Контрольная работа: Прокурорский надзор
Содержание
1. Полномочия прокуроров при
осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия
2.
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и
учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
3. Сущность и задачи участия прокурора в суде присяжных
Список
использованной литературы
1.
Полномочия
прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия
Согласно ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным
законодательством РФ и другими федеральными законами. В сфере уголовного
судопроизводства таким законом в первую очередь является
Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которым регламентирован порядок производства
по уголовным делам на территории Российской Федерации, установлен правовой
статус участников уголовного судопроизводства, в том числе и прокурора.
В ходе досудебного производства по уголовному делу
прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального
закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о
направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания
для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором
нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных
органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе
дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о
направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве
иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного
решения;
6) отменять незаконные или необоснованные
постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные
постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
7) рассматривать представленную руководителем
следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями
прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при
рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под
стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при
рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые
допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке,
установленном статьей 125 УПК;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также
его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего
производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и
передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело от одного органа
предварительного расследования другому в соответствии с правилами,
установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа
предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при
федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным
указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о
прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или
обвинительный акт по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю,
следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного
расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий
обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного
акта и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные
прокурору УПК РФ.
В случае несогласия руководителя следственного
органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального
законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе
обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю
вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя
вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор
вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа
исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае
несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской
Федерации или руководителя следственного органа федерального органа
исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с
требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства,
допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к
Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является
окончательным.
В связи с внесением Федеральным законом от 5 июня
2007 г. № 87-ФЗ изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», созданием Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации существенно изменилось соотношение
полномочий прокурора и руководителя следственного органа на стадии досудебного
уголовного судопроизводства. В частности, разделены полномочия прокурора по
надзору за исполнением законов и процессуальные полномочия руководителей
следственных органов на предварительном следствии.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор
уполномочен проверять исполнение требований Федерального закона при приеме,
регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Но по непонятным причинам
его лишили права отменять незаконные (необоснованные) постановления следователя
об отказе в возбуждении уголовного дела. Он вправе только предложить
руководителю следственного органа отменить незаконное постановление
следователя.
Важно отметить, что дознаватели и следователи всех
органов, за исключением СК при прокуратуре РФ, в соответствии с ведомственными
приказами обязаны предоставлять прокурору материалы проверки незамедлительно
после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Установлен
правильный порядок, поскольку он не только дает возможность, но и заставляет
прокурора проверять материалы в кратчайшие сроки. Следователей СК поступать
так, опять же по непонятным причинам, не обязали.
Согласно буквальному толкованию п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК
прокурор вправе требовать от органов дознания и следствия устранения нарушений
федерального законодательства только при производстве дознания и
предварительного следствия. Однако в процессе приема и разрешения сообщений о
преступлениях - не может. Председатель СК полагает, что прокурор не имеет права
реагировать на нарушения в действиях следователей СК ни путем внесения
представлений, ни путем обращения в суд. Признаем, что для такой позиции
формальные основания есть.[1]
Аналогичная ситуация с дачей следователю письменных
указаний, которые могут быть даны прокурором лишь при возвращении следователю
уголовного дела для производства дополнительного расследования. Это положение
совершенно нелогично и даже вредно с точки зрения эффективности уголовного
преследования. Если раньше прокурор мог в ходе следствия выявить и путем дачи
письменных указаний вовремя устранить недостатки расследования, то теперь он
может это сделать, когда расследование завершено, дело поступило с обвинительным
заключением и исправить что-либо зачастую уже невозможно.
С. Дмитриев полагает, что в сложившейся ситуации
просматривается явный перекос в сторону передачи надзорных функций руководителю
следственного органа, что не отвечает принципу разделения надзора и следствия,
а также значительно сужает полномочия прокурора при осуществлении уголовного
преследования.[2]
Но самая главная ошибка законодателя заключается в
лишении прокурора права возбудить уголовное дело по выявленным, например, в
результате общенадзорной проверки явным признакам преступления. Лишая прокурора
этого права, законодатель, по сути дела, подрывает статус прокурора как
организатора и координатора уголовного преследования и борьбы с преступностью в
целом. И здесь неуместно говорить о смешении надзорной функции прокурора с
функцией расследования. Прокурор должен иметь право начать уголовное
преследование путем возбуждения уголовного дела, а затем направить его для
расследования в соответствующий орган.
По мнению З. Еникеева лишение прокурора права на
возбуждение уголовного дела не согласуется с его функцией по осуществлению
уголовного преследования, которое начинается актом возбуждения уголовного дела.
Такое законодательное решение противоречит международным стандартам
деятельности прокуратур, придающим им ключевую роль в уголовном
судопроизводстве, в том числе в решении вопросов возбуждения уголовного дела и
преследования преступлений. К актам, установившим эти стандарты, относятся:
- Руководящие принципы, касающиеся роли лиц,
осуществляющих судебное преследование (приняты восьмым Конгрессом ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в сентябре 1990
г.);
- Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы
от 27 мая 2003 г. «О роли прокуратуры в демократическом правовом обществе»;
Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров (приняты
на 6-й Конференции генеральных прокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 г.);
- Стандарты профессиональной ответственности и
изложение основных прав и обязанностей прокуроров (приняты 21 апреля 1999 г. Международной Ассоциацией прокуроров (МАП)[3];
- Модельный уголовно-процессуальный кодекс для
государств-участников СНГ от 17 февраля 1996 г.; Модельный закон от 16 ноября 2006 г. «О прокуратуре» для стран СНГ и др.[4]
2.
Прокурорский надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые
судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу
прокурор следствие дознание присяжный
В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор
за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих
наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему
прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.
Для выполнения задач при осуществлении надзора за
соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения,
выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими
полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные
полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на
рассматриваемом направлении надзорной деятельности, но и с учетом специфики
предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям
прокурорского надзора.
К специальному полномочию относится право прокурора
посещать в любое время учреждения и органы. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право
Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров,
а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением
наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать
учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора
временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время
посещения.
Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997
г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и
дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в
изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабочее время,
незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.
В приказе Генерального прокурора от 26 февраля 1997
г. № 8 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения
законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под
стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы.
Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не
определена.
Посещение прокурором учреждений и органов не
является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет
прокурорского надзора (соблюдение сроков задержаний и иных сроков, законность
водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). Результаты
проверки отражаются в составляемых справках (актах).
Для того чтобы выявить нарушения законов, прокурору
предоставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных
и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц
является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности
учреждений и органов, где эти лица содержатся.
Страницы: 1, 2
|