Доводы заявителя о том, что понижение
класса квалификации машиниста локомотива за невыполнение своих обязанностей: необеспечение
безопасности движения и порчу локомотива по вине машиниста - это по сути дисциплинарное
взыскание, не предусмотренное Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами,
уставами и положениями о дисциплине, являются несостоятельными.
Трудовой кодекс Российской Федерации,
определяя дисциплинарный проступок как неисполнение или ненадлежащее исполнение
работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в статьях 192,
193 устанавливает порядок применения дисциплинарных взысканий, лицо, компетентное
принять такое решение, виды дисциплинарных взысканий.
Положение о дисциплине работников
железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 25 августа 1992 г. N 621, также не относит понижение класса квалификации к
виду дисциплинарного взыскания.
Понижение класса квалификации машиниста
локомотива не влечет изменение содержания трудового договора между работодателем
и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику
работу по обусловленной трудовой функции, т.к. работник продолжает выполнять работу
в должности машиниста локомотива. Кроме того, понижение класса квалификации машинистам
локомотивов принимается дорожно-квалификационными комиссиями или комиссиями локомотивного
депо, а не работодателем.
В отличие от дисциплинарного взыскания
понижение класса квалификации представляет собой оценку соответствия квалификации
работника требуемому уровню профессиональной подготовки машиниста локомотива.
Трудовой кодекс Российской Федерации,
а также Федеральный закон О железнодорожном транспорте в Российской Федерации",
определяя особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта,
производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов,
предусматривают для данной категории работников установление дополнительных правил,
относящихся к профессиональной подготовке, принимаемых федеральным органом исполнительной
власти.
Учитывая, что оспариваемые положения
нормативного правового акта соответствуют трудовому законодательству, изданы компетентным
федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом
интересы работников, заявление Г. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
Решил:
Заявление Г. о признании недействующим
абзаца 1 пункта 15 Положения о порядке присвоения класса квалификации машинистам
локомотивов и моторвагонного подвижного состава на российских железных дорогах,
утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 11 ноября
1997 года N 23Ц, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения
судом решения в окончательной форме.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 октября 2006 г. N 86/06
Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего
- заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева
В.Н.;
членов Президиума:
Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П.,
Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой
Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам
N 2 по Челябинской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда
Челябинской области от 05.05.2005 по делу N А76-1078/05-46-383 и постановления Федерального
арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2005 по тому же делу.
В заседании приняли
участие представители:
от Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской
области - Будыка И.Н., Наурзбаев Р.Р., Репьева В.В., Тихоновский Ф.И.;
от открытого
акционерного общества "Прокатмонтаж" - Дмитриева А.П., Мощенко В.В., Петров
О.В., Шапранов М.Ю.;
от Территориального
объединения профсоюзных организаций общероссийского объединения профсоюзов "Российское
объединение социальных технологий" в Челябинской области - Краснов Н.И., Семенов
Д.А.
Заслушав и обсудив
доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле
лиц, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией
Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской
области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного
общества "Прокатмонтаж" (далее - общество) по вопросам соблюдения законодательства
о налогах и сборах, в частности уплаты налога на доходы физических лиц за период
с 01.01.2001 по 17.10.2004. По результатам проверки на основании акта от 10.12.2004
N 31 и возражений к нему от 23.12.2004 инспекцией принято решение от 11.01.2005
N 1, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по
статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, обществу предложено
уплатить налог на доходы физических лиц и пени.
Одним из оснований
доначисления налога послужило не включение в налоговую базу для исчисления налога
на доходы физических лиц компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах
и работах с вредными условиями труда. По мнению инспекции, данные компенсационные
выплаты должны рассматриваться как одна из составных частей повышенной оплаты труда
за работу в особых условиях, являются доходом физического лица и подлежат включению
в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц.
Не согласившись
с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области
с заявлением о признании его частично недействительным.
В качестве третьего
лица к участию в деле привлечено Территориальное объединение профсоюзных организаций
общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий"
в Челябинской области (далее - объединение).
