Обратимся теперь к персоне
строительницы церкви Св. Полиевкта, Аникии Юлиане [41,635–636], личности
незаурядной и очень известной в свое время, не только своими богатствами, но и
знаменитой меценаткой. Она родилась в Константинополе [John Malala, Chronogr.
368, ed. Dindorf 1831] , в 461 или 463 гг., умерла там же в 527 или 529 г. Ее
отец Аникий Олибрий в 472 г. становится императором и уезжает в Италию, а
Аникия остается с матерью в столице. Скорее всего, в 478 г. она становится
единственной наследницей своих знаменитых родителей. Как пишет Кирилл
Скифопольский, она сделала много хороших дел в Константинополе (pollas
agathoergaias) [Cyr. Scythop. Vita Sabae, 69]: восстановила и украсила многие
церкви в столице [Anthol. Graeca I, 10, vv. 20–33], включая церкви Св. Евфимии
[Anthol. Graeca I, 12, vv.14–17], построенную ее бабушкой Евдокией, женой
императора Феодосия II и перестраивавшуюся ее родителями, перестраивает
согласно Anthologia Palatina [Anthol. Graeca I, 10, vv.10–11] построенный
Евдокией храм Св. Полиевкта и строит церковь, посвященную Богоматери в районе
Honoratae вблизи Константинополя [Theoph., Chronogr. A.M. 6005].
Аникия, отличаясь большой
религиозностью, часто посещала Св. Саву в Константинополе в 511/12 гг. [Cyr.
Scythop. Vita Sabae, 53]. Об этом же говорит и тот факт, что служившее при ней
некоторое количество евнухов после ее смерти становятся монахами монастыря Св.
Савы в Палестине. Она была преданная халкедонитка, представительница церковной
партии, сопротивлявшейся богословскому прессингу со стороны императора
Анастасия и константинопольского патриарха Тимофея (511–18) [Theoph. Chronogr.,
A.M.6005] . Она связывалась с папой Гормиздом по поводу помощи папским легатам
в Константинополе [CSEL 35 (1895–98), 164, 179, 198] и содействовала
прекращению т.н. акакиевой схизмы, временного разногласия между
константинопольской церковью и папством, названного так по имени столичного
патриарха Акакия [15,913; 22,42–43; 37; 42,78–86] , начавшейся в 484 году и
длившейся 35 лет. Конфликт был прекращен при Юстине I, когда ортодоксальная
партия заняла доминирующее положение и начался поиск альянса с папой. 28 марта
519 г. Юстин отменяет Энотикон и завершает тем самым разрыв с Римом.
Мозаики. Исторический контекст появления храма Св. Полиевкта
во многом связан именно с акакиевой схизмой и положением дел в церкви при
императорах Анастасии, Юстине и Юстиниане. Ключевым пунктом в декоративной
программе оформления храма является мозаика с изображением крещения Константина
Великого [Anthologia Palatina I, 10, 70–76], расположенная над главным входом в
нартекс храма, другими словами, на самом фасаде здания (большое число
фрагментов мозаики было найдено при раскопках, но только немногие из них способны
составить представление о декоративной схеме и иконографии. Большая часть
представляет группу черно-белых кусочков, есть вариации с зеленым, красным и
желтым цветами. Самый большой фрагмент мозаики имеет размер 0.47х0.52 м. Среди
изображений есть часть лицевого письма). Уже само расположение мозаики
указывает на ее центральное положение в декоративном оформлении храма, а сцена
крещения Константина занимает кульминационное положение. Далее, расположение
текста эпиграммы также позволяло сконцентрировать внимание на изображении:
первая часть надписи была выбита, согласно схолии, внутри нефа, а вторая часть
начинается с новой позиции, в области главного входа в нартекс, т.е. в
непосредственной близости от мозаики [27,243–247]. Впервые на столь близкое расположение
изображения и текста, его касающегося, обратил внимание Г. Фоуден [12,274–284].
История с крещением
Константина и иконографический сюжет приобретает совершенно новое звучание в
историческом и религиозном контексте, получив свою определенную трактовку в
мозаиках храма Св. Полиевкта. Существует две версии относительно принятия
Константином крещения, точнее, о лице, его крестившем. По одной версии это был
местный епископ Никомедии, Евсевий. Позже он становится “Евсевием
Константинопольским”, затем “Евсевием Римским”, помня о том, что
Константинополь есть второй Рим [12,277]. Эта традиция получила широкое
распространение, но уже в синтезе с личностью реального епископа Рима
Сильвестра, занимавшего эту должность с 314 по 335 г. Какой же вариант истории
крещения был избран Аникией для помещения на фасаде новой церкви – вопрос,
который может быть разрешен только на основании анализа исторического
контекста. Как считает Г. Фоуден, наиболее вероятный вариант использованного
сюжета основан на легенде о Сильвестре. Согласно этой легенде Константин
жестоко преследовал христиан, за что был наказан проказой, избавление от
которой могло прийти только в случае крещения епископом Сильвестром. И
исцеление действительно наступило, когда Константин был крещен в Латеранском
дворце в Риме.
