Курсовая работа: Анализ особенностей государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России
Содержание
Введение
1 История женского предпринимательства и его развитие в
современной России
1.1 История становления и развития женского
предпринимательства
1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевой
структуры женского предпринимательства в России
2 Приоритетные направления государственной политики в сфере
женского предпринимательства
2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих развитие
женского предпринимательства в России
2.2 Федеральные программы поддержки женского
предпринимательства
3 Оценка эффективности государственной политики Российской
Федерации в сфере женского предпринимательства
3.1 Оценка проблем, связанных с государственным
регулированием и поддержкой женского предпринимательства в России
3.2 Предложения по совершенствованию государственной политики
Российской Федерации в отношении женского предпринимательства
Заключение
Список литературы
Приложение А. Бюджетное финансирование развития предпринимательства
Приложение Б. Анкета
Введение
В течение многих столетий
женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью
женщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало
«женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни. В этом
советского зрителя убеждали как стратегия масс-медийной культуры (например,
кино, публицистика, романы), так и конструирование властью жизненных сценариев
тех женщин, которые проникли в эту власть, в её высшие эшелоны.
Феномен постсоветского
предпринимательства уже нашёл своего российского исследователя. Однако,
проблемы участия женщин в бизнесе в России мало исследованы, в отличие,
например, от анализа «безработицы», «инфляции» или «бедности». Формирование среднего
класса как условие стабилизации общества невозможно представить без участия
женщин. В этом отношении назрела необходимость моральной легитимизации женской
деловой активности.
Однако
стереотипы, навязываемые сегодня средствами массовой информации, воспроизводят
традиционную патриархальную мифологему о мужчине в роли «ковбоя-мачо» и
женщине, занимающей традиционный локус «жертвы», «страдания». Деловая
активность воспевается в образах сексуальных мужчин-героев, ведущих войну «со
всеми и против всех» в экстремальных, полных риска условиях, в то время как
«бизнес-леди» на экране, в прессе, а, следовательно, и в общественном
восприятии повезло значительно меньше: она лишена харизмы. Женщины чаще
появляются в рекламных роликах в образах экономных домохозяек, в сюжетах о
безработице, социальной незащищённости, бедности. Если успехи мужчины
приписываются его способностям, то достижения представительниц прекрасного пола
трактуются как случайность или как результат чрезмерных усилий.
В отличие от российских
традиций, в западной культуре получила развитие прогрессивная точка зрения на
деловую активность женщин.
Женщины, участвующие в
бизнесе, вынуждены интерпретировать свою идентичность, «подстраиваясь» под
патриархальные образцы идеологизированного прошлого, модернизируя
социалистические конструкты, копируя модели западной культуры, изобретая
собственные формы саморепрезентации, состоящие из обломков гендерных
стереотипов прошлого и настоящего.
Поэтому сегодня особенно
важным и актуальным представляется изучение женского
предпринимательства, прокладывающего себе дорогу сквозь тернии рынка.
Предмет настоящего исследования – женское
предпринимательство как объект государственного регулирования.
Объект исследования – женское
предпринимательство.
Цель курсовой работы – изучить
особенности государственного регулирования и государственной поддержки женского
предпринимательства в России.
В соответствии с целью
исследования сформулируем его основные задачи:
а) изучить историю
женского предпринимательства и основные особенности его развития в современной
России;
б) проанализировать
основные направления и методы государственного регулирования и поддержки
женского предпринимательства в России;
в) оценить эффективность
государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства при
помощи социологического опроса.
При подготовке курсовой
работы были использованы следующие методы:
-
метод
вертикального и горизонтального анализа;
-
табличный и
графический метод.
Информационной базой настоящего исследования послужили
статьи известных российских и зарубежных авторов о женском предпринимательстве.
1 ИСТОРИЯ
ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ в современной россии
1.1 История становления и развития
женского предпринимательства
В
соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [12, с.
19]
Рассуждая
об участии женщин в предпринимательской деятельности О.А.Беляева отмечает, что
«женщина-руководитель, менеджер, владелец доходного капитала – общемировой феномен
развития частного предпринимательства». [10, с. 23] Американские исследователи
Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом
масштабе». Интенсивность, с которой «волна» женского предпринимательства
распространяется в мире, свидетельствует о возможностях женщин создавать
собственное дело, ставит вопрос о росте их вклада в мировую экономику.
Наиболее динамично
процессы становления женского предпринимательства проходят в США, что позволило
Дж. Нэсбиту назвать 90-е гг. ХХ в. «десятилетием укрепления женщин в бизнесе».
Действительно, женское предпринимательство в настоящее время является мощной
экономической силой, способствующей процветанию мировой экономики: свыше 30 %
объектов малого бизнеса находятся в руках женщин. Предполагается, что к 20-м
гг. XXI века эта доля составит 50 % объектов
при увеличении их стоимости, значимости и масштаба.
Среди государств Европы,
отличительной чертой которых является высокая активность женского
предпринимательства, особо выделяется Германия, где доля женского участия в
создании новых предприятий возросла за период с 1985 по 2005 гг. с 10 до 33 %.
