Внесение провозной платы является одной из важнейших обязанностей
грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется
тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза
к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата
за перевозку не внесена в установленные сроки (ст.30 УЖТ) При этом вагоны, контейнеры
будут, в соответствии со ст.30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на
ответственном простое грузоотправителя.
В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую
перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку
прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя
или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного
платежа в соответствии с гражданским законодательством РФ. Пленум Высшего арбитражного
Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение от 6 октября 2005 г. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя),
с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст.395
ГК РФ.
Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всех
причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст.30 Устава железнодорожного
транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном
простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
Более того, в соответствии со ст.35 Устава железнодорожного транспорта в случае
уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей,
причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной
форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения
такого уведомления распорядиться грузом.
Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие
меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом,
перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать
удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут
быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии
с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление
не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворения
государственных и оборонных нужд. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное
влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. Своевременная доставка
грузов в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения обязательства
по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение
которой он несет имущественную ответственность.
Перевозка грузов в международном
сообщении.
В настоящее время основным источником правового регулирования
международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения.
Многие из них охватывают все или несколько видов транспорта. Например, таковой является
Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации,
определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия
ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий.
Помимо международных соглашений в процессе регулирования международных
перевозок большая роль принадлежит внутригосударственным актам. В Российской Федерации
это Гражданский кодекс, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.
железнодорожная перевозка груз договор
Одним из основных договоров по регламентации железнодорожных
перевозок является Соглашение о международных перевозках (КОТИФ) 1980 г. учредившее Организацию международного железнодорожного транспорта. В КОТИФ предусмотрены предельные
сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов
большой скоростью 400 км, а для грузов малой скоростью - 300 км в сутки.
Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответственности
железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ
- "специальных правах заимствования" (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк
на 1 кг веса брутто).
Российская Федерация не является участницей Соглашения о международных
железнодорожных перевозках 1980 г., но его положения, связанные с ним инструкции
и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов
в страны Европы и из этих стран в Россию.
Российская Федерация является участницей Соглашения о международном
железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пересмотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами
Албании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда других
стран.
В соответствии со ст.7 Соглашения перевозка грузов оформляется
накладной, состоящей из трех листов: оригинал накладной; лист выдачи груза; лист
уведомления о прибытии груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда
грузов при предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а также
изделий из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй,
Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных
отправителем к накладной. При неправильном, неполном и неточном указании в накладной
сведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф в пятикратном размере провозной
платы. В случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности отправитель
выплачивает штраф в пятикратном размере провозной платы.
Соглашение определяет сроки доставки грузов большой скоростью
и малой скоростью. Эти сроки удлиняются на время задержки для выполнения таможенных
и других правил; перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги и
временно препятствующее началу или продолжению перевозки; задержки, происшедшей
в результате изменения договора перевозки,
По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана
выдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю.
Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи
груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест и если
при этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы, отсутствие
накладной и т.д.
Помимо СМГС в России действуют также следующие важные соглашения
в области международных железнодорожных перевозок:
1. Соглашения о прямых железнодорожных сообщениях с Финляндией,
Афганистаном, Турцией, Ираном, Австрией, Югославией (с аналогичным СМГС содержанием);
2. Соглашение о перевозке грузов в контейнерах в международном
прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении между СССР и Болгарией
(МЖВСК);
3. Соглашение о создании единой контейнерной транспортной системы
(ЕКТС), заключенное между бывшими странами СЭВ;
4. Соглашение о международном железнодорожном транзитном тарифе
(МТТ), явившемся дополнением к ЕТТ.
5. Кроме того, Советский Союз участвовал, а Россия на правах
правопреемника продолжает участвовать, в работе Международной ассоциации железнодорожных
"конгрессов (МАЖК) и Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической
комиссии (ЕЭК). Рассматривается вопрос о вступлении России в Международную конвенцию
по перевозкам грузов железнодорожным транспортом (COTIF), действующую на железных
дорогах стран Западной Европы.
В целях рационализации и координации транспортной политики республик
бывшего СССР национальными железнодорожными администрациями в 1992 г. образован Совет по железнодорожному транспорту. Заключаемые соглашения, а также решения, принимаемые
этим органом, действуют и создают правовые, экономические и организационные условия
для беспрепятственной транспортировки грузов между Россией, государствами СНГ и
прибалтийскими странами, а также транзита через их территории. Сохранен действующий
порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными
межправительственными соглашениями между СССР и другими странами, а также действие
конвенций и других соглашений в области железнодорожного транспорта, участником
которых являлся СССР.
