на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем оказания ему финансовой помощи.

Решение о санации принимается арбитражным судом при наличии ходатайства со стороны должника, кредиторов, собственника предприятия или иных лиц. В заявлении могут содержаться список лиц, желающих участвовать в проведении санации, и необходимые сведения о них.

Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы и члены трудового коллектива этого предприятия.

Определив круг лиц, допущенных к проведению санации, арбитражный суд выносит соответствующее определение. В семидневный срок со дня вынесения названного определения участники санации должны провести собрание, на котором необходимо выработать соглашение, определяющее условия проведения санации. Обязательными условиями этого соглашения являются:

- обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки. В частности, по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов. Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное;

- продолжительность санации, которая не может быть более 18 месяцев. Однако арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев;

- согласованное участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами;

- определение ответственности одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала.

Подписанное соглашение передается в арбитражный суд, который выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении.

В период осуществления санации арбитражный суд контролирует ее проведение и, в случае выявления нарушений закона или условий соглашения, может своим определением прекратить санацию.

В зависимости от причин ликвидации санации арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности, если цель санации достигнута;

- решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, если цель санации не достигнута.

Основной процедурой, применяемой к несостоятельному должнику, является его принудительная ликвидация. Она осуществляется в процессе конкурсного производства в случаях, когда финансовое состояние должника настолько безнадежно, что отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность или назначенная арбитражным судом реорганизационная процедура не достигла цели.

Конкурсное производство - это процедура, направленная на ликвидацию несостоятельного должника путем распределения его имущества (конкурсной массы) между кредиторами.

Конкурсное производство имеет несколько целей: соразмерное удовлетворение требований кредиторов в определенной законом очередности; объявление должника свободным от долгов; охрана сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Решение арбитражного суда о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и доводится до сведения трудового коллектива, органов местного самоуправления, местных финансовых органов, банков и иных кредитных организаций, обслуживающих должника.

Открытие конкурсного производства имеет ряд важных последствий для должника и других участников конкурсного производства.

- запрещается отчуждение имущества должника, а также погашение им своих обязательств без согласия кредиторов,

- время исполнения всех долгов считается наступившим и тем самым, независимо от их сроков, требования всех кредиторов уравниваются между собой,

- ликвидируется начисление пени и процентов по всем видам задолженности должника,

- все претензии заявляются должнику в соответствии со специальными правилами, установленными для конкурсного производства,

- право управления и распоряжения имуществом должника переходит к должностному лицу конкурсного производства - конкурсному управляющему. При этом руководитель предприятия-должника определением арбитражного суда отстраняется от выполнения обязанностей по управлению предприятием.

Реализация целей конкурсного производства лежит на органах конкурсного управления: собрании кредиторов и конкурсном управляющем.

Кандидатуру конкурсного управляющего, квалификационные требования к которому аналогичны требованиям к арбитражному управляющему, выдвигает собрание кредиторов и утверждает арбитражный суд.

Центральное место в конкурсном процессе, возвышаясь над органами конкурсного управления, занимает арбитражный суд. Он не только контролирует деятельность собрания кредиторов и конкурсного управляющего, но и существенным образом может влиять на ход конкурсного производства, открывая и закрывая его, отклоняя или удовлетворяя ходатайства сторон, вынося соответствующие решения (ст. 19 Закона о несостоятельности).

Порядок ликвидации имущества несостоятельного должника включает в себя два основных этапа:

1) формирование конкурсной массы и реализация имущества (обращение его в наличные деньги),

2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и удовлетворение их.

Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

Основу для формирования конкурсной массы образует все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском балансе.

Заключительным этапом формирования конкурсной массы является реализация имущества, составляющего ее, в целях обращения в наличные деньги. Обращение имущества в наличные деньги осуществляется, как правило, посредством организации публичных торгов, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления требований кредиторов (пассива должника), подлежащих удовлетворению из денег, полученных от продажи имущества.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности.

Проверка требований кредиторов завершает этап составления пассива должника. Вся совокупность требований, включенных в пассив должника, подлежит соразмерному удовлетворению в порядке очередности, установленной ст. 25, 64 ГК РФ . Правила об очередности удовлетворения требований кредиторов, установленные Законом о несостоятельности, в части, противоречащей ГК РФ , не подлежат применению.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд для проверки и утверждения отчет о своей деятельности. К отчету прилагаются ликвидационный баланс; документы об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов; декларацию о своих доходах и имущественном положении.

После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Основным правовым последствием завершения конкурсного производства является освобождение должника от долгов.

Однако следует иметь в виду, что освобождение от долгов имеет практическое значение только в отношении индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 25 ГК РФ ). Что же касается юридических лиц, то они по завершении конкурсного производства ликвидируются. На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направленного органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, оно исключается из государственного реестра юридических лиц. С этого момента юридическое лицо прекращает свое существование.

Мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Благодаря такому мирному урегулированию спора возможно предотвращение ликвидации имущества несостоятельного должника.

Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Оно может состояться лишь в отношении признанных требований кредиторов пятой очереди. Спорные требования, не признанные должником, арбитражным или конкурсным управляющим, не могут быть предметом мирового соглашения.

