на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Развитие феодального права и государства

Ордонанс 1731 года запрещал дарения на случай смерти, за исключением того случая, когда дарение было предусмотрено брачным договором.

Если в ряде обычаев, возникших в последний период феодализма, признавалось неограниченное право дарения движимых и благоприобретенных вещей, то в обычаях некоторых местностей (Турень, Лижу, Ман и Берри) устанавливались ограничения в интересах детей. Родовое имущество можно было дарить только в определенной доле. Дарения между супругами, как правило, запрещались, они разрешались только на случай смерти. Обычно такие дарения оговаривались в брачном договоре или устанавливались в завещании, и дарение вступало в силу с момента смерти дарителя.

В период разложения феодализма большое распространение получил договор аренды земли. Согласно этому договору землевладелец предоставлял земельный участок в полное владение и пользование арендатору при условии выплаты ежегодной ренты Цеховая и государственная регламентация производства и торговли. Цеховые уставы и городские обычаи регулировали не только вопросы цеховой организации, но и вопросы, связанные с производством продукции и торговлей ею.

Прежде всего цеховые уставы стремились закрепить корпоративную замкнутость цехов путем недопущения или ограничения допуска в цеховые общины посторонних.

Например, Устав парижских портных допускал к изготовлению верхней одежды только тех, кто имел в Париже собственный дом или мастерскую. В других уставах устанавливалась высокая плата за ученичество, за получение права самостоятельного мастера, а иногда и прямо запрещалось использовать труд чужаков. Многие уставы лишали вдов мастеров прав и привилегий, установленных цехом, если они выходили замуж за посторонних.

В XVI веке цеховая система была насаждена на всей территории Франции. Ордонанс 1560 года предусматривал распространение парижских цеховых уставов – на всю территорию страны, а Ордонансы 1581 и 1397 гг. превратили корпоративную организацию в обязательную для всей промышленности. Возникающая абсолютная монархия не только распространила цеховой строя на всю страну, но и стала активно регулировать отношения внутри цеховой организации. В частности, она стала регулировать рабочий день подмастерьев и учеников. Так, согласно Ордонансу 1967 года рабочий день у работников строительных профессий должен был начинаться летом в 5 час. утра и заканчиваться в 7 час. вечера, а зимой он должен был продолжаться с 6 час. утра до 6 час. вечера.

В период абсолютизма происходит усиление вмешательства государства в экономику. Особенно активно эта политика проводилась генеральным контролером финансов при Людовике XIV Кольбером, по имени которого она получила название кольбертизма.

Путем предоставления субсидий, раздачи земель, предоставления различных льгот (освобождения от налогов, рекрутского набора, предоставление монополии на изготовление и продажу определенных товаров и т.п.) он способствовал развитию капиталистических мануфактур. По его инициативе создавались так называемые «королевские мануфактуры», наделенные особыми привилегиями. Промышленное производство подвергалось мелочной государственной опеке. В 60-х годах XVII века существовало около 150 регламентов для различных отраслей промышленности. В соответствии с ними устанавливались специальные стандарты для выпускаемой продукции. Специальные чиновники должны были следить за соблюдением этих стандартов. Особенно детально регламентировалось производство в ткацкой и бумажной промышленности. Так, устанавливалась длина и толщина ниток, число их, длина и ширина сукна, устройство ткацкого станка.

Куски сукна, не отвечавшие регламенту, сжигались или конфисковались, а предприниматели могли быть выставлены у позорного столба.

При Кольбере и под его непосредственным руководством был разработан Ордонанс о торговле – Торговый кодекс 1673 года. Этот акт исходил из того, что торговое право является правом купеческого сословия. В целях развития торговли и торгового капитала он регулировал такие важные вопросы для купечества, как статут торговых товариществ, векселя, банкротства н другое вопросы, связанные с торговыми отношениями.