Как мы уже говорили, Аникия
Юлиана была строгой приверженницей ортодоксального христианства,
симпатизировавшей Халкидонскому собору 451 г., решения которого принимались
Римом, но не всеми признавались в восточной Империи [12,278; 21,73–94]. Аникия
Юлиана начинает строительство церкви Св. Полиевкта при Анастасии и прекращает
его после политических неурядиц у ее мужа Ареобинда в 512 г. Главная
строительная фаза падает на поворотный период в имперской и церковной истории,
результаты которого были ей очень близки. Учитывая сближение папства и
восточной церкви, наметившееся при Юстине, признание принятия Константином
крещения от римского епископа Сильвестра имело несомненно большое
геополитическое значение.
Как считает Г. Фоуден на
основании анализа текста Liber pontificalis 55 [12,281], папа Иоанн посещает
Аникию Юлиану в ее дворце во время своего визита в Константинополь,
происшедшего между 530ми гг. и 546 г. и благодарит ее за помощь и службу,
оказанную папству. А Аникия, в свою очередь, приглашает папу в свою церковь для
молитвы, преследуя еще одну цель: показать ему мозаику со сценой крещения
Константина [30]. Косвенное свидетельство этого контакта можно усмотреть в
присутствии в Сан-Витале реплик с некоторых капителей, происходящих из церкви
Св. Полиевкта. Изготовлением же равеннских капителей занималась артель
мастеров, контролировавшаяся епископом Равенны Екклесиусом, сопровождавшим папу
Иоанна в Константинополь [26,178,fig.9]. Автор раскопок считает, что равеннские
капители были изготовлены теми же мастерами, что и в восточной столице
[16,141]. Вопрос о том, были ли эти капители присланы готовыми из
Константинополя, или изготовлены столичными мастерами прямо в Равенне, остается
спорным [7,273–76]. U.Peschlow в рецензии на последнюю книгу R.M.Harrison
[//Gnomon 65 (1993), p.630] склоняется к последней версии.
К 526 г., еще до завершения
строительства юстиниановского храма Св. Софии, церковь Св. Полиевкта являлась
самой большой и представительной постройкой не только столицы, но и Восточной
империи. К 520м годам храм уже стоял на своем месте на протяжении трех
поколений [Anthol.Pal. I, 10, 1–2, 8] , а посвящение его восточному святому
оставалось также показательно, как и ранее. Церковь образовывала часть дворца
Аникии, и являлась своего рода фамильным монументом (посвятительная надпись
указывает на то, что строительство было начато еще бабушкой Аникии, Евдокией),
делом чести и гордости всей семьи. Кроме того, церковь была назиданием потомкам
императоров, напоминая о том, как Аникии удалось превзойти выскочку-крестьянина
Юстина и его племянника Юстиниана [20,XII,420]. Такая трактовка во многом
подтверждается сообщением Григория Турского о том, как Аникия перехитрила
Юстиниана, покушавшегося на ее богатства. Она тратит и вкладывает их все в строительство
и украшение своей церкви, а затем приглашает императора ее посетить. Придя же в
храм Юстиниан понял, что ему будет очень трудно обокрасть мученика [Gregorius
ep. Turonensis, Miraculum lib.1 de gloria martyrum 102].
Постройка эта была “адресована”
как Востоку, так и Западу, выступала свидетелем и реакцией на события
политической и религиозной жизни этих империй, была первым уроком, преподанным
Юстиниану уже старой Аникией Юлианой.
Дальнейшая судьба храма
достаточно темна. Сын Аникии Юлианы, Олибрий, оказывается замешанным в
восстании Ника в 532 г., за что Юстиниан изгоняет его из столицы, попутно
конфисковав его имущество. Но уже в следующем году он возвращен и ему
возвращается вся собственность. Он не имеет наследников по мужской линии,
ничего не известно о владельцах дворца и об использовании храма после него. Из
документов известно, что в X–XI вв. церковь еще существовала и использовалась
[4,211–267].
Литература
1. Akerman P. Le Decor
Sculpte du Couvent Blanc, Niches et Frises. - Cairo, 1976.
