Таким
образом, становится очевидным факт нежелания руководства страны бороться с
бюрократией и коррупцией, при масштабном распространении которых невозможно
никакое инновационное развитие, невозможно принятие никаких эффективных мер
государственного регулирования сферы инноваций.
Далее будут приведены общие направления стимулирования
открытых инноваций в России в качестве сводной таблицы (см. Табл. 4).
Таблица 4. Проблемы, препятствующие переходу к
открытым инновациям, и меры их преодоления.
Проблемы
|
Меры
|
1.
Отсутствие венчурного капитала.
|
1.
Создание
нормативно-правовой базы, регулирующей венчурный бизнес, зашита прав на
интеллектуальную собственность, развитие судебной системы и
предпринимательства (допуск банков, страховых компаний и пенсионных фондов к
инвестированию, ответственность за нарушение прав пользования
интеллектуальной собственностью, формирование культуры предпринимательства и
др.).
2.
Создание
благоприятного режима налогообложения для вновь создающихся и развивающихся
компаний (дополнительные налоговые или иные льготы для инвесторов в области
венчурного инвестирования, прозрачность в отношении налогообложения доходов и
прироста капитала с целью избегания двойного налогообложения, государственные
гарантии, налоговые льготы фирмам на время исследований и разработок,
освободить от налогов на 3-5 лет малые высокотехнологичные компании).
3.
Обучение и
консультирование предпринимателей, распространение информации о перспективных
проектах и потенциальных инвесторах, меры по стимулированию взаимодействия
экономических агентов (разработка методов прогноза эффекта от инноваций,
поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития
консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы,
развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и
инвесторам находить друг друга).
4.
Финансовая
поддержка государства (участие государства в венчурных фондах, финансовая
поддержка в форме целевых грантов на исследования и разработки,
государственная поддержка наукоемких предприятий через государственные
гарантии, субординарные кредиты).
|
2.
Слабая наука и образование.
|
Развитие
научно-педагогического коллектива с помощью приглашения перспективных зарубежных ученых, обеспечения
конкурентоспособности зарплат (при этом до 50% прироста фонда заработной
платы должно приходиться на академические надбавки, внутренние гранты
и стартовые гранты молодым преподавателям и научным сотрудникам);
включение в состав исследовательских и федеральных университетов
профильных НИИ, а в ряде случаев — опытных производств,
формирование в их составе бизнес-инкубаторов; создание постоянно
действующих центров повышения квалификации преподавателей вузов, обеспечение
доступности их научных и образовательных ресурсов, магистратуры
и аспирантуры для лучших выпускников всех вузов России и ближнего
зарубежья, расширение конкурсной поддержки исследовательских проектов
отдельных кафедр, лабораторий и факультетов.
|
3.
Отсутствие мобильности и гибкости рынка труда, «сырьевая болезнь».
|
Упрощение
найма и увольнения сотрудника, стимулирование иммиграции
высококвалифицированной рабочей силы, контроль над иммиграцией, установить
налоги для сырьевых компаний, которые бы исключили их конкурентные
преимущества на рынке рабочей силы, развитие транспортной системы. |
5.
Слабая конкурентоспособность российских предприятий
|
Установить
низкие таможенные пошлины для импорта комплектующих и высокие для готовых
изделий, предусмотреть льготы для предприятий, покупающих российские товары,
и запретить закупки иностранных товаров для государственных нужд. |
Термин «специфические инструменты» обозначает инструменты,
которые разработаны для определенной отрасли, в частности для отрасли ИКТ. К
специфическим инструментам стимулирования открытых инноваций в ИКТ можно
отнести: развитие конкуренции в ИКТ, внедрение специальных зон и развитие
программного обеспечения с открытым исходным кодом.
Конкуренция. Уровень конкуренции является одним из ключевых
факторов прогресса, она создает безусловные стимулы развития предприятий,
внедрения передовых технологий. Опираясь на опыт ряда стран с быстрорастущей
экономикой, необходимо упростить процедуру сдачи отчетности и отменить
чрезмерные проверки для компаний, устранить другие барьеры входа на рынки,
усилить антимонопольное регулирование, бороться с коррупцией. Меры по стимулированию
конкуренции по понятным причинам сильно перекликаются с мерами стимулирования
венчурного предпринимательства в Российской Федерации. Следует снизить
налоговое обременение ИКТ компаний, а именно страховые взносы в пенсионный
фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования
(однако они имеют тенденцию к увеличению 26% - 2010 год, 34% - 2011 год) и НДС,
снизить или отменить тарифное регулирование в секторе связи.[82]
Создание
специальных зон.