Кольбер проводил протекционистскую политику в области внешней торговли, устанавливая высокие пошлины на ввоз иностранных товаров. В то же время он поощрял развитие внешней торговли и судоходства, используя для этого испытанные средства-субсидии и привилегии. Для ведения внешней торговли создаются торговые компании (Сет-Индская, Северная, Левантийская и др.), которым было предоставлено монопольное право торговли всеми товарами в определенных географических районах.

В 1683 году был издан морской ордонанс, регулировавший вопросы морского торгового права и международного права, связанные с мореплаванием и захватом военной добычи в море.

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, а также кутюмами и королевскими ордонансами.

Условием вступления в брак являлось достижение определенного возраста, который для мужчин колебался от 13 до 15 лет, а для женщин составлял 18 лет. Для вступления в брак необходимо было согласие сторон, а также согласие их родителей. Эдикт 1556 года, подтвержденный Ордонансом Людовика XIII 1639 года, предусматривал, что согласие родителей не требовалось только при достижении сыновьями 30-летнего возраста, а дочерьми 25-летнего. Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей по достижении ею брачного возраста жениха, способного нести ленную службу. Она могла потребовать представление ей на выбор трех кандидатов. Сервы не могли вступать в брак ни со свободными, ни с крепостными другого господина без согласия господ. Позже это согласие было заменено платой особой брачной пошлины – формарьяжа. Господин сервов имел право «первой брачной ночи».

В ранний период феодализма для действительности брака достаточно было взаимного согласия сторон и фактического брачного сожительства. Затем церковь добилась обязательности церковного освящения брака. В 1545 году Тридентский собор объявил недействительными браки без церковного обряда. Заключение брака должно было представлять собой таинство, освященное церковью.

Недействительными являлись также браки между несовершеннолетними, между лицами, не получившими крещения, между родственниками, браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключавших возможность согласия на брак с данным лицом, и браки духовенства.

Каноническое право, в принципе, не допускало развода. Оно ограничивало также вступление и во второй брак. Однако эдикт 1569 года под влиянием римского права воспринял основные положения о вторых браках из кодификации Юстиниана.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. Если не было особого соглашения, то в общее имущество входили и долги, сделанные супругами до брака. В южных районах Франции, где действовало римское право, общности имущества не было. Муж управлял и пользовался приданым, пока длился брак. После смерти жены приданое переходило ее наследникам, а после смерти мужа – к жене.

Первоначально из наследования феодалами исключались лица, не способные нести военную службу, в том числе и дочери вассала, и феоды после смерти вассала возвращались сеньору, который за особую плату (рельеф) в порядке инвеституры передавал этот феод старшему сыну вассала (принцип майората). В XII веке в обычном праве устанавливается правило: «Мертвый вводит во владение живого», которое привело к тому, что все дети мужского пола были допущены к наследованию отцовского феода.

Обычное феодальное право устанавливало различный порядок наследования родовой недвижимости, т.е. полученных от восходящих родственников, и благоприобретенных недвижимости и движимых вещей. В ХIII-ХIV вв. устанавливается правило наследования родовой вотчины (феода) нисходящими родственниками мужского пола, т.е. сыновьями, с правом старшего сына на преимущественную долю. В случае отсутствия наследников мужского пола к наследству стали допускаться дочери. Восходящие родственники не могли наследовать родовые вотчины, ибо обычаи устанавливали правило: «Родовые вотчины не наследуются восходящими». Поскольку после смерти одного из супругов часть имущества оставалась у пережившего супруга, а другая шла наследникам, действовало правило, что имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, а материнское – наследникам по материнской линии.

Благоприобретенные недвижимости и движимые вещи переходили по наследству сначала ближайшим по степени нисходящим родственникам, а в случае их отсутствия – восходящим. Исключались из наследования лица, принявшие монашеский обет, и лица, осужденные на вечную ссылку и на галеры.

