Доклад: Спорт и окружающая среда: перспективы развития
Спорт
нуждается в чистой и здоровой окружающей среде, так же, как и окружающая среда
не должна разрушаться, истощаться и деградировать под натиском спорта.
В
ответ на потребность во всеобъемлющей оценке состояния мировой окружающей среды
Комитет по окружающей среде Организации Объединенных Наций (UNEP) в 1995 г.
начал разработку проекта глобальных перспектив окружающей среды. Выполненная в
рамках этого проекта работа "Глобальное обозрение окружающей среды -
2000" представляет собой оценку состояния окружающей среды накануне нового
тысячелетия и является уникальной разработкой, подготовленной международным
коллективом, насчитывающим 800 участников в сотрудничестве более чем с 30
специализированными институтами по окружающей среде и с соответствующими
агентствами ООН.
Оценка
процессов окружающей среды строится на основе синтеза межрегиональных оценок.
Она обобщает региональные точки зрения и строит усредненное соглашение,
формируя приоритетные положения и действия посредством диалога между политиками
и учеными на региональном и глобальном уровнях.
Продукция
в печатной и электронной формах представляется отчетными выпусками GEO-серий
(докладов). Эти доклады являются периодическими обзорами состояния окружающей
среды.
Используется
термин "GEO-процесс", под которым понимается коллективная работа
партнеров всего мира. Образованные четыре рабочие группы - по моделированию,
сценариям, политике и статистике - обеспечивают советами и поддержкой
GEO-процессы. UNEP координирует деятельность GEO-процессов.
Усредненная
оценка окружающей среды включает в себя ответы на следующие вопросы:
-
каковы основные элементы эволюции окружающей среды и каковы их главные
тенденции?
-
каково воздействие различных применяемых мер на окружающую среду?
-
в какой мере мероприятия по воздействию на окружающую среду соответствуют
намеченным планам и в какой мере выполнение этих мероприятий ведет к
поставленной цели?
Статистика
такого исследования обеспечивается сетями экологического мониторинга и
статистическими отчетами, выполненными национальными, региональными и
международными организациями.
Две
тенденции характеризуют начало третьего тысячелетия: первая состоит в том, что
глобальная человеческая экосистема находится в опасности вследствие серьезного
дисбаланса в производстве и распределении товаров и услуг; вторая, так
называемая "угрожающая", тенденция связана с ускоренными изменениями
в крайне неравномерном экономическом и социальном развитии отдельных регионов.
Этот процесс нуждается в регулировании для предупреждения болезненных
экологических и социальных катастроф.
Проект
рассматривает динамику показателей, характеризующих окружающую среду по семи
основным направлениям, это: суша и питание, лес и его биоразнообразие, пресная
вода, морской флот и береговые зоны, атмосфера, городские зоны.
В
качестве ключевых факторов состояния окружающей среды накануне третьего
тысячелетия авторы проекта выделяют следующие:
-
мировые выбросы двуокиси углерода достигли 23,9 млрд тонн в год, что на 400 млн
тонн больше, чем в 1996 г., и почти в 4 раза больше, чем в 1950 г., более 40%
мирового диоксида углерода производят США, Япония и страны Европейского Союза,
однако общая эмиссия углерода из Китая теперь превышает показатели Европейского
Союза, при этом подушевая эмиссия в Китае значительно ниже, чем в странах
Европейского Союза;
-
разрушение озонного защитного слоя привело к тому, что уровень ультрафиолетовой
радиации удвоился на средних широтах северного полушария;
-
проблема загрязнений воздуха в городах развивающихся стран достигла угрожающих
размеров;
-
потери от природных катастроф за 10 лет, в период 1986-1995 гг., были в 8 раз
выше, чем в 60-е гг., и т.д.
Негативное
влияние деградации окружающей среды наиболее тяжело влияет на бедные,
неразвитые регионы. За 35 лет расслоение общества между беднейшими и
богатейшими слоями населения выросло в 2,5 раза.
Недавнее
детальное изучение четырех индустриально развитых стран показало, что общее
количество естественных ресурсов или сырья, требующихся для поддержания их
экономического уровня, составляет от 45 до 85 тонн на человека в год. При этом
значительное количество этих ресурсов импортируется из развивающихся стран.