По некоторым оценкам, на рубеже ХХ – XXI вв. женщины составляли 26 % общего числа немецких предпринимателей. [18,
с. 44]
В России исторически
сложились полоролевые стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская
сфера, работа – традиционно мужская. Невостребованность женщин в политике,
дискриминация в сфере труда и предпринимательства вызывали наибольшее
беспокойство общественности в условиях радикальных реформ, происходящих в
России в настоящее время. Однако коренные преобразования, проведённые в нашем
государстве, привели к тому, что сегодня женщины интенсивно вторгаются в сферу
деловой активности (гораздо быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего
хозяйства!). [16, с. 43]
Наиболее интенсивно
женщины включаются в предпринимательскую деятельность на протяжении последних
5-7 лет, что связано со значительным снижением неопределённости и изменчивости
бизнес-среды и непредсказуемости последствий участия в ней. Так, по данным
анкетного опроса, организованного и проведённого Центром политических
технологий в 2006 г., среди пришедших в бизнес в 2001-2005 гг. женщины
составили более 1/4, а в 1996-2000 гг. их доля среди пополнивших руководящий
корпус была значительно ниже – 17 %. [15, с. 32]
Рисунок 1 – Доля женщин,
пополнивших ряды предпринимателей в 1996-2006 гг.
женское
предпринимательство государственное регулирование
Рисунок 1 подтверждает,
что женское предпринимательство в России развивается динамичнее мужского и
превышает последнее по темпам роста в 1,3 – 1,5 раза, что вполне соответствует
общемировым закономерностям. Данная тенденция, по оценкам экспертов, сохранится
на ближайшие 3-5 лет. Это означает, что к 2010 г. около 30-35 % фирм будут
возглавлять женщины, имеющие более низкие стартовые условия по сравнению с
мужчинами, но действующие значительно активнее, занимая низкоконкурентные ниши
в малом и среднем бизнесе России (рисунок 2).
Рисунок
2 – Краткосрочная тенденция развития женского предпринимательства в России
Следует признать, что по
экономическим показателям, а также по численности работающих, предприятия,
которыми руководят женщины, всё-таки уступают «мужским». Эта тенденция, впервые
выявленная западными исследователями, остаётся значимой и для России, что
подтверждают данные, приводимые Ж.К.Парфирьевым. [18, с. 41] По оценкам самого
исследователя, этому могут способствовать различные факторы, основными из
которых являются следующие:
а)
женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не
предполагает многочисленности работников: женщины-предприниматели более
ориентированы на контроль за своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, и
попытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителем
расширения масштаба предприятия;
б)
скромный размер женского бизнеса во многом определяется «незначительным
возрастом» предприятий, возглавляемых женщинами. [18, с. 45]
Традиционное
представление об ограниченности возможностей женского предпринимательства
сегодня уже не разделяется ни дальним, ни ближним окружением, ни в большинстве
своём самими женщинами-предпринимателями. Это хороший повод разобраться в том,
почему женщины уверены в своих способностях и в чём заключаются ограничения в
их бизнесе.
Успехов
в бизнесе женщина достигает не в результате приближения к мужскому стилю
управления, а посредством творческого использования своего менталитета и
присущих ей стереотипов поведения, ещё недавно считавшихся недопустимыми в
руководстве. Сегодня нетрадиционный стиль управления способствует переходу к
новой управленческой парадигме. Суть её – отход от управленческого рационализма
в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся
требованиям внешней среды. Именно с этой задачей женщина способна справляться
наиболее продуктивно.
Ограничения
же, снижающие эффективность предпринимательской деятельности, по оценкам
женщин, представлены в таблице 1.
Таблица
1
Факторы,
снижающие эффективность женского предпринимательства в России
Факторы |
Доля, % |
Мягкость
характера, трудность применения санкций за ошибки |
50 |
Длительные
переживания событий, эмоциональность |
40 |
Сниженный
потенциал риска, отсутствие авантюризма |
25 |
Вместе с тем наряду с выделением чисто женских ограничений около 50 %
женщин-респондентов настаивают на ограничениях, которые свойственны им, как и
всем предпринимателям вообще, независимо от пола. Это свидетельствует о
нецелесообразности жёсткого разграничения в предпринимательстве мужских и
женских составляющих.
1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевой
структуры женского предпринимательства в России
Ранее было отмечено, что
в современной России на этапе развития рыночных отношений участие женщин в
предпринимательской деятельности значительно возросло. К сожалению, пробелы в
российской статистике не позволяют составить полное представление о значимости
роли женщин в экономике. По данным Госкомстата РФ за 2006 гг. в среднем по
России среди всех предпринимателей на женщин приходилось свыше 33 % (рисунок
3).
Рисунок
3 – Доля женщин – предпринимателей в общей массе предпринимателей в 2006 гг.
Оценивая эти показатели,
отметим, что на рубеже 90-х гг. в составе предпринимателей они составляли всего
6 – 7 %. Намечается, на наш взгляд, процесс постепенного проникновения женщин в
новые сегменты рыночной экономики – переход от руководства государственными
предприятиями к руководству частными фирмами. То, что эта гипотеза строится на
реальной динамике рынка труда, подтверждают данные социологического
исследования, проведённого Л.Прокофьевой, П.Фести и О.Мурачёвой, целью которого
была оценка источников пополнения рядов предпринимателей. Исследование
показало, что более 40 % женщин-предпринимателей до этого занимали посты высших
и средних руководителей на государственных предприятиях. [23, с. 22]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|