Административное
правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан,
общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные
проступки, за совершение которых предусмотрена административная
ответственность, указаны в ст. 41- 193 КоАП и других нормативных актах, не
входящих в Кодекс. От смежных с ними преступлений административные
правонарушения отличаются лишь меньшей степенью своей общественной
опасности, поэтому зачастую говорят о вредности, а не общественной опасности
административных деликтов. Составы же правонарушений формально идентичны,
включая в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону и
тех, и других.
Помимо
административного проступка основанием административной ответственности может
быть и незначительное преступление. Указами Президиума Верховного Совета СССР
от 08 февраля 1977 года “О внесении изменений и дополнений в уголовное
законодательство Союза ССР и “О порядке применения мер административного
взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии
со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик”.
Предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, не представляющее
большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной
ответственности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание
возможно без применения уголовного наказания. Такое лицо может быть
привлечено к административной ответственности вместо уголовной, но лишь по делам
о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание.
5.
Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам
ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане и
должностные лица, в некоторых случаях ответственность несут и предприятия,
учреждения, организации, например за экологические правонарушения и
правонарушения в торговле.
Согласно
КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения
административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в
возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения,
применяются, как правило, иные, чем к взрослым меры, предусмотренные Положением
о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от
16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены ст. 14 КоАП. Родители и
лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения детей, а в связи
с ними за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).
Что
касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они,
согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушение
общеобязательных правил своими действиями, но и некоторые правонарушения,
которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные
правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил в
сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка,
природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения
которых входит в их служебные обязанности.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
“АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК”
Сейчас
я хотела бы более подробно рассмотреть административные правонарушения,
посягающие на общественный порядок, а также административную ответственность,
которая следует за совершение таких правонарушений.
Статья 158 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”)
Мелкое
хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное
приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный
порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до
пятидесяти рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с
удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам
дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано
недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток.
Мелкое
хулиганство - административное правонарушение, посягающее на общественный
порядок. Оно свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме,
пренебрежении интересам общества, других людей, его окружающих, об
игнорировании правил приличия и благопристойности.
С
объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее
порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности,
нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к
гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается
словами статьи “ и другие подобные действия”.
Хулиганством
может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности
граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в
любом нахождении людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т.д.
Обычно
мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо
именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере
продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава
указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство
будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на
заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой
спящих людей.
С
субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым.
Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате
их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает
этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно
допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом.
Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив
удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем
игнорирования достоинства других людей.
Субъектом
мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
По
общему правилу, в качестве взыскания за мелкое хулиганство должны применяться
штраф или исправительные работы в пределах, указанных в настоящей статье.
Административный арест, как указано в статье, может применяться лишь в случае,
если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение штрафа
или исправительных работ будет признано недостаточным. Основаниями для
применения в качестве меры взыскания административного ареста являются,
например, совершение наряду с мелким хулиганством другого серьезного
административного правонарушения, отсутствие у правонарушителя постоянного
места жительства, совершение в прошлом хулиганских действий.
Мелкое
хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст. 213 УК
РФ, меньшей степенью нарушения общественного порядка. Грубые нарушения
общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся
применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно
уничтожением либо повреждением чужого имущества, образуют состав указанного
преступления, а не административного проступка.
В
соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РСФСР, содержащимся в
постановлении от 24 декабря 1991 года за № 5 ( с внесенными в него в
последующем изменениями) “О судебной практике по делам о хулиганстве”, “решая
вопрос об отграничении уголовно наказуемого хулиганства от мелкого, следуем
учитывать степень нарушения общественного порядка, которая определяется на
основании совокупности обстоятельств дела, включая место и способ совершения
противоправных действий, их интенсивность, продолжительность и т.д.”
Этим
же постановлением разъяснено: “ Мелкое хулиганство, влекущее административную
ответственность, связанное с сопротивлением работнику милиции, народному
дружиннику, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране
общественного порядка, а равно гражданину в связи с его участием в пресечении
мелкого хулиганства, не должно квалифицироваться по ч.2 ст. 206 УК РСФСР ( в
настоящее время ч.2. ст. 213 УК РФ). Такие действия, в зависимости от характера
оказанного сопротивления, надлежит квалифицировать по соответствующей статье
УК”.