Во
многих индустриальных странах благодаря их энергичным усилиям снижены
показатели атмосферных выбросов, однако уровень городских воздушных выбросов
достигает критических размеров в большинстве центров развивающегося мира.
Кислотные дожди остаются проблемой в случае критической концентрации (порог,
когда кислотные депозиты создают угрозу) для большей части Северной Америки,
Европы и Южной Азии.
Почти
3 млрд людей, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных
территориях, и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. человек.
Экологическая проблема Лондона, например, состоит в дефиците площадей,
необходимых для поглощения выбросов сернистого ангидрида; по расчетам требуемая
площадь должна быть в 125 раз больше, чем собственная площадь этого города.
Более
1 млрд городского населения мира проживают с угрожающими здоровью уровнями
воздушных загрязнений, а по оценке Всемирной организации здравоохранения 25%
всех заболеваний в мире происходит от плохих экологических условий.
Для
Европы и Центральной Азии ключевыми вопросами в деле защиты окружающей среды
являются:
-
объемы выбросов сернистого ангидрида. В Западной Европе они увеличились более
чем наполовину в течение 1980 - 1995 гг., при этом выделяют восемь стран с
наибольшими удельными объемами его выбросов, семь из них расположены в
Центральной Европе, одна - в Восточной Европе;
-
подкисление, загрязнения, засухи или пожары лесов. Серьезно и постоянно
подвергаются этому около 60% лесов;
-
половина известных видов овощей находится под угрозой перенасыщения удобрениями
во многих странах региона;
-
одной из наиболее серьезных форм речных загрязнений в регионе является высокая
концентрация стоков минеральных удобрений;
-
транспорт - главная причина городских воздушных загрязнений;
-
чрезмерное использование (истощение) подземных водных источников (в 60% больших
городов региона) и т.д.
Финансирование
акций по защите окружающей среды осуществляется по нескольким направлениям.
Так, финансирование Западной Европы за счет взносов Европейской комиссии,
составившее в течение 1994-1999 гг. более чем 17 млрд ECU. Наибольшие вложения
в расчете на одного жителя были освоены в Эстонии (88,8 ECU), Латвии (48,8
ECU), Чешской Республике (38,5 ECU), Литве (37,1 ECU), Словакии (27,2 ECU),
причем в среднем на жителя в Центральной Европе это составило 20,9 ECU. В
Восточной Европе и Центральной Азии средняя цифра составляет всего 2,6 ECU на
человека, а наибольшие показатели - в Грузии (11,1), Азербайджане (8,5),
Узбекистане (3,8) и России (2,5).
Страны |
1996 год, всего |
В расчете на одного жителя |
Всего за 1989-1996 гг. |
Чешская Республика |
1264 |
123 |
7120 |
Венгрия |
1986 |
195 |
13260 |
Польша |
2741 |
71 |
5398 |
Казахстан |
1100 |
67 |
3067 |
Россия |
2040 |
14 |
5843 |
Всего по пяти странам |
9131 |
41 |
34688 |
Всего по Центр., Вост. Европе и Центр.
Азии |
12330 |
31 |
43888 |
Главные
потребители частных зарубежных инвестиций (в млн долл. США) представлены в
таблице.
В
1996 г. частные зарубежные инвестиции в развивающиеся страны с целью защиты
окружающей среды в 5 раз превысили государственные.
