Контрольная работа: Правовое регулирование Забайкальского края
Вопрос№1. Правовое
регулирование местного самоуправления в Забайкальском края
Правовое регулирование
местного самоуправления Забайкальского края осуществляется общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами Российской
Федерации, Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, федеральными подзаконными актами и Уставом
Забайкальского края, решениями принятыми на местных референдумах сходах
граждан, и иными муниципально -правовыми актами Забайкальского края.
Согласно ч.4 ст.15
Конституции РФ общепризнанные принципы нормы международного права являются
составной частью правовой системы Российской Федерации, следовательно, Забайкальского
края тоже. Эти нормы и принципы закреплены в международных пактах, конвенциях,
и иных международно-правовых документах. Они могут непосредственно применяться
при рассмотрении и разрешении юридических споров и служить основанием для
возникновения у граждан России, создаваемых ими объединений и у органов власти
юридических прав и обязанностей.
Главенствующие
положение в системе юридических норм, регулирующих местное самоуправление
Забайкальского края, занимают конституционные нормы. Конституционные нормы
представляют собой совокупность юридических принципов и предписаний, которые
определяют политико-правовую природу правового регулирования местного
самоуправления, закрепляют основные права граждан в области местного
самоуправления, регулируют основы правого статуса органов местного
самоуправления и их взаимоотношения с государством.
Характер и пределы
правого регулирования местного самоуправления забайкальского края определяются
федеральными актами, актами Забайкальского края и местными актами, теснейшим
образом связаны с федеративным устройством государства и политико-правовой
природой местного самоуправления.
В соответствии со ст.72
Конституции РФ вопросы местного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Иными словами, Российская Федерация должна принимать
рамочные законы, определяя общие принципы и подходы, устанавливая пределы
правого регулирования; конкретное содержание, учет местной специфики
особенностей формирования местного самоуправления определяется Забайкальским
краем самостоятельно. Хотя на практике функции Российской Федерации и
Забайкальского края четко не определены.
Федеральный закон « Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
ФЗ.№131, является наиболее важным для становления и развития местного
самоуправления в Забайкальском крае и в Российской Федерации в целом. ФЗ
определяет общие принципы организации местного самоуправления, правовые основы
местного самоуправления, организационно-правовые формы осуществления местного
самоуправления, финансово-экономические основы местного самоуправления,
основные принципы подходы к определению полномочий органов местного
самоуправления в решении вопросов местного значения .
В Забайкальском крае
Правовые вопросы местного самоуправления в основном регулируются Уставом
Забайкальского края. Являясь субъектом Российской Федерации, Забайкальский край
обладает определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы,
законы и иные нормативные правовые акты. В совместное ведение РФ и
Забайкальского края входит широкий круг вопросов законодательного
регулирования, включающий административное, административно-процессуальное,
трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
К совместному ведению
Российской Федерации и Забайкальского края отнесены также кадры судебных и
правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов
организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В сфере экономического
и социально-культурного строительства к совместному ведению относятся вопросы
владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана
окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые
природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации.
Вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими
природными ресурсами регулируются Основами законодательства РФ и правовыми
актами Забайкальского края. По взаимной договоренности федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных
ресурсов.
Российская Федерация и
Забайкальский край совместно ведают общими вопросами воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры и спорта . Охраной памятников истории и
культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой
семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное
обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.
Введение чрезвычайного
положения на территории Забайкальского края осуществляется федеральными
органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края. Согласно
Конституции РФ ( ст.76) по предметам совместного ведения Федерации и её
субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы
государственной власти края осуществляют собственное правовое регулирование в
пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
Законопроекты по
предметам совместного ведения направляются краю для обсуждения и представления
своих предложений.
Все полномочия, не
относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к
совместному ведению федеральных органов государственной власти , и органов
государственной власти осуществляются органами государственной власти
последнего самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.
