Контрольная работа: Мусульманское право: основные черты и источники
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1
Этапы становления
Шариата
1.2
Мусульманское
право
1.3
Переплетение
права и религии
1.4
Сравнение с
каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1
Источники
2.2
Коран
2.3
Сунна
2.4
Иджма
2.5
Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1
Право личного
статуса
3.2
Правовое
регулирование брачно-семейных отношений
3.3
Правовое
регулирование имущественных отношений
3.4
Наследственное
право
3.5
Обязательственное
право
3.6
Уголовное право
(преступление и наказание)
3.7
Суд и процесс
Заключение
Список литературы
Введение
В данной работе, тема которой
"Мусульманское право: основные черты и источники", мы попытаемся исследовать
правоотношения и общественные отношения в мусульманском мире. На эту тему рассуждали
многие авторы, такие как: Усубалиев Эссен; Сюкияйнен Леонид; Жоффре-Спинози К.;
Санобар Шерматова; и др..
Чтобы раскрыть цели нашего
исследования мы поговорим о Шариате, об этапах его становления и развития, об источниках
мусульманского права, таких как Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Рассмотрим насколько
тесно переплетено мусульманское право с религией, попытаемся сравнить его с каноническим
правом. Рассмотрим, каким образом регулируются в мусульманском праве брачно-семейные
отношения, имущественные отношения, наследственное право, обязательное право, право
личного статуса, преступления и наказания. Посмотрим, как происходит суд и
процесс.
При написании данной
работы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование и
т.д., и частнонаучные: - логический, исторический методы.
Отечественная правовая
наука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемого
в свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиально
не отделено от правового начала.
Ислам и Шариат имеют
серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда
республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионов
мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое
меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно
мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят в это право либо
дополнения, либо исправления, хотя, в принципе, его авторитет и является
бесспорным. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность
более 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на
политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская
религия занимает основное положение. Значит, для определения перспектив развития
этих регионов изучение Шариата имеет первостепенное значение.
Данная тема актуальна,
так как в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и
немусульманского довольно сильно обострились, примеры этому можно найти как в России,
так и в других странах. Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет
политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты
реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы,
обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание
мусульманского человека.
Рассуждать на эту тему, значит
затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой
приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую
населения современного мира.
В данной работе поставлена
цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь
с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то,
как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в
данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая
правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату,
и нигде в такой степени больше не проявляются.
Глава 1. Особенности
мусульманского права и его развитие
1.1
Этапы становления
Шариата
Исламская традиция связывает
понятие Шариата с использованием данного термина для обозначения, начертанного Аллахом
пути, идя которым правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и может
попасть в рай. Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми вопросами,
предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее,
а, возможно, даже большее значение в нем уделяется проблемам повседневной жизни,
поведению мусульман в отношениях между собой, с властью, с иноверцами.
Шариат развивался в соответствии
с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техника
выведения Шариата из божественных источников и формулировка его основных идей и
принципов является продуктом интеллектуальных, социальных и политических
процессов. Их невозможно подробно проанализировать, но краткий обзор, который поможет
понять, как создавался Шариат, может быть полезен.
С самого начала Шариат развивался
как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введение
в Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания,
оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределения
породило большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. В
этот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические характеристики
мусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадное
значение имели этапы распространения мусульманства и обращения в Ислам многочисленных
этнических и культурных групп. Все это определяло политическую и социальную природу
мусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.
Раннему Шариату были присущи
нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,
милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Также нашли свое отражение и представления
о бессилии человека перед богом, а отсюда о покорности. В Коране подчеркивалась
необходимость проявлять терпение и смирение. Таким же образом в Шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться халифу и гос. власти.
Мистико-религиозная оболочка
Шариата обусловила большое своеобразие составляющих его правовых конструкций и понятий,
тормозила формирование в нем рациональных начал и логически обоснованной внутренней
системы. К 8- 9 в. Шариат перерастает рамки патриархально-общинного восприятия мира
и сталкивается с феодальными общественными отношениями. Благодаря активной деятельности
богословов-правоведов, он все больше движется от божественного правопонимания к
рационалистическому. Ученые-юристы, не порывая с основополагающими началами Шариата,
выработали серию новых правовых норм, имеющих сугубо юридическую природу.
Основная тенденция Шариата
– оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Не случайно нормы
Шариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
1.2 Мусульманское право
Мусульманское право – это
система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской
религии – Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха,
который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все
сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.
Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в
разъяснениях и толкованиях. Ислам самая молодая из трех мировых религий, но
имеет очень широкое распространение. Она содержит теологию, которая устанавливает
догмы и уточняет, во что должен верить мусульманин, что он должен делать и чего
не должен.
На раннем этапе становления
Ислама богословие и правоведение были едины в рамках Исламского правоведения (фикха).
Позже на базе фикха возникает суннитское богословие (калам), добившееся самостоятельности
именно как богословие, свободное от правоведения. Но калам многими своими корнями
связан с правоведением, задача толкования Корана и увязывания его с реальными потребностями
всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового
характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы при решении
различных спорных проблем. Для чего в Исламе выработаны методы, в разной мере признававшиеся
и использовавшиеся различными школами Исламского права. Метод 1 – рай (индивидуальное
толкование, какого либо из авторитетов калама) роль этого метода была ограничена.
Метод 2 – иджма (согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени),
этот метод всеми признавался. Метод 3 – кияс (заключение по аналогии). Метод 4 –
истислах (признание возможности изменения хадисов Сунны, если их содержание оказалось
в противоречии с тем, что признано благом).
Опираясь на Коран и Сунну,
обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения
спорных богословских проблем, в 8 - 9 вв. создали в рамках суннитского Ислама четыре
наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы Исламского права. Их
основали известные законоведы – имамы, по именам которых школы и были названы:
ханифизм, маликизм, шафиизм и ханбализм.
Эти четыре школы включены
в сводную систему мусульманского права – Шариат. Шариат означает в переводе на русский
язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.
Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств
по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, Шариат
основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он
может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает,
поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими
нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В Исламе государство
исполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это
религия закона.
Мусульманское право имеет
четыре источника: Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных
к последнему из его пророков Мухаммеду. Сунна, сборник традиционных правил, касающихся
действий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных целым рядом посредников. Иджма,
конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов. Кияс,
рассуждение по аналогии о явлениях жизни мусульман, которые не охватываются
предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный,
общественный характер.
К чертам мусульманского права
относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие
систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское
право и никогда как его источник не рассматривались.
В правовой действительности
широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы
мусульманского права, но не считаются обязательными. В частности, Исламское
правопонимание исходит из того, что право – не творение человека или государства,
а воля Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в рамках Шариата.
Такая специфика Исламского
правосознания придавала внешне религиозный характер и самому мусульманскому праву,
ориентация которого на Шариат является непременным условием его легитимности. Религиозное
обоснование обеспечивает мусульманскому праву авторитет в глазах мусульман, которые
воспринимают его как воплощение постулатов своей веры. Если бы право не отличалось
этими качествами, оно не могло бы действовать в Исламском обществе в условиях
всепроникающего социально-религиозного контроля.
1.3 Переплетение права и
религии
Основное содержание мусульманского
права - вытекающие из Ислама правила поведения верующих и наказания, обычно религиозного
толка, за невыполнение данных предписаний.
С самого начала Ислам определял
не только религиозный ритуал, но и социальные институты, формы собственности, особенности
права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии,
хотя на первом месте стояла все же духовная сторона.
В Исламской системе социально-нормативного
регулирования все нормы тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Однако
переплетение разнотипных правил поведения не только не исключает, но и предполагает
их различие. На практике юридические нормы во многом отличались от иных, в
основном религиозных регуляторов. Широкое понимание мусульманского права не исключает
постановки вопроса о его существовании как юридического феномена. Более того, анализ
соотношения правовых норм с другими, прежде всего религиозными, правилами поведения,
позволяет говорить о том, что в Исламской системе социально-нормативного регулирования,
самостоятельно существует элемент – мусульманское право в узком, юридическом
смысле.
Самостоятельность
мусульманского права как юридического явления и его независимость от религиозных
постулатов Ислама относительны. Более того, мусульманское право является самостоятельной
правовой системой, специфика которой заключается в сложном сочетании религиозного
и юридических начал. Анализ их соотношения позволяет лучше понять основные характерные
черты мусульманского права, отличающие его от других правовых систем. Переплетение
иррационального и рационального моментов предопределяет идейную основу
мусульманского права, его ценности и общую направленность Исламского правосознания,
включая правопонимание и стиль мышления мусульманских юристов.
Страницы: 1, 2, 3
|