Обеспечение
безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и
государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России
демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и
законных интересов детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение
юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности
семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние
безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав
ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в
юридической литературе. Более того, отмечается, что одна из основных целей
семейного права - охрана прав ребенка, которая является самостоятельной
областью науки семейного права[18].
В
этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской
Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х
гг. претерпела некоторые изменения. Реализация в Семейном кодексе РФ неоднократно
высказываемого предложения о замене существовавшего в Кодексе о браке и семье
РСФСР довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретную
и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного
права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус
несовершеннолетних.
С 15
сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о
правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность,
наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их
самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Семейном кодексе РФ
подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям
Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам
обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка[19].
В
международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от
следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в
осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и
достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или
злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения
или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы,
которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием
в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому,
умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной
эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации,
наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка[20].
Меры
защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как
разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки
ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм
предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и
законодательные, административные, просветительные и иные меры[21].
В Российской Федерации государственные мероприятия (организационные,
социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями
Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных
нормативных правовых актов.
С
принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной
политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав
ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного
уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной
политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав
ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей,
ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных
интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного
самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих
деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
2.2 Формы и способы защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних детей
В
соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок, как известно, имеет право
на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и охраняемых
законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, то
есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято
выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством
органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган
опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках
юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный
(административный) порядок защиты нарушенных прав.
Неюрисдикционная
форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите
прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно,
без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют
самозащитой прав.
Защита
семейных прав согласно ст. 8 Семейного кодекса осуществляется в судебном
порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных
Семейным кодексом РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства.
Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к
основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям
ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и
свобод каждого гражданина Российской Федерации. Норма о судебной защите прав
ребенка закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального
закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что за
защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а
равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и
попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в
соответствующие суды Российской Федерации.
Под судебной защитой
гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую
в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных
принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального
права, а также моральных принципах деятельность судов, направленную на
восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав
и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным
законодательством способов защиты[22].
Защита
нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в
порядке искового производства или производства, возникающего из
административно-правовых отношений. Основания, в силу которых возможны
обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и, как правило,
указаны в Семейном кодексе РФ, например: установление отцовства и материнства[23];
оспаривание отцовства и материнства[24]; разрешение
разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних
детей; осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от
ребенка; устранение препятствий к общению ребенка с родственниками; защита
родительских прав[25];
лишение родительских прав[26];
восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав[27];
взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и совершеннолетних
нетрудоспособных детей[28]; изменение
размера алиментов и освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке
алиментов[29]. Суд
обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети
после развода и с кого из них и в каких размерах взыскиваются алименты на
детей, если между супругами отсутствует соглашение по этим вопросам[30].
В суд может быть обжалован отказ в регистрации брака, назначение органами опеки
и попечительства опекуна (попечителя)[31]. В
судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) субъективное
право ребенка[32]. Таким
образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным
вопросам в сфере защиты прав ребенка.
Суд
осуществляет защиту прав детей по правилам гражданского судопроизводства.
Возбуждается гражданское дело в суде по иску (заявлению, жалобе)
заинтересованного лица[33]. Поскольку
полная гражданская процессуальная дееспособность наступает до совершеннолетия, ребенок,
не достигший 18-летнего возраста, не вправе самостоятельно обратиться в суд за
защитой своих прав. Его права и интересы защищают в суде законные представители
(родители, усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, представители
учреждения, являющегося опекуном (попечителем ребенка).
Вместе
с тем, если ребенок до совершеннолетия приобрел полную дееспособность в порядке
эмансипации либо при вступлении в брак, он может самостоятельно обратиться в
суд за защитой своих прав. Кроме того, в соответствии со ст.56 Семейного
кодекса РФ при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями
обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими
правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и
попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Семейное
законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать
субъективные права и охраняемые законом интересы. Как уже было сказано выше,
при нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно
обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.
Представляется, что в этом случае право ребенка на защиту не ограничивается
возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Кроме того, суд
обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые должны
назначить ребенку представителя.
Ребенок
вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего
его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10
лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Если ребенок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только
с его согласия могут изменить его имя и фамилию (ст. 59 СК РФ); восстановить
родителей, лишенных родительских прав, в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
передать его на усыновление (удочерение) (ст. 132 СК РФ); изменить фамилию, имя
и отчество при усыновлении и после отмены усыновления (ст.ст. 134, 136, 143 СК
РФ), а также передать в приемную семью (ст. 154 СК РФ).
Учет мнения ребенка при
разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанным с
воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями
судебной защиты прав ребенка[34].
Защита
прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными
органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура,
органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, Семейный
кодекс обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и
законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей[35].
В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся
без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.
Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений,
связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты
алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга,
объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим,
устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на
основании совместного заявления отца и матери ребенка и т.д.
Действия
прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда
требований: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о
признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления
ребенка. Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении,
восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и
в других случаях Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и
находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной
защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений[36].
Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников,
направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи
на воспитание в семью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|