2. Bardill J. Brikstamps and the Date of St.Polyeuktos // Bulletin of the
British Byzantine Studies 20 (1994), p.67ff.
3. Breccia E. Le Musee greco-romain d'Alexandria 1931-1932. Bergamo, 1933.
4. Ciggar K.N. Une Description de Consatntinople traduite par un pelerin
anglais // Revue des Etudes Byzantines 34 (1976), p.211-267.
5. Collectio Avellana: epistulae imperatorum, pontificum, aliorum A.D. 367-553
/ Ed. O.Guethner // CSEL 35 (1895-98).
6. Dagron G. Constantinople Imaginaire: Etudes sur le recueil des Patria. -
Paris: Presses univ. de France, 1984. - (Bibliotheque Byzantine. Etudes; 8).
7. Deichmann F.W. Ravenna: Hauptstadt des spatantiken Abendlandes. - Bd.2, Teil
3. - Wiesbaden: Steiner, 1989.
8. Die Erzahlung uber den Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische
Edition mehrerer Versionen / Ed. E.Vitti. - Amsterdam, 1986.
9. Diehl Ch. Manuel d'art byzantin. - Paris, 1976.
10. Scriptores originum Constantinopolitenarum / Ed. Th.Preger. - Fasc. I. -
Lipsiae: Teubner, MCMI, p.74-108.
11. Douglas J.A. The Importance of S.Sophia // The Christian East 1 (1920),
p.71-80.
12. Fowden Garth. Constantine, Silvester and the Church of S.Polyeuctus //
Journal of Roman Archaeology 7 (1994), p.274-284.
13. Grabar A. Le rayonnement de l'art sassanide dans le monde chretien //
Quaderno dell Accademia Nazionale dei Lincei 160 (1971), p. 679-707.
14. Grabar A. Sculptures byzantines de Constantinople, IVe-Xe siecle. - Paris,
1982.
15. Gregory T.E. Henotikon // The Oxford Dictionary of Byzantium / Prep. at
Dumbarton Oaks; Ed. by A.P.Kazhdan et al. - Vol. I-III. - N.Y., Oxford: Oxford
University press, 1991. - Vol. II.
16. Harrison [R.] M. Ein Tempel fur Byzanz: Die Entdeckung und Ausgrabung von
Anicia Juliana Palastkirche in Stambul / Mit Geleitwort von St.Runciman; Ubers.
von Brigitte Weitbrecht. - Zurich; Stuttgart: Belser, 1990. - S.137-144.
17. Harrison R. M. The Sculptural Decoration of the Church of St.Polyeuktos //
Acta di Congresso Internationale di Arqueologia Cristiana, Barcelona. -
Vatikan-Barcelona, 1972. - p.325.
18. Harrison R.M. Solomon's Temple and excavations in Byzantium // New
Scientist, 10 february 1983.
19. Harrison R.M. A Source for Anicia Juliana's Palace-Church // Philadelphie
et autres etudes / Centre de recherches d'histoire et de civilisation
byzantines. - Paris, 1984. - (Publication de la Sorbonne. Ser. Byzantina
Sorbonensia; 4). - p. 141-142.
20. Harrison R.M. Excavations at Sarachane in Istanbul. Vol. 1: The
Excavations, Structures, Architectural Decoration. - Princeton & Washington
(D.C.): Princeton University Press & Dumbarton Oaks Research Library and
Collection, 1986.
21. Hoffmann F. Der Kampf der Papste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo
dem Grossen bis Hormisdas (451-519) // Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und
Gegenwart 2 / Ed. A.Grillmeier, H.Bacht. - Wurzburg, 1953. - S.73-94.
22. Kazhdan A.P., Gregory T.E. Akakian Shism // The Oxford Dictionary of
Byzantium / Prep. at Dumbarton Oaks; Ed. by A.P.Kazhdan et al. - Vol. I-III. -
N.Y., Oxford: Oxford University press, 1991. - Vol. I. - p.42-43.
23. Levison W. Aus rheinischer und frankischer Fruhzeit: Ausgewahlte Aufsatze.
- Dusseldorf, 1948.
24. Levison W. Konstantinische Schenkungen und Silvester-Legende // Miscellanea
Francesco Ehrle: Scritti di storia e paleogarfia. - Roma, 1924.
25. Lewis C.N. The Origin of the Sculptural Style of St.Polyeuctos / M.A.
thesis. - Columbia univ. press, 1971.
26. Mango C., Hawkins E.J.W. Additional finds at Fenari Isa Camii // Dumbarton
Oaks Papers 22 (1968), p.178ff.