Проект
определил следующие глобальные и региональные тенденции, которые, наиболее
вероятно, можно ожидать в следующем столетии, это:
-
экологические катастрофы, как естественные, так и искусственные
(спровоцированные деятельностью человека). Они становятся более частыми,
суровыми, сопровождающимися тяжелыми экономическими потерями;
-
урбанизация. Скоро половина населения будет жить в городах, и там, где этот
процесс не контролируется или плохо организован, создаются большие
экологические проблемы, в первую очередь касающиеся реализации мусорных отходов
и распространения хронических заболеваний;
-
химизация. Современные химические загрязнения рассматриваются как более
серьезная проблема, чем старые яды, такие, как свинец и другие; и меры защиты
от них должны быть разработаны; перегрузка нитратными удобрениями, последствия
которой еще до конца не ясны;
-
призрак глобального водного кризиса, растущая проблема недостаточного запаса
пресной воды, особенно для низкодоходных популяций;
-
деградация прибрежных зон. Разработка природных ресурсов разрушает прибрежные
экосистемы и представляет более серьезную угрозу, чем сточные воды;
-
засорение биологическими видами. Преднамеренное введение инородных
биологических специй, подавляющих местные виды;
-
климатические перепады. Примерно за 20 последних лет отмечено повышение
температуры на поверхности земли и предстоит выяснить: является ли это
предвестником каких-либо новых экономических трансформаций;
-
деградация земли (суши), увеличивающа яся чувствительность, ранимость суши к
водной эрозии;
-
экологическое влияние беженцев: для своего выживания они производят
неограниченные разрушения окружающей среды (число беженцев в 1995 г. превысило
27,4 млн человек) и др.
Взаимоответственность
спорта и окружающей среды рассматривается комиссией по спорту Европейского
Союза.
Работа
Совета Европы по спорту более 30 лет проводилась в рамках фундаментального
проекта "Спорт для всех". Вопрос, который должен быть исследован
сегодня: как эти рекомендации могут выполняться сейчас с учетом увеличившейся
численности населения планеты. При этом озабоченность состоянием окружающей
среды не означает, что любой человек может быть вовлечен в спортивные занятия
на открытом воздухе в любом месте и в любое время. Это означает только, что в
некоторых зонах Европы в будущем следует сделать акцент на качественном росте,
т.е. экологически совместимом развитии окружающей среды.
Одной
из наиболее злободневных проблем остается законодательная база. Некоторые
страны имеют обширное законодательство и регламентации для практики спорта и окружающей
среды, но большинство стран слабо контролируют эту сферу. Это создает
потребность в регулярных международных консультациях, чтобы избежать, например,
ситуаций, когда вредные для окружающей среды виды спорта, запрещенные или
регулируе мые в одной стране, могут безнаказанно практиковаться в соседних
странах. Необходимо помнить, что вредные выбросы не признают границ.
Для
будущих исследований с целью гармонизации спортивных и экологических проблем
предлагаются следующие тематические блоки:
1)
информационный (методы сбора, обработки, хранения и наилучшего распространения
информации и статистических данных по вопросам спорта и устойчивого развития);
2)
законодательный (анализ, разработка законодательной базы для практики спорта и
окружающей среды, методы контроля, международные консультации);
3)
технический (исследование путей максимально возможного снижения использования
невосполняемых ресурсов в сфере спорта);
4
) транспортный (разработка проблемы оптимизации транспортных потоков);
5)
содержательный (анализ и оценка новых видов спорта и новых технологий в
отношении их влияния на окружающую среду);
6)
образовательный (разработка, распростра нение и систематическое внедрение
образовательных программ);
7)
методологический (сопоставительный анализ основных принципов "Спорта для
всех" с массовым давлением на спортивные сооружения и окружающую среду,
усилившимся в связи с ростом численности занимающихся спортом);
8)
фискальный (разработка эффективных стимулов, налоговых инициатив и др.).
Основные
меры, предлагаемые по развитию спорта в устойчивой окружающей среде:
1.
Сбор, хранение и широкое распространение информации, создание соответствующего
Европейского банка данных, мониторинг, регулярное обновление и анализ
информации.
2.
Утверждение общих структур: для разработки законодательств и нормативов,
совместимых со статусом Европейских стран; анализа положительного опыта как
международных, так и национальных спортивных федераций и организаций;
систематического контроля за выполнением регламентаций при организации и
подготовке всех спортивных мероприятий - от Олимпийских игр до региональных.
3.
Организация постоянной службы анализа и оценки показателей природных ресурсов,
используемых для спорта, т.е. использование суши, воды, природных ископаемых,
материалов для изготовления экодружественного спортивного оборудования,
натуральных ресурсов при формировании сети спортивных сооружений и т.д.