Решением суда
первой инстанции от 05.05.2005 заявленные требования удовлетворены частично.
Федеральный арбитражный
суд Уральского округа постановлением от 06.10.2005 решение оставил без изменения.
Удовлетворяя
требование общества в части признания недействительным решения инспекции об уплате
налога на доходы физических лиц, суды первой и кассационной инстанций исходили из
положений Трудового кодекса Российской Федерации, закрепленных в статьях 147 и 219,
согласно которым оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном
размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных
видов работ. Кроме того, каждый работник имеет право на компенсации, предусмотренные
законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят
на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Судами установлено,
что рассматриваемые выплаты за работу в тяжелых, вредных, опасных и (или) особо
опасных условиях труда предусмотрены коллективным договором.
В заявлении,
поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора
названных судебных актов инспекция ссылается на неправильное применение судами законодательства
о налогах и сборах.
В отзывах на
заявление общество и объединение просят оспариваемые судебные акты оставить без
изменения.
Проверив обоснованность
доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в
заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат оставлению без изменения, заявление инспекции - оставлению
без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу пункта
3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению
все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком
трудовых обязанностей.
В статье 164
Трудового кодекса Российской Федерации раскрывается понятие "компенсация"
- денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных
с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно статье
146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых
работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится
в повышенном размере.
В соответствии
со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых
на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями
труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами),
установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже
размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых
работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется
Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным
основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры
повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного
органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Следовательно,
указанные выплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют
отношения к выплатам, предусмотренным абзацем девятым пункта 3 статьи 217 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Как установлено
судами, доплаты, предусмотренные статьями 146 и 147 Трудового кодекса Российской
Федерации, составляли в обществе 4 - 8 процентов от тарифной ставки (должностного
оклада) и включались в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.
В то же время,
помимо указанных доплат, общество на основании коллективного договора приняло решение
в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсационных
выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, которые согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской
Федерации не подлежали обложению налогом на доходы физических лиц.
По мнению Министерства
финансов Российской Федерации, высказанному в письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53
и от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии
со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению налогом
на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской
Федерации.
При таких обстоятельствах
с учетом пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемые
судебные акты подлежат оставлению без изменения, а заявление инспекции - оставлению
без удовлетворения.
Учитывая изложенное
и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного
суда Челябинской области от 05.05.2005 по делу N А76-1078/05-46-383 и постановление
Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2005 по тому же делу оставить
без изменения, заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. ИСАЙЧЕВ
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Дело от 08.06.04 № 2-138/04 в Хорошевском
районном суде г. Москвы по иску К. к ООО «БГК» о восстановлении на работе, внесении
в трудовую книжку записей о переводах, взыскании заработной платы за время вынужденного
прогула, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального
вреда
Слово истцу
Истец К. обратился в суд с иском
к ООО «БГК». В судебном заседании он поддержал свои исковые требования и выступил
с просьбой об удовлетворении их в полном объеме.
В суде К. пояснил, что работал в
ООО «БГК» в период с 18 октября 2002 г. по 4 июня 2003 г. в должности стажера частного
охранника. Приказом от 04.06.03 № 13 он был уволен по подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ
– однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей – разглашение охраняемой
законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной
работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Истец считает, что его увольнение
было незаконным, поскольку никакой тайны он не разглашал. Об увольнении он узнал
лишь 16 декабря 2003 г., объяснений в письменном виде от него не потребовали, трудовую
книжку и полный расчет в день увольнения не выдали.
К. просил признать незаконным приказ
от 04.06.03 № 13, восстановить его на работе, внести запись о должностных изменениях
в трудовую книжку, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период
с 5 июня 2003 г. по день восстановления на работе, взыскать компенсацию за неиспользованный
отпуск, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Слово ответчику
Представитель ответчика ООО «БГК»
иск не признал, утверждая, что об увольнении К. узнал вовремя, а однократное грубое
нарушение работником трудовых обязанностей состоит в том, что он снял копии официальных
документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|