27. Mango C., Sevcenko I. Remains of the Church of St. Polyektos at
Constantinople // Dumbarton Oaks Papers 15 (1961), p. 243-247.
28. McKenzie Judith. The Architectural Style of Roman and Byzantine Alexandria
and Egypt // Archaeological Research in Roman Egypt: Proc. of the 17th
Classical Colloquium of The Department of Greek and Roman Antiquities, Britisch
Museum, 1-4 december 1993; Ed. by Danald M. Bailey. - Ann Arbor, MI, 1996. -
(Journal of Roman Archaeology; Suppl. Ser.; N 19). - p.140ff.
29. Milner Chr. The image of the rightfull ruler: Anicia Juliana's Constantine
mosaic in the church of Hag.Polyeuktos // New Constantines: The Rhythm of
Imperial Renewal in Byzantium, IVth - XIIIth centuries. Papers from the 26th
Spring Symp. of Byzantine Studies, St-Andrews, March 1992. - (Society for the
Promotion of Byzantine Studies. Publicatons; 2). - Aldershot: Variorum, 1994. -
p.73-81.
30. Moorhead J. Justinian. - London & N.Y.: Longmann, 1994. - (The Medieval
World). См. аннотацию в: Speculum 71 (1996) № 2, p.181-183.
31. Muller-Wiener W. Bildlexicon zur Topographie Istanbuls: Byzantion -
Konstantinopolis - Istanbul bis zum Beginn des 17. Jahrhunderts. - Tubingen:
Wasmuth, 1977.
32. Rasch J. J. Zur Konstruktion spatantiker Kuppeln vom III. bis VI. Jahrhundert:
Neue Ergebnisse photogrammetrischen Untersuchungen // Jahrbuch des Deutschen
Archaologischen Instituts 106 (1991), S.311-383.
33. Rasch Jurgen J. Das Mausoleum bei Tor de'Schiavi in Rom: Spatantike
Zentralbauten in Rom und Latium / Mit einem Beitrag von H.Mielsch. - Bd. 2. -
Mainz: Ph. von Zabern, 1993.
34. Scheja G. Hagia Sophia und Templum Salomonis // Istanbuler Mitteilungen 12
(1962), S.44-58.
35. Schneider A.M. Die Grabung im Westhof der Sophienkirche in Istanbul //
Istanbuler Forschungen 8 (1936), S.6ff.
36. Schneider A.M. Die vorjustiniаnische Sophienkirche //
ByzantinischeZeitschrift 36 (1936), S.85ff.
37. Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma //
Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philos.-Historische
Abteilung, N.S. 10 (1943).
38. Sedlmayr H. Architektur als abbildene Kunst // Osterreichische Akademie der
Wissenschaften. Philos.-Historische Klasse. Sitzungsberichte, Bd. 225,
Abhandlung 3. - Wien, 1948. - S.1-26.
39. Spatantike und fruhes Christentum / Hrsg. von B.Brenk. -
Frankfurt-Berlin-Wien, 1977. - (Propylaen Kunstgeschichte. Suppl.; Bd. 1).
40. Strube Chr. Polyektoskirche und Hagia Sophia: Umbildung und Auflosung
antiker Formen, Entstehen des Kampferkapitells. - (Bayerische Akademie der Wissenschaft,
Philos.-Hist. Klasse, Heft 92). - Munchen, 1984.
41. The Prosopography of the Later Roman Empire / Ed. by J.R.Martindale. - Vol.
II: A.D. 395-527. - Cambridge: Cambridge University press, 1980.
42. Townsend W.T. The Heniticon Schism and the Roman Church // The Journal of
Religion 16 (1936), p.78-86.
43. Wace A., Megaw A., Skeat T. Hermopolis Magna, Ashminein. - Alexandria,
1959.
44. Ward-Perkins J.B. The Italian Element in Late Roman and Early Medieval
Architecture: Annual Italian Lecture // Proceedings of the British Academy 33
(1947), p.163-194.
45. Ward-Perkins J.B. The Roman West and Perthian East // Proceedings of
British Academy 51 (1965), p. 175-199.
46. Ward-Perkins J.B. The Severan Buildings of Lepcis Magna: An Architectural
Survey / Hrsg. von Ph.M.Kenrick. - London, 1993. - (Society for Lybbian
Studies; Monograph, 2).
47. Еланская А.И. Копты и их литература // Изречения египетских отцов:
Памятники литературы на коптском языке / Введение, перевод и комментарии
А.И.Еланской. - С.-Пб.: Изд.Чернышева, 1993.
|