов (общий надзор) прокурор может использовать
предоставленные ему законом права:
беспрепятственно
входить на территорию и в помещение предприятий;
проверять
исполнение законов в связи с имеющимися у него сведениями;
требовать
от должностных лиц необходимых сведений и документов, материалов;
вызывать
должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов.
В
случае установления факта нарушения законных прав и интересов личности,
прокурор вправе своим постановлением освободить незаконно задержанного
административными органами, опротестовать противоречащие закону акты, либо
обратиться в суд за защитой законных прав и охраняемых законом интересов
граждан, возбудить уголовное дело либо производство об административном
нарушении, внести представление об устранении нарушений закона. Но прокуратура
не может подменять собой другие органы и организации, следящие за соблюдением
законов, и не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность
организаций. Прокурор обязан разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и
свобод, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод
человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон и, к
возмещению причиненного ущерба.
Большое
значение имеет надзор за соблюдением и исполнением законов в деятельности таких
органов, как ФСБ, МВД, пограничная служба, налоговая полиция, служба внешней
разведки, таможня и т.д. В данном случае прокурорский надзор должен быть
средством предотвращения нарушений в этой сфере. Прокурорский надзор является
также важным средством предупреждения нарушений закона в местах содержания лиц
под стражей, местах лишения свободы, местах предварительного заключения,
следственных изоляторах и т.д. Прокуроры обязаны периодически проверять такие
учреждения, знакомиться с документами, на основании которых лица, содержащиеся
в этих учреждениях, лишены свободы.
Особая
функция прокурора - участие в рассмотрении дел судами. Прокурор выступает в
качестве стороны (государственного обвинителя) в судебном разбирательстве, а с
другой стороны - он осуществляет надзорные функции в отношении судебных решений
(в уголовном процессе). В гражданском процессе прокурор, не подменяя истца,
выступает, если этого требуют интересы государства и граждан. Он предъявляет
иск в защиту заинтересованных лиц. В ряде случаев закон предусматривает
обязательное участие прокурора в рассмотрении некоторых категорий
гражданско-правовых дел (о не включении в списки избирателей, по делам о
признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, по делам о
признании недееспособности или частичной дееспособности лица). Прокурор
обладает значительными полномочиями в судебной сфере, особенно если суд
принимает незаконное или необоснованное решение. В этом случае прокурор может
принести протест в вышестоящий суд на необоснованное или незаконное решение
нижестоящего суда. Прокурор может затребовать в суде любое дело или даже целую
категорию дел, по которым решение уже вступило в законную силу и в случае
обнаружения незаконного или необоснованного решения, он приносит протест в
порядке надзора или обращается к вышестоящему прокурору.
Самостоятельная
функция прокуратуры - расследование преступлений, что является также формой защиты
прав граждан от преступных посягательств. Прокуратура проводит расследование
дел, отнесенных законом к ее компетенции, кроме того, прокурор вправе принять к
своему производству или поручить расследовать нижестоящему прокурору или
следователю любое преступление.
Прокуратура
обладает функцией координации деятельности правоохранительных органов по борьбе
с преступностью и другими правонарушениями (органов внутренних дел, федеральной
службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы) и других
правоохранительных органов. Это предусматривает и координация деятельности в
сфере борьбы с преступностью общефедеральных законодательных, исполнительных и
судебных органов и аналогичных органов субъектов Федерации. В целях координации
деятельности указанных выше органов прокурор созывает координационные
совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую
необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с
Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым
Президентом РФ.
Прокуратура
участвует в правотворческой деятельности. Прокурор при установлении в ходе
осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих
нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы,
обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего
уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии
законов и иных нормативных правовых актов. По Конституции 1993 г. Генеральный
прокурор не обладает правом законодательной инициативы, хотя по Конституции
1978 г. он таким правом обладал.
Счетная палата Российской Федерации
Порядок
формирования и полномочия Счетной палаты регулируются Конституцией РФ,
федеральным законом от 18 ноября 1994 г. "О Счетной палате РФ",
другими нормативными правовыми актами.
Счетная
палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля,
образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Счетная палата обладает
организационной и функциональной независимостью.
Основные
задачи Счетной палаты заключаются в организации и осуществлении контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
С
этой целью Счетная палата:
определяет
эффективность и целесообразность расходов государственных средств и
использования федеральных внебюджетных фондов;
определяет
оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
проводит
финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных
правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет фондов государственного бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение государственного бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
осуществляет
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета
и готовит предложения, направленные на их устранение;
осуществляет
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального
бюджета в Центральном Банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|