Доклад: Познание собственного тела, его чувственных и половых потребностей
и реакций
Подростки озабочены не только своей внешностью, но и
изучением собственного тела. Это не так просто, как может показаться, поскольку
взрослые не всегда берут на себя труд разъяснить им все аспекты полового
созревания, а недостаток знаний порождает вполне объяснимую тревогу. В
частности, многие девочки-подростки не знают, что повышение концентрации
эстрогенов в крови сопровождается нормальными выделениями из влагалища и
нередко приходят в замешательство или испытывают беспокойство, замечая пятна на
нижнем белье. Мальчики могут сходным образом реагировать на эякуляцию в ночное
время, если никто не объяснит им, что это - следствие нормального развития
организма. Неожиданная эрекция, зачастую возникающая в самые неподходящие
моменты (когда мальчика вызывают к доске решать задачу по алгебре, во время
купания в компании приятелей или даже во время церковной проповеди), тоже почти
всегда приводит подростка в смущение, вызывает у него растерянность или
беспокойство. Вот как описывает один студент университета такой
обескураживающий случай:
"На первом курсе я выиграл соревнование по плаванию,
что было большим успехом. Все члены команды на тренировки и соревнования
надевали короткие, плотно облегающие тело трусы, чтобы уменьшить сопротивление
воде. И вот, когда во время торжественной церемонии я поднялся на пьедестал
почета, чтобы получить медаль, случилась эрекция. Я стоял по стойке смирно,
слушая победный гимн в свою честь, а мой член выпирал из плавок, как будто в
них засунули переросший огурец". (Из картотеки авторов)
Один из основных способов познания собственного тела для
подростков - разглядывание и ощупывание. Некоторые из них могут часами
рассматривать мельчайшие подробности строения наружных половых органов, иногда
пользуясь ручным зеркалом, а также линейкой или сантиметром (это особенно
касается мальчиков), чтобы знать их размеры. Так же тщательно некоторые
девочки-подростки рассматривают груди, обращая внимание на разницу их размеров,
наличие или отсутствие волос вокруг околососковых кружков, величину сосков,
размеры и форму этих органов. Наружный осмотр обычно переходит в ощупывание, во
время которого подростки того и другого пола. экспериментируя, пытаются понять,
какие ощущения приносит то или иное прикосновение и какие вызывает реакции.
Одна 18-летняя девушка описывает это следующим образом:
"Когда мне было 13 или 14 лет, я часто смазывала
половые органы детским кремом или кремом для рук, чтобы узнать, что я при этом
буду чувствовать. Я терла свои органы рукой, дотрагивалась до них разными
предметами, в частности пером или пушистым мехом чучела какого-то зверька. Я не
думала, что мастурбирую и не стремилась к оргазму. В то время я и не знала, что
такое оргазм. Но я хорошо помню, как играла сосками, то прикасаясь, то
сдавливая их, брызгала на грудь теплой водой, иногда трогала клитор и в то же
время терла сосок. Впечатление такое, что я пыталась найти какой-то рецепт,
только не знала для чего". (Из картотеки авторов)
Такой способ знакомства с собственным телом постепенно
переходит в осознанные попытки добиться полового возбуждения.
Подросткам интересно, каким путем можно себя возбудить, как
быстро это случится, как увязать фантазии с их физическими следствиями, как
долго может сохраняться возбуждение, как скоро оно возобновится, если ослабить
его на время, что ощущаешь при оргазме и как себя чувствуешь, возбудившись, в
отсутствие оргазма. Все это представляет собой как бы репетицию будущей
сексуальной активности и отчасти - форму самоисследования, узнавания
собственного тела и его реакций. Поскольку, вообще говоря, мы чувствуем себя
увереннее в окружении знакомых вещей, такое повторяющееся самоисследование в
конце концов приводит к лучшему пониманию себя и более комфортному состоянию.
Процесс познания собственного тела у каждого подростка
проходит по-разному, но, вероятно, найдется немного мальчиков, которые,
уединившись в своей комнате, не пробовали бы надеть кондом - просто посмотреть,
"что же это такое". Точно так же большинство девочек-подростов
пробуют ввести тот или иной предмет во влагалище, чтобы посмотреть, что из
этого выйдет. Любопытство или желание "делать как взрослые" - это
нормальные компоненты развития ребенка в подростковом возрасте.
Познание тела происходит не только наедине с самим собой -
оно имеет место при взаимных прикосновениях, поцелуях, обнажениях друг перед
другом. В раннем подростковом возрасте выраженные сексуальные действия обычно
отсутствуют. Подростки ограничиваются тем, что подолгу держат друг друга за
руки или прижимаются друг к другу (причем мальчик кладет руку на плечи девушки
и только постепенно, иногда через несколько недель, его рука опускается ниже,
чтобы впервые "случайно" коснуться ее груди). В последующем правила
игры существенно меняются: некоторые 17-18-летние подростки уже на первом
свидании прибегают к оральному сексу.
Список использованной
литературы:
1. Основы сексологии
(HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К.
Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с., ил. ISBN
5-03-003223-1
|