Изучая
материалы статистической отчетности по Ханты-Мансийскому автономному округу за
первый квартал 1998 года и за первое полугодие 1998 года мы видим, что
возросло количество административных правонарушений по ст. 158 КоАП “Мелкое
хулиганство” , так, если в первом квартале 1998 года по округу было
зарегистрировано 1732 правонарушения, то во втором квартале эта цифра уже
возросла до 2303 административных правонарушений, то есть уже на 571
правонарушение больше, чем в первом квартале. А всего за первое полугодие 1998
года по Ханты-Мансийскому автономному округу зарегистрировано 4035
правонарушений ст. 158КоАП “Мелкое хулиганство” (см. приложение 1 и приложение
2).
Статья
159 КоАП РФ (“Стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не
отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка”)
Стрельба
из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не установленных для этого
местах, а также в отведенных местах с нарушением установленного порядка -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти рублей с
конфискацией оружия и боевых припасов или без таковой.
1.
Правонарушения, связанные со стрельбой из огнестрельного оружия в населенных
пунктах и в других не отведенных для этого местах, а также и в отведенных
местах, но с нарушением установленного порядка, посягают на общественный
порядок и личную безопасность граждан.
Федеральный
закон РФ от 13 декабря 1996 года “Об оружии” регулирует отношения, возникающие
при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и
холодного оружия на территории Российской Федерации. Он направлен на защиту
жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности,
охрану природных ресурсов, борьбу с преступностью, незаконным распространением
оружия.
Данный
закон в целях устранения различного, т.е. неоднозначного, понимания и
толкования определяет ряд основных понятий, имеющих непосредственное отношение
к комментируемой статье:
оружие
- устройство и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или
иной цели, подачи сигналов;
огнестрельное
оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии
снарядом, получающим направленное действие за счет энергии порохового и иного
заряда.
2.
Названный закон относит к огнестрельному оружию: а) гражданское огнестрельное
оружие - самообороны, спортивное и охотничье, включая гладкоствольное; б)
служебное огнестрельное оружие; в) боевое ручное стрелковое оружие.
При
этом любой из указанных видов огнестрельного оружия может явиться орудием
совершения правонарушения, предусмотренного ст. 159 Кодекса, независимо от
способа его производства - заводского или самодельного.
3.
Газовое оружие самообороны: газовые пистолеты и револьверы, механические
распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или
раздражающими веществами, электрошоковые и искровые разрядники; спортивное и
охотничье пневматическое и сигнальное оружие; строительные пистолеты,
ракетницы, взрывпакеты и иные имитационно-пиротехнические и осветительные
средства - не относятся к огнестрельному оружию и не могут рассматриваться в
качестве правонарушения по ст. 159 Кодекса.
4.
Постановление Правительства РФ от 02 декабря 1993 года, утвердившее “Правила
оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской
Федерации”, приказы МВД РФ от 30 декабря 1993 года № 609 и от 24 января 1996
года № 146, утвердившие Инструкцию о работе органов внутренних дел по контролю
за оборотом служебного и гражданского оружия, и другие нормативные акты
детально регулируют производство, продажу, передачу, приобретение, учет,
хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение,
экспорт и импорт оружия в Российской Федерации.
5.
Диспозиция ст. 159 является бланкетной. Для определения характера нарушения
необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок использования
оружия в различных условиях: при охране предприятий, учреждений, организаций; в
учебных заведениях, тирах, при съемках кинофильмов и т.п.
Для
состава данного правонарушения необходимо наличие одного из следующих признаков
объективной стороны: а) стрельба в населенном пункте; б) стрельба не в
специально отведенных для этого местах; в) стрельба с нарушением установленного
в определенном месте порядка.
Под
специально отведенными для стрельб местами понимаются стрелковые тиры,
стрельбища, стрелково-охотничьи стенды государственных и общественных
организаций, открытых по разрешениям органов внутренних дел, при соблюдении
условий, обеспечивающих безопасность для окружающих.
Нарушением
установленного порядка является несоблюдение безопасности в каждом конкретном
месте, например, открытие огня без команды руководителя стрельб или после
команды “отбой”, ведение огня из неисправного оружия или в опасных
направлениях, передача оружия другим лицам и т.д.
6.
Состав рассматриваемого правонарушения не предусматривает наступления
каких-либо последствий в результате совершения противоправного деяния. Поэтому
же действия, повлекшие вредные последствия, должны квалифицироваться в
зависимости от их характера и тяжести (вред личности, ущерб собственности и
др.) по соответствующим статьям УК РФ или настоящего Кодекса.
7.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения могут быть
достигшие 16-летнего возраста граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства. Право на приобретение гражданского
огнестрельного оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего
возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в
органах внутренних дел по месту жительства (ст.13 закона “Об оружии”).
Субъектами данного правонарушения могут рассматриваться лица, которым
огнестрельное оружие вверено в связи с выполнением служебных обязанностей или
передано во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, а
также лица, которые владеют либо пользуются таким оружием в нарушение
установленного порядка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|