4.
Контроль за транспортными потоками, связанными с процессом активного отдыха
населения, который включает проблемы: доступного размещения спортивных
сооружений; обеспечения безопасных подходов с учетом того, что примерное
расстояние до спортивных сооружений должно быть не более 3 км; а также
проблемы, возникающие при работе транспорта, обслуживающего спорт, т.е.
загрязнения чистых горных районов для лыжного спорта и т.д.
5.
Контроль за экопоследствиями развития новых видов спорта и технологий
(индустрии) спорта, который включает: критическое обсуждение новых видов спорта
с точки зрения их влияния на окружающую среду; длительные наблюдения за новой
практикой и новой техникой, используе мой в спорте на природе, например
снежными пушками и др.
6.
Расширение сети образовательных программ по вопросам взаимодействия спорта и
окружающей среды, которая включала бы образование по охране окружающей среды
как часть спортивных программ в школах; кооперацию между группами, работающими
по охране окружающей среды, образованию и спорту; резервирование времени для
образования по охране окружающей среды в спортивных клубах как часть
тренировочного процесса; информация и образование для программ спортивного
менеджмента; привлечение известных спортсменов к распространению
образовательных программ по охране окружающей среды.
7.
Внедрение новых экодружественных форм занятий в рамках программы "Спорт
для всех" и методик их осуществления с учетом возросшей численности
населения планеты, т.е. поиск новых путей к спорту без угрозы окружающей среде.
8.
Использование практических инициатив и стимулов, которые включают: финансовые
стимулы при выполнении таких работ, как модернизация спортивных сооружений;
меры по сокращению количества спортивных сооружений в зависимости от вреда,
наносимого окружающей среде; использование всех форм средств массовой
информации для эффективной и полной информации по мерам предохранения
окружающей среды от разрушения спортивной активностью; введение наград за
поощрение "экозначимых" проектов, которыми награждаются авторы,
сооружения, мероприятия или организации (голубые флаги для чистых берегов,
зеленые этикетки, значки для гольф-площадок и т.д.).
Главные
лица - сторонники поддержания спорта в устойчивой окружающей среде - могут быть
представлены как принадлежащие к трем секторам: 1 - политический сектор -
группы и люди, озабоченные стратегическими изменениями, законодательством и
всеми проблемами, находящимися за этими вопросами; 2 -сектор спортивной
практики - группы и люди, занятые проектированием и строительством спортивных
сооружений, спортивным образованием, спортивными организациями и клубами,
спортивным туризмом и производством спортивных товаров; 3 - научный сектор -
группа, собирающая и анализирующая результаты всех работ, формулирующая
наиболее актуальные проблемы для исследований, оценивающая данные и
представляющая доклады по их анализу.
Все
три сектора сосредотачиваются также на таких вопросах общей деятельности, как
место и значение образования в вопросах окружающей среды в отношении к спорту;
разработка и исполнение международного и национальных кодексов; освещение
проблем в средствах массовой информации с целью остановить угрозу окружающей
среде от спортивной активности и др.
Таким
образом, за достижение устойчивого экологического развития в спорте
ответственны все вовлеченные в спорт, а забота об окружающей среде - жизненно
важная задача борьбы за чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии.
Список литературы
1. European Sports Charter // Еuropean
Sports Charter and Code of Sports Ethics / Council of Europe. - Strasbourg,
1993. - P. 2-9.
2. Global Environment Outlook 2000. UNEP EARTHSCAN. ISBN: 1 85383
588. - London: Earthscan Publications Ltd, 1999. - 398 p.
3. National Reports on the Implementation of Article 10 of the
European Sports Charter / Committee for the Development of Sport. - Strasbourg,
Council of Europe, 1999. - 71 p.
4. Tarradellas J., Behnam S. Olympic Movement's Agenda 21. Helping
sport contribute to sustainable development / International Olympic Committee,
Sport and Environment Commission. - IOC, 1999. - 24 p.
5.
С.Д. Неверкович, В.А. Хоточкин ,Е.В. Кузьмичева. Спорт и окружающая среда:
перспективы развития
|