на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Хозяйственные суды в РБ


Председатель ВХС, первый заместитель и заместители Председателя ВХС входят в состав Президиума ВХС – по должности (С. рис. 4). Количественный и персональный состав Президиума ВХС утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВХС.

Полномочия Президиума ВХС определены в ст. 18 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В заседаниях Президиума ВХС вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители. По приглашению Председателя ВХС в заседании Президиума ВХС могут принимать участие судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, иные лица. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

Президиум ВХС созывается председателем ВХС, а в его отсутствие – первым заместителем Председателя. Президиум ВХС правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума ВХС. Постановления Президиума ВХС принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума ВХС и подписываются председательствующим на заседании. Члены Президиума ВХС не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума, оформления его решений и контроля за их выполнением устанавливаются Регламентом Президиума ВХС, утверждаемым Пленумом ВХС.

В Высшем Хозяйственном Суде из числа судей создаются судебные коллегии, персональные составы которых утверждаются Пленумом ВХС. Судебные коллегии возглавляют их председатели – заместители председателя ВХС (ст. 20 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»). Полномочия судебных коллегий ВХС регламентированы ст. 21 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия ими решений, контроль за их исполнением определяется ХПК, а также регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом ВХС. Полномочия Председателя ВХС и заместителей Председателя установлены в ст. 23 – 25 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Что касается состава хозяйственного суда области, то он состоит из судей этого суда, в том числе председателя и его заместителей. Хозяйственный суд области действует в составе:

1)  судебных коллегий;

2)  кассационной инстанции;

3)  надзорной инстанции.

Полномочия хозяйственного суда определены в ст. 29 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В хозяйственном суде области могут создаваться судебные коллегии, в том числе специализированные, для рассмотрения отдельных категорий дел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, а также могут образовываться из числа судей этого суда судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируются председателем хозяйственного суда области.

В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в кассационных инстанциях хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, а также в надзорных инстанциях Высшего Хозяйственного Суда рассматриваются коллегиально.

3. Задачи и функции хозяйственных судов

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Основными задачами хозяйственного суда являются (ст. 3 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»):

1)  обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;

2)  обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

3)  содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, иных организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности начинает осуществляться со стадии возбуждения любого дела и находит свою окончательную реализацию в решении хозяйственного суда.

Именно посредством вынесения решения хозяйственный суд осуществляет защиту прав сторон и третьих лиц. В случае удовлетворения иска защиту в судебном решении получают нарушенные или оспоренные ответчиком права истца, которые могут быть в дальнейшем реализованы принудительно в стадии исполнения судебного решения, в случае отказа в иске – права ответчика, нарушенные предъявлением неосновательных требований.

Задача хозяйственных судов – обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия – достигается правильным и точным применением материального и процессуального права, тщательной подготовкой дел к судебному разбирательству, четкой организацией судебной деятельности.

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений хозяйственный суд осуществляет в течение всего процесса рассмотрения дела, при вынесении решения, осуществлении в иных формах защиты прав и законных интересов юридических лиц, иных организаций и граждан. Кроме того, хозяйственный суд вправе вынести частное определение, если в судебном заседании будут установлены случаи нарушения законодательства (ст. 169 ХПК).

Установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного органа либо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, имеющим большую юридическую силу, хозяйственный суд принимает решение в соответствии с правовыми нормами и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принимает меры по признанию ненормативного акта недействительным, чем также способствует содействию законности и предупреждению правонарушений (ст. 15 ХПК). Порядок признания данного нормативного акта неконституционным установлен постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.10.97 г. №37 «О порядке подготовки вопросов по обращениям в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о проверке конституционности нормативных актов». Акты ненормативного характера могут быть признаны недействительными хозяйственным судом по заявлению заинтересованных лиц, о чем суд им должен разъяснить.

Меры, принимаемые хозяйственным судом для предупреждения нарушений законности и договорных обязательств, закреплены также в ст. 33 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В частности, хозяйственный суд ведет анализ данных и материалов, характеризующих причины нарушений законодательства в экономических отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению, вправе рассматривать дела в выездных заседаниях, ведет пропаганду хозяйственного законодательства, информирует в установленном порядке Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие заинтересованные государственные органы о нарушениях законодательства, допускаемых в экономических отношениях.

Перечисленные задачи хозяйственный суд выполняет в установленном процессуальным законом порядке.

Для решения задач хозяйственные суды выполняют организационно связанные между собой функции:

1)  разрешают возникающие в процессе хозяйственной деятельности споры;

2)  предупреждают нарушение законодательства;

3)  ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;

4)  осуществляют международные связи в установленном порядке.

4. Статус судьи хозяйственного суда. Права и обязанности

Данный вопрос необходимо рассматривать, используя основные положения Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» (см. п. 4 в списке нормативных актов), Закон Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (см. п. 3 в списке нормативных актов), т.е. статус судей в Республике Беларусь определяется указанными нормативными актами законодательства, а также Конституцией Республики Беларусь.

Носителями судебной власти в Республике Беларусь являются судьи. Согласно ст. 59 Закона «О судоустройстве и статусе судей», судьями являются лица, наделенные в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия. Судьей хозяйственного суда является лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе (ст. 5 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»).

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом. Особенности статуса отдельных категорий судей могут определяться законодательством Республики Беларусь.

Основные критерии статуса:

1)  требования, предъявляемые к судьям;

2)  требования к кандидатам на должность судьи;

3)  полномочия судей (права и обязанности);

4)  лишение судебных полномочий и освобождение судей от исполнения своих обязанностей.

Другие вопросы статуса судей:

1)  квалификационная аттестация судей;

2)  отставка судьи;

3)  материальное и социальное обеспечение судей;

4)  меры правовой и социальной защиты судей, ее гарантии.

Требования, предъявляемые к судьям, определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей». При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и Законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми. При исполнении своих обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Судья не может заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи хозяйственного суда, определены в Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». Судьей хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший в установленном порядке квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Существует отбор кандидатов на должность судьи хозяйственного суда. Этот вопрос регламентирован в ст. 7 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Полномочия судей (их права и обязанности) определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей».

Судьи имеют следующие властные полномочия:

¾  требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на судью законом обязанностей;

¾  вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

¾  ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;

¾  запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, быть справедливыми и беспристрастными.

Особенностью статуса судей хозяйственных судов является то, что их полномочия приостанавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований:

1.  Признание судьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу.

2.  В установленном законом порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение под стражу.

3.  Участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные государственные должности.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи.

Полномочия судьи могут быть прекращены лишь на основании и в порядке, предусмотренном и установленном законом. В ст. 72 Закона «О судоустройстве и статусе судей» указывается, что судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершения порочащего поступка, несовместимые с их высоким званием, и не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.