Жена не считалась наследницей после смерти мужа, а муж – после смерти жены. В случае смерти одного из супругов переживший супруг получал половину движимых и благоприобретенной недвижимости. Для пережившей жены предусматривалась вдовья часть, которая устанавливалась при заключении брака. Из постановления короля Филиппа Августа 1214 года видно, что вдовья часть заключала в себя половину всего того, что имел муж, когда женился. Зачастую вдовья часть указывалась при заключении брака в качестве брачного дара.

На Юге Франции с ранних пор широко было развито наследование по завещанию. На Севере же наследование по завещанию развивалось медленно.

Карательное острие права было направлено в первую очередь против зависимого крестьянства.

В случае выступления крестьян против их сеньоров к ним применялась главным образом внесудебная расправа, голое насилие. Восставших крестьян вешали, им отрубали головы, руки и ноги, колесовали и т.п.

Во взаимоотношениях между феодалами действовал принцип сильного, ибо споры между ними зачастую решались силой оружия: путем поединков или войн. В других случаях их споры разрешались судом равных, т.е. судом равных им по рангу феодалов, собиравшемся при их сеньоре.

К духовным лицам уголовно-правовые нормы применяли церковные суды, к горожанам – городские суды. Крестьяне же подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними и судебную, и внесудебную расправу.

Огромное влияние на уголовно-правовые нормы оказывали церковь и религия. Это влияние выражалось в первую очередь в отношении к преступлению, как к «греху», «наваждению сатаны», а к наказанию – как к «искуплению греха», «очищению души» и т.п.

В феодальном праве еще не установился окончательно принцип ответственности за личную вину и, следовательно, сохранялось объективное вменение, т.е. наказание без вины. Это нашло свое выражение в сохранении. ответственности малолетних и невменяемых, в ответственности, за чужую вину, а также в ответственности животных, неодушевленных предметов и проч. Но принцип ответственности за личную вину все более пробивал себе дорогу.

В период раннего феодализма в обычном праве продолжался процесс замены системы композиций наказаниями, связанными с лишением жизни, имущества, свободы и т.п., наметившийся еще во Франкском государстве. К XIII веку о преступлении сложилось уже представление как о противоправном действии, за которое следует государственная кара. «Кутюмы Бовези» уже различают преступления в зависимости от установленных за них наказаний: I) преступления, караемые смертью, 2) преступления, за которые следует долголетнее тюремное заключение с конфискацией имущества, и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом они подчеркивали, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

К первому виду преступлений относились убийство, изнасилование, поджог, кража, религиозные преступления, фальшивомонетничество и др. Причем за поджог и кражу, а также фальшивомонетничество устанавливалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества, а за религиозные преступления – сожжение и конфискация имущества.

В «Кутюмах Бовези» подчеркивается необходимость учитывать субъективную сторону в случае совершения преступления. Так, говоря об убийстве, в них указано, что «убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека».

По мере укрепления королевской власти вырабатывается понятие преступления как нарушения королевского «мира» и ордонансов короля, т.е. законодательных предписаний, установленных королевской властью. Королевскими ордонансами ХIV-ХV вв. были введены телесные и бесчестящие наказания (битье плетьми, отрезание ушей и т.п.), тюремное заключение и ссылка. Именно в этот период вырабатывается представление о цели наказания как устрашении, направленном не только на причинение страдания преступнику, но и на воздействие на других лиц с тем, чтобы они не совершали преступлений.

Завершение создания системы преступлений и наказаний относится к периоду абсолютизма. На формирование этой системы решающее влияние оказывают королевские ордонансы, проникнутые идеями римского уголовного права.

Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом того периода, можно сгруппировать в три категории:

I) преступления против религий: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.п.;

3) преступления против государства: посягательства на особу короля или членов его семьи, измена королю, посягательства на безопасность государства. Если в период феодальной раздробленности и в некоторой мере в период сословно-представительной монархии такие действия рассматривались как нарушение вассальной верности, и феодалы высшего ранга считали себя оправе вызвать короля на поединок, то теперь такое положение уходит в прошлое. В этот период складывается даже понятие «оскорбление величества», за что нес ответственность не только виновный, но иногда и его нисходящие родственники;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.