на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ инструментария психосоциального сопровождения молодой семьи

Целью психосоциального сопровождения является создание условий для формирования комфортного психологического климата, способствующего самостоятельному решению клиентом сложившейся трудной жизненной ситуации.

молодая семья сопровождение


Глава 2. Анализ психосоциального сопровождения молодой семьи в условиях Центра планирования семьи и репродукции

2.1 Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи

Психосоциальное сопровождение – это взаимодействие специалиста и семьи, направленное на разрешение возникших проблем. Суть сопровождения состоит в комплексном подходе специалистов к решению проблем [2, с.115].

Психосоциальное сопровождение – особая технология пролонгированной психологической помощи, которая характеризуется двумя основными признаками:

1.  Основывается на закономерностях развития человека;

2.  Создает условия для перехода семьи от внешней помощи к самопомощи [32, с.34].

Психосоциальное сопровождение как технологический процесс в работе с молодыми семьями имеет свою специфику.

Деятельность по сопровождению предполагает выбор, разработку и использование методов, базирующихся на системе научно-обоснованных знаний.

Специалист по социальной работе не берет на себя задачу переделать клиента, главное в его деятельности – это помочь преодолеть возникшие трудности.

Для эффективности работы по психосоциальному сопровождению требуется использования системной модели семьи. Семья рассматривается как некая социальная система, находящаяся в динамических связях и отношениях друг к другу. Структура семьи предполагает наличие подсистем: супружеская подсистема; родительская подсистема; детская подсистема; подсистема родственных связей семьи.

При работе с молодой семьей необходимо учитывать жизненный цикл семьи, включая естественные перемены, кризисы и конфликты.

Процесс психосоциального сопровождения всегда должен осуществляться непрерывно.

При объяснении возникающих срывов необходимо отказываться от поиска причин, связанных только с психологическими особенностями супругов. Необходимо акцентироваться и на других сторонах их личности

Поиск внутренних ресурсов супругов позволяет направить их на самостоятельное решение проблем и найти силы самостоятельно преодолевать возникающие в семье противоречия.

В процессе взаимодействия с молодой семьей специалист по социальной работе не должен жестко определять окончательные результаты работы, так как все зависит от особенностей семьи, от индивидуальности каждого из супругов и степени их готовности к самостоятельному решению проблем. Необходимо предлагать различные пути преодоления кризисных ситуаций и варианты их разрешения.

Психосоциальное сопровождение предполагает включенность специалиста в проблемы молодой семьи, но в тоже время соблюдение определенной дистанции для того, чтобы создать для супругов пространство для самостоятельного устранения возникших проблем.

Обязательно нужно помнить, что каждая семья по своему индивидуальна, имеет ряд специфических проблем, к решению которых необходимо подходить с учетом всех особенностей и возможностей молодых супругов. [14, с.140].

Все выше перечисленные специфические особенности психосоциального сопровождения следует учитывать при организации работы по преодолению трудностей, возникающих у молодой семьи.

Процесс психосоциального сопровождения молодой семьи включает в себя следующие стадии:

1.  Социальная диагностика – область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств состояния или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой [39, с.30].

Специалист социальной работы изучает особенности проблем молодой семьи и определяет схему взаимоотношения с клиентом:

 - Субъект - объектная: на основе полученной информации специалист делает заключение о состоянии клиента, сам намечает стратегию и тактику взаимодействия;

- Субъект - субъектная: клиент сам принимает решение о преодолении трудностей после совместной работы со специалистом.

Все высказывания, пожелания специалиста должны быть направлены на позитивное развитие клиента.

На данном этапе необходимо диагностировать клиента по следующим показателям:

·  Уверенность/неуверенность в себе;

·  Представление о себе:

- продуктивное: представление о себе как о сильном человеке, который способен изменить ситуацию;

- непродуктивное: представление о себе как о маленьком человеке, который ничего не может изменить.

·  Представление о других людях:

- продуктивное: человек по своей сути позитивен, относится к людям как к равным, имеет возможность обратиться с просьбой за помощью;

- непродуктивное: другие люди опасны, враждебны, не могут оказать помощи.

·  Направленность активности человека и ее характер:

- продуктивное: преодоление трудностей, разрешение проблем;

- непродуктивное: психологическая защита.

·  Характер связей и способов поведения:

- продуктивные: гибкие разнообразные способы поведения, которые человек выбирает;

- непродуктивные: на основе стереотипов [24, с.75].

2. Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [35, с.213].

На данной стадии социальная реабилитация предполагает преобразование жизненной ситуации клиента при помощи различных методов.

