Доклад: Кодификация права 1922 году
Введение
Годы, непосредственно
предшествовавшие революционному слому 1917 года - это годы резкого подъема
российской правовой культуры, российского правоведения, выхода их на передовые
мировые позиции. В эти годы российскими юристами был подготовлен ряд крупных
законопроектов (например, проект российского Гражданского уложения), судейская
и адвокатская деятельность стала рассматриваться в качестве одной из наиболее
гражданских, престижных, а ведущие правоведы либерального направления
(Б.Чичерин, Б.Кистяковский, А.Покровский и др.) заняли высокое, достойное место
в мировой юридической науке, по глубине ряда разработок во многом предвосхитив
достижения западной либеральной теории более позднего времени.
К сожалению, подъем
российского права и правоведения, обозначивший перспективу демократического
развития всего общества, был прерван событиями 1917 года, когда была
провозглашена "диктатура пролетариата" - власть, по словам В.Ленина,
"не ограниченная законом", а право вообще стало рассматриваться как
"контрреволюционное" явление, которое должно уступить место прямой
регулирующей роли всемогущего государства.
Большевики (марксисты-ленинцы),
завоевав власть в России и поставив задачу любой ценой построить "светлое
будущее для всех людей - коммунизм", не нуждались в праве как
демократическом и гуманистическом институте. Они видели в нем
"контрреволюционный фактор", признавали лишь "революционное
право" и "революционное правосознание", полагали, что право
должно как можно скорее "отмереть".
Вместе с тем широко
использовались декреты, законы, другие нормативные акты для утверждения новой
политической власти - диктатуры пролетариата, а также для решения хозяйственных
и социальных задач, соответствующих коммунистическому учению. В 1918 году была
принята Конституция РСФСР. В 1922 году - Гражданский кодекс (для чего были
использованы материалы проекта Гражданского уложения, хотя им во многом был
придан большевистский характер). Были приняты другие кодексы и законы.
Содержащиеся во всех этих нормативных документах юридические нормы получили
идеологическую обработку, были подчинены задачам "построения
коммунизма" и в целом образовали советское право. Оно обладало характерной
особенностью, выступая в виде огосударствленного, опубличенного права, согласно
которому проводится безусловный диктат государства и государственной
собственности над личностью и собственностью граждан, из жизни общества исключаются
права человека, частное право, независимое правосудие. Кроме того, советское
право не имело всеобщего характера, оставляя широкий простор для
"внеправовой" деятельности.
Вместе с тем в развитии права
в советских условиях нужно видеть и некоторые положительные моменты. Это
разработка и утверждение, пусть в то время и в формальном виде, ряда
основополагающих юридических категорий, таких, в частности, как
"субьективное право", "правовая ответственность". А это
подготавливало известные предпосылки для возрождения прогрессивного,
демократического права в России.
Следует отметить, что
историко-юридическая литература, изданная в нашей стране до 1991 г.,
практически не отвечает критерию беспристрастности и не может быть использована
для написания данной работы. Наоборот, учебные издания последних лет
обстоятельно излагают указанную тему. Особенно следует в этой связи отметить
фундаментальный труд: Исаев И.А. История государства и права России. М.,
1998.
Цель данной работы -
подробнее отметить указанные особенности советского права. Для этого
предполагается изучить как юридические акты кодификации 1922-23 гг.,
составивших базу правовой практики страны на многие годы, так и современные
комментарии к ним.
Глава I. Общая характеристика развития права в период
НЭПа.
Страна переходила от
чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к
мирным условиям. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного
войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению
Советского государства и законности. Расчет на скорое отмирание права (при
социализме) обусловил особое отношение к правовой норме: "Теоретически
закон должен дать основной принцип данной системы, а остальное - уже дело
пролетарского суда" (П.Стучка). Ориентация на "революционное
правосознание" как на важнейший источник права содержалась в концепциях
сторонников психологической теории права (М.Рейснер). Они нередко отождествляли
собственно право с революционным правосознанием.
Вопреки стереотипным
представлениям, период НЭПа был едва ли не самым трудным и опасным для
Советского государства. Оно лишилось важных факторов его легитимации -
сплачивающих людей бедствий войны и уравнительного разделения тягот
("военный коммунизм"), утопии быстрого движения к братству
трудящихся, надежды на мировую пролетарскую революцию, которая поддержит
Советскую Россию. Вместо этого было начато "отступление" с
возрождением буржуазии, новым социальным расслоением. Приватизация предприятий
и торговли, введение хозрасчета на государственных предприятиях вызвали у
существенной части победивших в гражданской войне трудящихся идеологический
шок. В ряде мест возникают "красные банды", вступавшие в борьбу с
Советской властью.
Еще более опасным было то,
что отмена чрезвычайных мер и расширение демократических прав сразу были
использованы буржуазными слоями, особенно кулаками на селе. Обладая
материальными средствами, будучи более грамотными и способными к организации,
они без труда завоевывали решающее положение в Советах и кооперации. База
политической системы превращалась в силу, враждебную центральной власти. Это
объективно создавало основу для острых дискуссий в компартии, доводящих до
стадии раскола. Развал партии как объединяющего механизма всей политической
системы, как предполагалось, неминуемо означал бы крах государства.
Все это привело к тому, что в
системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетаются два
противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классового подхода с
упором на законность - и усиление репрессивного механизма (теперь уже
узаконенного) для предотвращения "государственных" преступлений.
Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым
врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы. К этому, конечно,
не сводился правовой процесс. В общей части, которая регулировала главные,
массивные элементы жизнеустройства, велась нормальная работа по упорядочению
жизни.
При формировании гражданского
права в 1921 -1923гг. законодатель стремился по возможности упростить систему
норм. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше
норм, регулирующих его, являлись диапозитивными. Наоборот, по мере так
называемой социализации гражданского права (т.е. проникновение в него плановых
начал) возрастало число принудительных норм. Гражданский кодекс, кроме того,
содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и
организационные. В декларативные статьи были введены неправовые критерии (так,
ст.1 ГК установила порядок защиты имущественных прав только в случае их
соответствия "социально-хозяйственному назначению"). Это давало
судьям большой простор для толкования закона. Принципу законности был
противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому
нигилизму.
Важную роль в дискуссиях по
юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция "революционной
законности", возникшая в 1921-1922 гг. Она была идеологической основой для
перехода от "революционного правосознания" к нормальной правовой
системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых был невозможен НЭП
и частная хозяйственная деятельность. В результате этих дискуссий резко
возросла роль прокурора как стража революционной законности (эпитет
"революционная" был вскоре тихо забыт).
В середине 20-х годов
возникла волна культа законности в связи с лозунгом "Лицом к
деревне!" и кампанией по "Оживлению Советов", которые означали
установление правовых гарантий для состоятельного крестьянина - главной фигуры
в восстановлении хозяйства. Другой стороной лозунга законности было стремление
ограничить произвол (хотя бы даже и революционный) работников госаппарата,
упорядочить и сделать более эффективной систему власти. Так, один делегат из
крестьян на Совещании по советскому строительству жаловался, что комсомольцы
проводят выборы Советов с заранее заготовленными списками: "Когда из 27
членов Совета выбирается 9 женщин и 9 комсомольцев, я сомневаюсь, чтобы такой
сельсовет был авторитетен для крестьянства, которое привыкло в сельсовете
видеть не комсомольца, не женщин, а бородачей". В декабре 1924 г. Оргбюро
ЦК ВКП(б) резко осудило антирелигиозные крайности комсомольцев на селе.
Упущения, ошибки, волокиту
стали трактовать как "беззаконие". Здесь также расширились функции
прокуратуры и произошло ее размежевание с Рабкрином (прокурор занимался
законностью, Рабкрин - эффективностью).
Хотя неясность понятия
"революционная законность" позволяла в течение всего периода НЭПа
придавать ему разные оттенки для использования в политической борьбе, в целом
связанные с ним дискуссии стимулировали развитие правового обеспечения.
С лета 1921 г. государство
начинает осуществлять меры по денационализации. Создавались гарантии для вновь
приобретенных прав, но запрещалось восстановление отмененных в ходе революции
имущественных прав. Закон и судебная практика признавали длительное фактическое
владение имуществом более "законным", чем ссылка бывших собственников
на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как
источник права собственности. Закон ограничивал объем и размеры права частной
собственности. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им
можно было только пользоваться (до 1923 г.); пользование домовладением также
ограничивалась законом. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота
(земля, леса, крупные предприятия и др.)
За прошедшие со времени
революции годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу
1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных
актов. Чтобы сделать эти нормы доступными, следовало их систематизировать,
ликвидировать пробелы, противоречия. Встала грандиозная задача по кодификации
норм советского права. Эта работа была проведена в основном за 1922 -1923 годы.
Работа над Гражданским,
Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско - процессуальными кодексами
РСФСР велась в Наркомате юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались в
Наркомате земледелия, Кодекс законов о труде - в Наркомате труда. Общее
руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена
кодификация. Вот даты введения в действие основных кодексов: Уголовный кодекс
РСФСР - 1 июня 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 25 мая 1922 г.;
Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 г.; Кодекс законов о труде РСФСР - 1
января 1923 г.; Гражданский кодекс РСФСР - 1 января 1923 г.;
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 г. Кодексы РСФСР
служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты
аналогичные кодексы.
Тем самым общей чертой
развития права в указанный период можно считать глобальное законотворчество
властей, призванное упорядочить новое жизнеустройство граждан, а также широкое
внедрение в нормы права репрессивных положений.
Глава II. Гражданский кодекс 1922 г.
ГК РСФСР исходил из наличия
многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и
отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные
"против злоупотребления НЭПом". ГК состоял из четырех разделов: общая
часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. ГК был одним из
самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу
регулируемых отношений.
В ГК утверждалось, что
гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы,
национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев,
когда они осуществляются в противоречии с их назначением. При этом граждане
получали многочисленные права:
Ст. 5. В соответствии с этим каждый гражданин РСФСР и союзных советских
республик имеет право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР,
избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать
имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в
обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением
всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и
охраняющих применение труда.
Особо оговаривался приоритет
законности в отношении лишения гражданских прав:
Ст. 6. Никто не может быть
лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях и в порядке,
определенных законом.
Дееспособность в полном
объеме наступала по достижении 18 летнего возраста.
Кодексом предусматривалась:
государственная, кооперативная, частная собственность.
Ст. 52. Различается
собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная),
б) кооперативная, в) частная.
Земля, недра, леса, горы,
железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть
исключительно собственностью государства:
Ст. 21. Земля является
достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение
землею допускается только на правах пользования.
Страницы: 1, 2, 3
|