на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ особенностей государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России

Курсовая работа: Анализ особенностей государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России

Содержание

Введение

1 История женского предпринимательства и его развитие в современной России

1.1 История становления и развития женского предпринимательства

1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевой структуры женского предпринимательства в России

2 Приоритетные направления государственной политики в сфере женского предпринимательства

2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих развитие женского предпринимательства в России

2.2 Федеральные программы поддержки женского предпринимательства

3 Оценка эффективности государственной политики Российской Федерации в сфере женского предпринимательства

3.1 Оценка проблем, связанных с государственным регулированием и поддержкой женского предпринимательства в России

3.2 Предложения по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в отношении женского предпринимательства

Заключение

Список литературы

Приложение А. Бюджетное финансирование развития предпринимательства

Приложение Б. Анкета


Введение

В течение многих столетий женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью женщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало «женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни. В этом советского зрителя убеждали как стратегия масс-медийной культуры (например, кино, публицистика, романы), так и конструирование властью жизненных сценариев тех женщин, которые проникли в эту власть, в её высшие эшелоны.

Феномен постсоветского предпринимательства уже нашёл своего российского исследователя. Однако, проблемы участия женщин в бизнесе в России мало исследованы, в отличие, например, от анализа «безработицы», «инфляции» или «бедности». Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить без участия женщин. В этом отношении назрела необходимость моральной легитимизации женской деловой активности.

Однако стереотипы, навязываемые сегодня средствами массовой информации, воспроизводят традиционную патриархальную мифологему о мужчине в роли «ковбоя-мачо» и женщине, занимающей традиционный локус «жертвы», «страдания». Деловая активность воспевается в образах сексуальных мужчин-героев, ведущих войну «со всеми и против всех» в экстремальных, полных риска условиях, в то время как «бизнес-леди» на экране, в прессе, а, следовательно, и в общественном восприятии повезло значительно меньше: она лишена харизмы. Женщины чаще появляются в рекламных роликах в образах экономных домохозяек, в сюжетах о безработице, социальной незащищённости, бедности. Если успехи мужчины приписываются его способностям, то достижения представительниц прекрасного пола трактуются как случайность или как результат чрезмерных усилий.

В отличие от российских традиций, в западной культуре получила развитие прогрессивная точка зрения на деловую активность женщин.

Женщины, участвующие в бизнесе, вынуждены интерпретировать свою идентичность, «подстраиваясь» под патриархальные образцы идеологизированного прошлого, модернизируя социалистические конструкты, копируя модели западной культуры, изобретая собственные формы саморепрезентации, состоящие из обломков гендерных стереотипов прошлого и настоящего.

Поэтому сегодня особенно важным и актуальным представляется изучение женского предпринимательства, прокладывающего себе дорогу сквозь тернии рынка.

Предмет настоящего исследования – женское предпринимательство как объект государственного регулирования.

Объект исследования – женское предпринимательство.

Цель курсовой работы – изучить особенности государственного регулирования и государственной поддержки женского предпринимательства в России.

В соответствии с целью исследования сформулируем его основные задачи:

а) изучить историю женского предпринимательства и основные особенности его развития в современной России;

б) проанализировать основные направления и методы государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России;

в) оценить эффективность государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства при помощи социологического опроса.

При подготовке курсовой работы были использованы следующие методы:

-  метод вертикального и горизонтального анализа;

-  табличный и графический метод.

Информационной базой настоящего исследования послужили статьи известных российских и зарубежных авторов о женском предпринимательстве.


1 ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ в современной россии

1.1 История становления и развития женского предпринимательства

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [12, с. 19]

Рассуждая об участии женщин в предпринимательской деятельности О.А.Беляева отмечает, что «женщина-руководитель, менеджер, владелец доходного капитала – общемировой феномен развития частного предпринимательства». [10, с. 23] Американские исследователи Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Интенсивность, с которой «волна» женского предпринимательства распространяется в мире, свидетельствует о возможностях женщин создавать собственное дело, ставит вопрос о росте их вклада в мировую экономику.

Наиболее динамично процессы становления женского предпринимательства проходят в США, что позволило Дж. Нэсбиту назвать 90-е гг. ХХ в. «десятилетием укрепления женщин в бизнесе». Действительно, женское предпринимательство в настоящее время является мощной экономической силой, способствующей процветанию мировой экономики: свыше 30 % объектов малого бизнеса находятся в руках женщин. Предполагается, что к 20-м гг. XXI века эта доля составит 50 % объектов при увеличении их стоимости, значимости и масштаба.

