на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Мусульманское право: основные черты и источники

Контрольная работа: Мусульманское право: основные черты и источники

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие

1.1  Этапы становления Шариата

1.2  Мусульманское право

1.3  Переплетение права и религии

1.4  Сравнение с каноническим правом

Глава 2. Источники мусульманского права

2.1  Источники

2.2  Коран

2.3  Сунна

2.4  Иджма

2.5  Кияс

Глава 3. Отрасли мусульманского права

3.1  Право личного статуса

3.2  Правовое регулирование брачно-семейных отношений

3.3  Правовое регулирование имущественных отношений

3.4  Наследственное право

3.5  Обязательственное право

3.6  Уголовное право (преступление и наказание)

3.7  Суд и процесс

Заключение

Список литературы


Введение

В данной работе, тема которой "Мусульманское право: основные черты и источники", мы попытаемся исследовать правоотношения и общественные отношения в мусульманском мире. На эту тему рассуждали многие авторы, такие как: Усубалиев Эссен; Сюкияйнен Леонид; Жоффре-Спинози К.; Санобар Шерматова; и др..

Чтобы раскрыть цели нашего исследования мы поговорим о Шариате, об этапах его становления и развития, об источниках мусульманского права, таких как Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Рассмотрим насколько тесно переплетено мусульманское право с религией, попытаемся сравнить его с каноническим правом. Рассмотрим, каким образом регулируются в мусульманском праве брачно-семейные отношения, имущественные отношения, наследственное право, обязательное право, право личного статуса, преступления и наказания. Посмотрим, как происходит суд и процесс.

При написании данной работы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование и т.д., и частнонаучные: - логический, исторический методы.

Отечественная правовая наука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемого в свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиально не отделено от правового начала.

Ислам и Шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят в это право либо дополнения, либо исправления, хотя, в принципе, его авторитет и является бесспорным. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность более 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. Значит, для определения перспектив развития этих регионов изучение Шариата имеет первостепенное значение.

Данная тема актуальна, так как в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.

Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.

В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.


Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие

1.1  Этапы становления Шариата

Исламская традиция связывает понятие Шариата с использованием данного термина для обозначения, начертанного Аллахом пути, идя которым правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а, возможно, даже большее значение в нем уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в отношениях между собой, с властью, с иноверцами.

Шариат развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техника выведения Шариата из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов является продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов. Их невозможно подробно проанализировать, но краткий обзор, который поможет понять, как создавался Шариат, может быть полезен.

С самого начала Шариат развивался как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределения породило большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. В этот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические характеристики мусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадное значение имели этапы распространения мусульманства и обращения в Ислам многочисленных этнических и культурных групп. Все это определяло политическую и социальную природу мусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.

Раннему Шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Также нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, а отсюда о покорности. В Коране подчеркивалась необходимость проявлять терпение и смирение. Таким же образом в Шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и гос. власти.

Мистико-религиозная оболочка Шариата обусловила большое своеобразие составляющих его правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рациональных начал и логически обоснованной внутренней системы. К 8- 9 в. Шариат перерастает рамки патриархально-общинного восприятия мира и сталкивается с феодальными общественными отношениями. Благодаря активной деятельности богословов-правоведов, он все больше движется от божественного правопонимания к рационалистическому. Ученые-юристы, не порывая с основополагающими началами Шариата, выработали серию новых правовых норм, имеющих сугубо юридическую природу.

Основная тенденция Шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Не случайно нормы Шариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

1.2 Мусульманское право

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что должен верить мусульманин, что он должен делать и чего не должен.

На раннем этапе становления Ислама богословие и правоведение были едины в рамках Исламского правоведения (фикха). Позже на базе фикха возникает суннитское богословие (калам), добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения. Но калам многими своими корнями связан с правоведением, задача толкования Корана и увязывания его с реальными потребностями всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы при решении различных спорных проблем. Для чего в Исламе выработаны методы, в разной мере признававшиеся и использовавшиеся различными школами Исламского права. Метод 1 – рай (индивидуальное толкование, какого либо из авторитетов калама) роль этого метода была ограничена. Метод 2 – иджма (согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени), этот метод всеми признавался. Метод 3 – кияс (заключение по аналогии). Метод 4 – истислах (признание возможности изменения хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом).

Опираясь на Коран и Сунну, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в 8 - 9 вв. создали в рамках суннитского Ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы Исламского права. Их основали известные законоведы – имамы, по именам которых школы и были названы: ханифизм, маликизм, шафиизм и ханбализм.

Эти четыре школы включены в сводную систему мусульманского права – Шариат. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В Исламе государство исполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

Мусульманское право имеет четыре источника: Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков Мухаммеду. Сунна, сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных целым рядом посредников. Иджма, конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов. Кияс, рассуждение по аналогии о явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда как его источник не рассматривались.

В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. В частности, Исламское правопонимание исходит из того, что право – не творение человека или государства, а воля Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в рамках Шариата.

Такая специфика Исламского правосознания придавала внешне религиозный характер и самому мусульманскому праву, ориентация которого на Шариат является непременным условием его легитимности. Религиозное обоснование обеспечивает мусульманскому праву авторитет в глазах мусульман, которые воспринимают его как воплощение постулатов своей веры. Если бы право не отличалось этими качествами, оно не могло бы действовать в Исламском обществе в условиях всепроникающего социально-религиозного контроля.

1.3 Переплетение права и религии

Основное содержание мусульманского права - вытекающие из Ислама правила поведения верующих и наказания, обычно религиозного толка, за невыполнение данных предписаний.

С самого начала Ислам определял не только религиозный ритуал, но и социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя на первом месте стояла все же духовная сторона.

В Исламской системе социально-нормативного регулирования все нормы тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Однако переплетение разнотипных правил поведения не только не исключает, но и предполагает их различие. На практике юридические нормы во многом отличались от иных, в основном религиозных регуляторов. Широкое понимание мусульманского права не исключает постановки вопроса о его существовании как юридического феномена. Более того, анализ соотношения правовых норм с другими, прежде всего религиозными, правилами поведения, позволяет говорить о том, что в Исламской системе социально-нормативного регулирования, самостоятельно существует элемент – мусульманское право в узком, юридическом смысле.

Самостоятельность мусульманского права как юридического явления и его независимость от религиозных постулатов Ислама относительны. Более того, мусульманское право является самостоятельной правовой системой, специфика которой заключается в сложном сочетании религиозного и юридических начал. Анализ их соотношения позволяет лучше понять основные характерные черты мусульманского права, отличающие его от других правовых систем. Переплетение иррационального и рационального моментов предопределяет идейную основу мусульманского права, его ценности и общую направленность Исламского правосознания, включая правопонимание и стиль мышления мусульманских юристов.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.