Задача:
Соколов во время отпуска решил полюбоваться прибайкальское природой
и заранее купил билет до Иркутска. Однако за неделю до отъезда к юношеской мечте
друзья стали уговаривать его на машине рвануть на Карпаты. Соколов долго сопротивлялся,
но в итоге победила мужская солидарность и он присоединился к друзьям. После работы
Соколов пошел на вокзал сдавать билет.
1. Можно ли расторгнуть гражданско-правовой договор? Сошлитесь
на действующее законодательство.
2. В праве ли пассажир расторгнуть договор перевозки? Если да,
то по какими причинам.
3. Какие варианты компенсаций за сданный билет предусмотрены
законом?
Решение.
1. В статье 450 ГК предусматриваются три вида оснований изменения
и расторжения договора в период его действия. Законодатель при этом исходит из принципа
стабильности договора. Нормы, содержащиеся в статье, применяются ко всем видам гражданско-правовых
договоров.
Под расторжением договора понимается досрочное прекращение неисполненного
(полностью или частично) договора.
В п.3 статьи содержится норма, допускающая односторонний отказ
от исполнения договора. Такой отказ возможен тогда, когда он предусмотрен законом
или соглашением сторон.
Право на односторонний отказ от исполнения договора может предусматриваться
в самом договоре на стадии его заключения или изменения в форме заключения дополнительного
соглашения с указанием условий его осуществления.
Односторонний отказ от исполнения договора, осуществленный в
соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению
или изменению договора. Обращение в суд стороны, приводящее в действие такой односторонний
отказ, не требуется. Однако другая сторона, считающая указанный односторонний отказ
неправомерным, может, если это не противоречит закону, оспаривать его в судебном
порядке.
2. Пассажир имеет право расторгнуть договор перевозки по следующим
причинам (Приказ МПС Российской Федерации "Об утверждении Правил перевозок
пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте"
№30 от 26.07.2002):
а) при непредоставлении пассажиру места в поезде (кроме пригородного
поезда) согласно приобретенному проездному документу (билету)
б) при возврате неиспользованных проездных документов (билетов)
в билетную кассу станции в сроки, предусмотренные статьей 92 Транспортного устава.
в) по проездным документам (билетам), на которых наложены два
и более компостера или имеется отметка об остановке с продлением срока их действия
д) при опоздании на поезд (кроме пригородного поезда) вследствие
болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение
3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ
(билет)
е) при прекращении поездки в пути следования по желанию пассажира.
ж) при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом
движения поездов
з) из-за задержки отправления транспортного средства.
3. Согласно ст.83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного
документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить
обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления
поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно
стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат денег за не использованный пассажиром билет на поезд
пригородного сообщения не производится. Исключение составляют случаи незапланированного
перерыва в движении пригородных поездов более чем на 1 час.
Задача:
По железнодорожной накладной в контейнере за пломбами грузоотправителя
из Москвы прямым смешанным железнодорожным сообщением в адрес Магаданского областного
управления Агропрома (порт Ногаево) был отгружен груз - предметы электротехники.
При перевозке груза с Дальневосточной железной дороги на судно Дальневосточного
пароходства в порту Находка была обнаружена неисправность контейнера, в связи с
чем порт потребовал вскрытие контейнер и проверки его содержимого, что и было сделано.
В порт Ногаево грузополучателю груз был выдан с недостачей, соответствующей недостаче,
которая была выявлена и зафиксирована в коммерческом акте составленном станцией
Бархатполе в порту Находка. Грузополучатель предъявил претензию Управлению Дальневосточного
пароходства на сумму стоимости недостающего груза. Управление пароходства, не усматривая
своей вины в образовании недостачи, направило претензионный материал Управлению
Дальневосточной железной дороги, которая так же отказалась удовлетворять претензию.
Грузополучатель предъявил иск к Дальневосточному пароходству.
Приморский арбитражный суд, считая, что вина Дальневосточного пароходства в образовании
недостачи груза отсутствует, исковой материал возвратил истцу, предложив ему предъявить
иск к грузоотправителю и к Управлению Дальневосточной железной дороги. Грузополучатель
обжаловал это решение арбитражного суда.
1. Укажите особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
Страницы: 1, 2, 3
|