Среди государств Европы, отличительной чертой которых является высокая активность женского предпринимательства, особо выделяется Германия, где доля женского участия в создании новых предприятий возросла за период с 1985 по 2005 гг. с 10 до 33 %. По некоторым оценкам, на рубеже ХХ – XXI вв. женщины составляли 26 % общего числа немецких предпринимателей. [18, с. 44]

В России исторически сложились полоролевые стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда и предпринимательства вызывали наибольшее беспокойство общественности в условиях радикальных реформ, происходящих в России в настоящее время. Однако коренные преобразования, проведённые в нашем государстве, привели к тому, что сегодня женщины интенсивно вторгаются в сферу деловой активности (гораздо быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства!). [16, с. 43]

Наиболее интенсивно женщины включаются в предпринимательскую деятельность на протяжении последних 5-7 лет, что связано со значительным снижением неопределённости и изменчивости бизнес-среды и непредсказуемости последствий участия в ней. Так, по данным анкетного опроса, организованного и проведённого Центром политических технологий в 2006 г., среди пришедших в бизнес в 2001-2005 гг. женщины составили более 1/4, а в 1996-2000 гг. их доля среди пополнивших руководящий корпус была значительно ниже – 17 %. [15, с. 32]


Рисунок 1 – Доля женщин, пополнивших ряды предпринимателей в 1996-2006 гг.

женское предпринимательство государственное регулирование

Рисунок 1 подтверждает, что женское предпринимательство в России развивается динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,3 – 1,5 раза, что вполне соответствует общемировым закономерностям. Данная тенденция, по оценкам экспертов, сохранится на ближайшие 3-5 лет. Это означает, что к 2010 г. около 30-35 % фирм будут возглавлять женщины, имеющие более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действующие значительно активнее, занимая низкоконкурентные ниши в малом и среднем бизнесе России (рисунок 2).

Рисунок 2 – Краткосрочная тенденция развития женского предпринимательства в России


Следует признать, что по экономическим показателям, а также по численности работающих, предприятия, которыми руководят женщины, всё-таки уступают «мужским». Эта тенденция, впервые выявленная западными исследователями, остаётся значимой и для России, что подтверждают данные, приводимые Ж.К.Парфирьевым. [18, с. 41] По оценкам самого исследователя, этому могут способствовать различные факторы, основными из которых являются следующие:

а) женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не предполагает многочисленности работников: женщины-предприниматели более ориентированы на контроль за своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, и попытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителем расширения масштаба предприятия;

б) скромный размер женского бизнеса во многом определяется «незначительным возрастом» предприятий, возглавляемых женщинами. [18, с. 45]

Традиционное представление об ограниченности возможностей женского предпринимательства сегодня уже не разделяется ни дальним, ни ближним окружением, ни в большинстве своём самими женщинами-предпринимателями. Это хороший повод разобраться в том, почему женщины уверены в своих способностях и в чём заключаются ограничения в их бизнесе.

Успехов в бизнесе женщина достигает не в результате приближения к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего менталитета и присущих ей стереотипов поведения, ещё недавно считавшихся недопустимыми в руководстве. Сегодня нетрадиционный стиль управления способствует переходу к новой управленческой парадигме. Суть её – отход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся требованиям внешней среды. Именно с этой задачей женщина способна справляться наиболее продуктивно.

Ограничения же, снижающие эффективность предпринимательской деятельности, по оценкам женщин, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, снижающие эффективность женского предпринимательства в России

Факторы Доля, %
Мягкость характера, трудность применения санкций за ошибки 50
Длительные переживания событий, эмоциональность 40
Сниженный потенциал риска, отсутствие авантюризма 25

Вместе с тем наряду с выделением чисто женских ограничений около 50 % женщин-респондентов настаивают на ограничениях, которые свойственны им, как и всем предпринимателям вообще, независимо от пола. Это свидетельствует о нецелесообразности жёсткого разграничения в предпринимательстве мужских и женских составляющих.

1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевой структуры женского предпринимательства в России

Ранее было отмечено, что в современной России на этапе развития рыночных отношений участие женщин в предпринимательской деятельности значительно возросло. К сожалению, пробелы в российской статистике не позволяют составить полное представление о значимости роли женщин в экономике. По данным Госкомстата РФ за 2006 гг. в среднем по России среди всех предпринимателей на женщин приходилось свыше 33 % (рисунок 3).


Рисунок 3 – Доля женщин – предпринимателей в общей массе предпринимателей в 2006 гг.

Оценивая эти показатели, отметим, что на рубеже 90-х гг. в составе предпринимателей они составляли всего 6 – 7 %. Намечается, на наш взгляд, процесс постепенного проникновения женщин в новые сегменты рыночной экономики – переход от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. То, что эта гипотеза строится на реальной динамике рынка труда, подтверждают данные социологического исследования, проведённого Л.Прокофьевой, П.Фести и О.Мурачёвой, целью которого была оценка источников пополнения рядов предпринимателей. Исследование показало, что более 40 % женщин-предпринимателей до этого занимали посты высших и средних руководителей на государственных предприятиях. [23, с. 22]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.