Приемы:

1.  Возрождение чувств, желаний, веры в позитивное будущее. Работа с разрушительными эмоциями;

2.  Принятие и укрепление своего «Я»;

3.  Ощущение себя необходимой частью семьи;

4.  Расширение внешнего пространства;

5.  Освоение новых моделей поведения;

6.  Готовность к переменам.

3. Завершение сопровождения.

Окончательное утверждение клиента в позиции «я могу»; отделение от специалиста социальной работы; построение планов на будущее[24, с.77].

Организованное психосоциальное сопровождение включает в себя:

1.  Психологический мониторинг - углубленное изучение личностных особенностей молодых супругов; это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в молодой семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга:

·  достоверность, полнота, системность информации;

·  оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;

·  сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации[17, с.78].

Сущность психологического мониторинга молодой семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.) [38, с.56].

2.  Коррекция функционального состояния - социальная, психологическая коррекция лиц, испытывающих трудности адаптации к семейной жизни.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов. Сущность всех применяемых средств — осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи [17, с.81].

3.  Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата в молодой семье. Главной целью психосоциальной диагностики является определение психосоциальной проблемы молодых супругов и нахождение правильных средств для ее разрешения, так как клиент не всегда имеет четкое представление о причинах возникновения.

4.  Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение супругов для своевременного предупреждения возможных нарушений.

5.  Психологическое семейное консультирование.

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможности личностного роста. Довольно большое место занимают среди них проблемы женихов и невест, проблемы молодоженов, раздумья супругов, готовящихся стать родителями. Особое внимание следует уделять добрачному консультированию молодых людей, собирающихся создать семью, основной целью которого является помощь молодым людям в узнавании друг друга, в прояснении тех моментов, которые грозят в дальнейшем подорвать устои брака.

Консультирование молодой семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы», гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами [17, с.81].

Семейное консультирование — это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования; общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, т.е. с семьей в узком смысле этого слова (отец—мать—дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью [28, с.132].

Условиями успешности процесса психосоциального сопровождения молодой семьи является следующее:

·  адекватность основного содержания психо-социального сопровождения задачам становления молодой семьи и возможным проблемам на каждой стадии развития семейных отношений;

·  объединение молодых семей для взаимоподдержки, совместного решения своих проблем и обмена опытом по организации семейной жизни;

·  комплексный мониторинг социального становления молодой семьи, отслеживающий позитивные и негативные тенденции отношений как внутри семей, так и в отношениях семьи с социумом[17, с.83].

Служба по сопровождению молодой семьи занимается следующей деятельностью:

1. Решение социальных и социально-эмоциональных проблем.

К таким проблемам, к примеру, относится степень готовности к семейной жизни, т.е. принятия ценностей семьи как социального института со специальными знаниями и умениями в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения. Здесь главной выступает мотивационная готовность к семейной жизни, которая включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Помощь со стороны специалиста заключается в том, чтобы помочь супругам определить мотивы создания семьи и помочь им создать необходимую атмосферу семьи, прежде всего, эмоциональную.

2. Помощь супругам в карьерном выборе (образование, профессиональная ориентация и образование, трудоустройство).

Проблема трудоустройства молодых людей существенно отражается на молодой семье, а иногда вообще ставит под угрозу её существование. Ведь из-за отсутствия работы многие молодые люди стеснены в финансовом плане, из-за чего не могут содержать семью самостоятельно. Поэтому задача специалиста заключается в том, чтобы обеспечить молодых людей информацией о тех видах деятельности, которые приемлемы для них на определенном этапе становления семьи для дальнейшего уже самостоятельного принятия решения о трудоустройстве.

3. Помощь в ситуациях, препятствующих развитию семьи.

Это, прежде всего, конфликтные ситуации в семье, не совпадение мнения супругов по многим вопросам, важным для семейной жизни, таким как распределение ролей в семье, степень материального благополучия, воспитание детей, проведение досуга. Для того чтобы семья нормально функционировала, она должна иметь возможность удовлетворять все свои основные потребности. Молодые люди, вступая в брак и устанавливая правила семейной жизни, обязательно должны задуматься о важнейших вещах: где жить, на что жить, кто возьмет на себя обязанность обеспечивать семью материально, или супруги поделят эту обязанность хотя бы на какое-то время.

 В этом случае деятельность специалиста по социальной работе будет направлена на обеспечение наиболее благоприятных социально – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, разрешению конфликтов между молодыми супругами, помощь в решении проблем.

4. Выбор досуговой сферы самореализации молодых супругов.

Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.