Специальные зоны, которые предназначены для стимулирования предпринимательской
активности и предоставляют льготные условия компаниям, находящимся на их
территории, называются инкубаторами. Одним из важных факторов является то, что
инкубаторы стимулируют взаимодействие между компаниями, стимулируют
распространение знаний и социальные связи. Именно на предприятия, размещаемые в инкубаторах, приходится
основная доля экспорта в сфере информационно-коммуникационных технологий в
таких странах как Индия, Ирландия, Китай и Израиль. Положительные стороны
инкубаторов заключаются в том, что инкубаторы предоставляют предприятиям в
сфере информационно-коммуникационных технологий инфраструктуру для организации
рабочих мест сотрудников на экономически эффективных условиях, что позволяет им
сокращать собственные издержки и улучшить финансовые показатели деятельности.
Такие специальные зоны также обеспечивают предоставление набора необходимых
услуг для сопровождения деятельности размещаемых на их территории предприятий,
что позволяет последним получить значительную экономию расходов и
сконцентрироваться на своей основной деятельности. Так, например, инкубатор
может оказывать для размещаемых на его территории предприятий юридические,
финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги,
которые за счет эффекта масштаба будут предоставляться на привлекательных для
малых и средних предприятий условиях. Создание технопарков позволит также
решить задачу привлечения ведущих мировых компаний для открытия ими в России
исследовательских центров, центров перспективных разработок, промышленных
производств, что позволит использовать финансовые, промышленные и
управленческие ресурсы международных компаний, создать в стране новые
высокооплачиваемые рабочие места и развивать инфраструктуру, а также
способствовать приобретению российскими специалистами передового опыта
управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий.[83]
Развитие
программного обеспечения с открытым исходным кодом. Сектор программного обеспечения
является одним из наиболее динамично развивающихся. Продукты данного сектора
используются практически во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества,
в других секторах отрасли ИКТ. Поэтому сектор программного обеспечения является
своего рода локомотивом для всей отрасли и экономики в целом. Здесь инновации
могут внедряться ежедневно, и от скорости их внедрения зависит
конкурентоспособность организации в секторе. Открытые инновации могут иметь
проявление в виде программного обеспечения с открытым исходным кодом. Программное
обеспечение с открытым исходным кодом или открытое программное обеспечение (англ. open source software) – это такое программное
обеспечение, исходный код которого доступен для просмотра, изучения и изменения,
использования для создания новых программ и исправления в них ошибок - через
заимствование исходного кода, если это позволяет лицензия, или изучение
использованных алгоритмов, структур данных, технологий, методик и
интерфейсов.
Такое
программное обеспечение может выходить как без ограничений (общественное
достояние), так и под лицензией. При этом лицензия открытого программного
обеспечения должна удовлетворять определенным требованиям (см. Приложение 8).[84]
Открытое
программное обеспечение является ярким примером мышления в рамках модели
открытых инноваций. Такая открытость помогает быстро разрабатывать,
модернизировать и совершенствовать программные продукты, то есть производить и
внедрять инновации непрерывно. Кроме того, концепция открытого программного
обеспечения помогает преодолеть некоторые трудности, такие как слабая защита
интеллектуальной собственности. В России очень актуальна проблема «пиратства»,
что может проиллюстрировать следующая таблица (см. Табл. 5):
Таблица
5. Уровень пиратства в России и наносимых убытков (млн. долл. США и в % к
общему объему соответствующего сектора рынка).
Виды
программного обеспечения
|
1995 г.
убыток
|
1995 г.
уровень
|
1996 г.
убыток
|
1996 г.
уровень
|
1997 г.
убыток
|
1997 г. уровень
|
1998 г.
убыток
|
1998 г. уровень
|
деловое применение
|
216,9 |
94 |
298,2 |
91 |
174,5 |
89 |
209,5 |
92 |
развлечения
|
189,9 |
91 |
223,0 |
93 |
225,8 |
95 |
240,8 |
97 |
книги
|
45,0 |
- |
45,0 |
- |
45,0 |
- |
45,0 |
- |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|