В их число, например,
по Уставу Забайкальского края входят: принятие, изменение и дополнение
Государственного Устава, законов и иных правовых актов края, контроль за их
соблюдением; установление системы органов законодательной и исполнительной
власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих
органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской
Федерации; разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических,
экологических программ края; распоряжение природными ресурсами, имуществом и
финансовыми ресурсами края; решение вопросов административно-территориального
деления края; организация и развитие местного самоуправления; учреждение и
присвоение почетных званий и премий края; иные полномочия.
Федеральные органы
исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти могут
передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не
противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти
края по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать
им осуществление части своих полномочий.
местный
самоуправление
Вопрос№2.
Финансово-экономические
основы местного самоуправления в Забайкальском крае
Определение
экономической основы местного самоуправления было сформулировано в Федеральном
законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации». Согласно этому Закону, «Экономическую основу местного самоуправления
составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся
в государственной собственности и переданное в управление органам местного
самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая
удовлетворению потребностей населения муниципального образования» (ст. 28).
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы
(Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и
иная собственность, служащая источником получения доходов для органов местного
самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующего
муниципального образования. А также Уставом Забайкальского края.
Органы
местного самоуправления имеют право создавать в соответствии с
законодательством предприятия, учреждения и организации любых
организационно-правовых форм.
Финансовую
основу местного самоуправления составляют местные бюджеты (сметы доходов и
расходов, местные налоги и сборы; внебюджетные фонды; платежи за пользования
природными ресурсами муниципального образования; доход от участия органов
местного самоуправления в кредитно-финансовых отношениях, доход от
муниципальных банков и другие доходы в соответствии с законодательством.
Согласно Ст.
77. Устава забайкальского края
. В Забайкальском крае признаются и защищаются равным образом государственная,
муниципальная, частная и иные формы собственности.
На территории края объектами собственности являются земля и другие природные
ресурсы, а также имущество и интеллектуальная собственность.
Ограничения правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению его
собственностью в какой бы то ни было форме не допускаются, кроме случаев,
предусмотренных федеральным законом.
Согласно Ст.
78. Государственная собственность, находящаяся на территории края, состоит из
федеральной собственности и собственности края. Владение, пользование и
распоряжение объектами, находящимися в государственной собственности края,
осуществляется органами государственной власти края в порядке, установленном
федеральными законами и законами края.
Согласно Ст.
79.Собственность края формируется путем: принятия передаваемых объектов
федеральной собственности; создания и приобретения объектов (в том числе ценных
бумаг, долей, финансовых активов) за счет средств края; принятия объектов
собственности от органов местного самоуправления; иных способов приобретения собственности,
не запрещенных федеральными законами.
Согласно Ст.
80.. Объектами муниципальной собственности является имущество, передаваемое из
государственной, частной или иной собственности, а также создаваемое за счет
средств местных бюджетов или приобретаемое иными способами, не запрещенными
федеральными законами. Объектами муниципальной собственности владеют,
пользуются и распоряжаются органы местного самоуправления в интересах
проживающего на их территории населения. В соответствии с федеральными законами
объекты муниципальной собственности могут быть переданы во владение,
пользование, сданы в аренду, отчуждены решениями органов местного
самоуправления.
Согласно Ст.
81. На территории края обеспечивается одинаковое признание и защита любых не
противоречащих федеральным законам форм хозяйствования. По отношению к
хозяйствующему субъекту органами государственной власти края, органами местного
самоуправления в пределах их компетенции осуществляется контроль за эффективным
размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием
природных ресурсов, состоянием окружающей среды. В крае в соответствии с
федеральным законом может быть приостановлена и запрещена деятельность любого
хозяйствующего субъекта.
Согласно Ст.
82. Забайкальский край в пределах своей компетенции самостоятельно определяет
финансовую, бюджетную, кредитную и налоговую политику. Целями финансовой,
бюджетной, кредитной и налоговой политики являются повышение благосостояния,
улучшение условий и качества жизни населения, социально-экономическое развитие
края. Механизм осуществления финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой
политики определяется законами края.
