Доклад: Экономический суд СНГ
Экономический суд — орган Содружества Независимых
Государств.
Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по
обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран —
участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Вскоре, 6 июля 1992 г., было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, основным решением которого
стало утверждение Положения об этом Суде.
В Уставе СНГ от 22 января 1993 г. Экономическому суду посвящена ст. 32.Суд состоит из представителей (по два человека) всех государств
— участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе
из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся
специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений.
Срок их полномочий — десять лет.
Председатель Суда и его заместители избираются и
утверждаются Советом глав государств сроком на пять лет.
Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под
юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и
административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты
приводу без согласия Экономического суда.
К ведению Экономического суда относится разрешение: а)
споров, возникающих при исполнении экономических обязательств; б) споров о
соответствии нормативных и других актов по экономическим вопросам, принятых в
государствах-участниках, соглашениям и иным актам Содружества; в) по
договоренности между государствами — других споров, связанных с исполнением
соглашений и иных актов Содружества.
Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованных
государств, а также институтов Содружества. Суд не возбуждает дела по
собственной инициативе.
Процедура разрешения споров и осуществления толкования
определена рядом статей Положения, а также Регламентом, утвержденным в 1994 г. самим Судом.
Судопроизводство ведется на языке межгосударственного
общения, принятом в СНГ, т. е. на русском языке. В ходе рассмотрения дела Суд
вправе запрашивать необходимые материалы от органов государств-участников,
субъектов хозяйствования и должностных лиц.
Обращение в Суд не облагается пошлиной. Судебные
издержки возлагаются на сторону, признанную допустившей нарушение либо
неосновательно возбудившую спор. По результатам рассмотрения спора Суд
принимает решение, в котором при установлении факта нарушения, как сказано в
Положении об Экономическом суде, "определяются меры, которые рекомендуется
принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его
последствий". Очевидно, такая формулировка не дает основания для
безусловного вывода о рекомендательном характере решений Суда, поскольку она
сопровождается следующим предписанием: "Государство, в отношении которого
принято решение Суда, обеспечивает его выполнение".
Наряду с разрешением споров Экономический суд вправе
толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим
вопросам и толковать акты бывшего Союза ССР с точки зрения допустимости их
взаимосогласованного применения. Толкование осуществляется как при принятии
решений по конкретным делам, так и по запросам высших органов государств,
включая их высшие хозяйственные, арбитражные суды, и по вопросам институтов
(учреждений) Содружества.
При этом на практике Суд выходит за рамки вопросов
экономического характера, оценивая проблемы организационно-политического
значения, включая толкование норм Устава СНГ.
Одно из его решений (от 15 мая 1997 г.) обусловлено запросом Межгосударственного экономического комитета Экономического союза
относительно толкования нормы Договора о создании Экономического союза,
предусматривающей для государств — членов этого Союза возможность
урегулирования спорных вопросов в иных, чем Экономический суд, международных
судебных органах. Это решение ориентирует государства на урегулирование споров
именно в Экономическом
Суде СНГ. И только при невозможности урегулирования
спорных вопросов через Экономический суд по основаниям, предусмотренным его
Регламентом, государства — члены Экономического союза могут обращаться в
Международный
Суд ООН или Постоянную палату третейского суда. Иначе
говоря, соответствующие споры подпадают под юрисдикцию указанных универсальных
(по сфере действия юрисдикции и предмету компетенции) международных судебных
органов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://ceae.ru/
|