Согласно
Ст.83. Финансовые ресурсы края находятся в ведении органов государственной
власти края и состоят из средств бюджета Забайкальского края, в том числе
ассигнований, выделяемых краю из федерального бюджета, и средств
территориального государственного внебюджетного фонда обязательного
медицинского страхования. Средства бюджета края, а также иное государственное
имущество, находящееся в собственности края, не закрепленное за краевыми
государственными унитарными предприятиями, краевыми государственными
учреждениями, а также органами государственной власти края и государственными
органами края, составляют казну Забайкальского края. Финансовые ресурсы края
могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с финансами
юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, для финансирования совместных
социально-экономических программ. Органы государственной власти края определяют
общий баланс финансовых и кредитных ресурсов края, в пределах своих полномочий
регулируют и контролируют их распределение и использование в интересах
социально-экономического развития края на основе равноправия всех субъектов
Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
Согласно Ст.84.Забайкальский
край имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. Органы
государственной власти края обеспечивают сбалансированность бюджета края и
соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований
к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса,
размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга края,
исполнению бюджетных и долговых обязательств края Формирование, утверждение,
исполнение бюджета края и контроль за его исполнением, составление и
представление федеральным органам государственной власти бюджетной отчетности
осуществляются органами государственной власти края самостоятельно с соблюдением
требований, установленных федеральными законами, а также принятыми в соответствии
с ними законами края.
Согласно
Ст.85 Доходы бюджета Забайкальского края формируются в соответствии с
федеральными законами и законами края за счет:
1)
региональных налогов и сборов;
2) отчислений
от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, по которым установлены нормативы отчислений в
бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) средств,
поступающих от использования имущества, находящегося в собственности края;
4) иных
неналоговых доходов, поступающих в бюджет края в порядке и по нормативам, установленным
федеральными законами и законами края;
5) средств,
поступающих на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе из других
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Расходы
бюджета края формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации
для исполнения расходных обязательств Забайкальского края.
Согласно Ст.
86. Бюджет Забайкальского края, бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования, местные бюджеты
входят в бюджетную систему Российской Федерации . Бюджет края и свод бюджетов
муниципальных образований, входящих в состав края (без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет
Забайкальского края. Порядок разработки проекта закона края о бюджете края,
особенности рассмотрения и принятия этого закона, а также внесения в него
изменений устанавливаются законом края.
Согласно Ст.87.
Исполнение бюджета края обеспечивается Правительством края и осуществляется
финансовым органом Забайкальского края в соответствии с общими принципами, установленными
федеральным законом. Кассовое обслуживание исполнения бюджета края
осуществляется в порядке и на условиях, установленных федеральным законом. Годовой
отчет об исполнении бюджета края утверждается законом края.
Согласно Ст.88.
Межбюджетные отношения в Забайкальском крае строятся на принципах, установленных
федеральным законом. Организация межбюджетных отношений органов государственной
власти края и органов местного самоуправления осуществляется на основе
федеральных законов и законов края.
Согласно Ст.89.
Система налогов и сборов Забайкальского края представляет собой основанную на
общих принципах налогообложения и сборов совокупность федеральных налогов, в
том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
региональных и местных налогов и сборов, порядок их введения, уплаты и отмены,
предоставления налоговых льгот, распределения налогов и сборов между бюджетами Налоговая
система края формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Забайкальского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Установление и отмена региональных налогов осуществляются краем самостоятельно
в соответствии с федеральным законом.
Согласно Ст.
90.Для осуществления контроля за исполнением бюджета края, в том числе за
законностью и эффективностью расходования средств бюджета края, направленных
муниципальным образованиям, а также осуществления контроля за поступлением в
бюджет края средств от распоряжения и управления государственной собственностью
края Законодательное Собрание края создает государственный орган Забайкальского
края – Контрольно-счетную палату Забайкальского края. Полномочия, порядок
формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края
устанавливаются законом края.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации,
1993г.
2. ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»»
3. Устав Забайкальского края. Принятый
Законодательным
Собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 года.
4.Е.С.Шугрина. Муниципальное право
Российской Федерации.Учебник-2-е издание, переработанное и дополненное.М.:
«Проспект», 2009г.
5.Конституционное право России. Учебник.
М.: 2008г.
6.Комментарий к ФЗ от 6 октября 2006
года№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
российской Федерации»
|