Закон предусматривает также внесудебные процедуры в отношении несостоятельных должников. Внесудебные процедуры являются способами, позволяющими должнику и кредиторам путем переговоров договариваться либо о продолжении деятельности предприятия-должника, либо о его добровольной ликвидации. Соответственно, результатами внесудебных процедур могут быть:

а) соглашение между кредиторами и должником об отсрочке и (или) рассрочке платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

б) добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм ст. 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделены на две группы: сущностные и внешние. К сущностным отнесены: неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) отнесены: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей связано с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора. Однако существенные и внешние признаки банкротства являются предпосылочными, дающими суду право признать организацию несостоятельной (банкротом), в связи с чем юридически банкротство связано с решением арбитражного суда. Первая правоприменительная практика показала, что порой трудно признать предприятие несостоятельным (банкротом) по первому составу существенных признаков (неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением суммы его обязательств по отношению к имуществу). Как отмечает В. Витрянский, данная формула несостоятельности должника позволяет ему сколь угодно долго "водить за нос" своих кредиторов, создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя средства на свои собственные цели без учета интересов кредиторов [1]. Главное, что он в этих случаях не допускает превышения обязательств над активами, уходя тем самым от признаков банкротства.

При принятии нового ГК РФ законодатель, видимо, пытался учесть это обстоятельство и дал новую формулу несостоятельности (банкротства) юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с которой они по решению суда признаются банкротами, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 25, 65). В то же время в п. 3 ст. 65 ГК указано, что основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Аналогичное положение содержится и в ст. 25 ГК, касающейся несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Таким образом, с одной стороны, в ст. 25 и 65 ГК формула банкротства представлена одним признаком - не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, а с другой - в этих же статьях содержится отсылка к Закону о несостоятельности (банкротстве), когда речь идет об основаниях признания судом этого обстоятельства как юридического факта. А ведь эти основания есть не что иное, как все сущностные и внешние признаки банкротства, указанные в данном Законе.

В итоге проблема легального закрепления понятия и признаков банкротства субъектов хозяйствования не получила своего четкого разрешения. Вследствие этого в арбитражной практике имеют место обращения кредиторов с заявлениями о признании должников банкротами лишь по основаниям, указанным в п. 1 ст. 65 ГК (не в состоянии удовлетворить требования кредиторов).

При формальном подходе можно, как видно, довольствоваться лишь внешними признаками банкротства. И тем не менее в практике арбитражных судов преимущественной является линия на оценку платежеспособности должника по сущностным и внешним признакам, указанным в ст. 1 Закона о банкротстве.

При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса должника, суды применяют критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий": коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Думается, что при внесении изменений и дополнений в Закон о банкротстве или принятии нового закона следовало бы конкретизировать формулу несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, представленную в п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 65 ГК, исключив лишь критерий превышения обязательств должника над его имуществом, который содержится в ст. 1 Закона о банкротстве. При таком положении нельзя будет абстрактный признак несостоятельности (банкротства) должника, указанный в ГК, низводить до формального и единственного критерия оценки его несостоятельности. К сожалению, в проекте нового закона "О банкротстве (несостоятельности)" воспроизводится с терминологическими различиями лишь абстрактная формула банкротства, которая дана в ст. 25, 65 ГК РФ: "под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также обеспечить платежи в бюджет (внебюджетные фонды)" (п. 1 ст. 1). В п. 2 проекта закона указаны признаки внешнего банкротства. Сущностные же признаки банкротства вовсе отсутствуют. При доработке этого закона целесообразно, на наш взгляд, учесть высказанные соображения.

4. Заключение

В результате проведенного нами курсового исследования мы пришли к следующим выводам и заключению. Мы выяснили, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ .

Условия и порядок объявления юридического лица банкротом установлены Законом о банкротстве. В ст. 65 ГК РФ определены лишь основные привила о банкротстве юридических лиц.

Под несостоятельностью (банкротством) юридического лица понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, .услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) юридического лица является приостановление его текущих платежей, неспособность обеспечить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Юридическое лицо может быть признано банкротом как по решению суда, так и в добровольном порядке.Дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица в арбитражном суде является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который формирует состав ликвидационной комиссии и руководит его работой.

Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства публикуется в Вестнике ВАС РФ. Добровольная ликвидация юридического лица при его банкротстве осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между юридическим лицом - должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи его банкротством. Решение собрания кредиторов по вопросу о добровольной ликвидации юридического лица направляется в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ РФ, которое назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя юридического лица либо собрания кредиторов (при атом предпочтение отдается предложению собрания кредиторов). Объявление о добровольной ликвидации юридического лица должно быть подано для опубликования в Вестник ВАС РФ не позднее трех дней с момента утверждения решения о добровольной ликвидации юридического лица.

Процесс добровольной ликвидации юридического лица - должника при банкротстве имеет свои особенности. Если в течение 20-дневного срока с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации юридического лица - должника конкурсным управляющим будет получено хотя бы одно заявление кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации данного юридического лица, осуществление ликвидационных мер ликвидируется, и подается заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица в арбитражный суд. Юридическое лицо - должник считается ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо на основании представления собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.

Список литературы

1. " О внесении дополнений в часть первую Гражданского кодекса РФ. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1996 г./СЗ РФ. 1996. № 9.

2. Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 6. "СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1709.

3. Попондопуло В.Ф. яонкурсное право. СПб., 1995.

4. Белых B.C. Концепция банкротства: Законодательная модель и реальность // Российский юридический журнал. 1995. №3. С. 13.

5. СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490.

6. Витрянский В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь, 1994, № 49.

7. Гражданский Кодекс РФ.

8. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве)".

9. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий".

10. Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. "О продаже государственных предприятий-должников".

11. Указ Президента РФ от "О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)".

12. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий".

13. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".

14. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия.

15. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)."

16. Распоряжение Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р "Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью".

17. В.Власов "Если вам грозят банкротством". //ж. Эко. - 1995. N 11.

18. И.В. Караваева, А.А. Скробоб "Методы поддержки и реорганизации предприятий-банкротов (современный зарубежный опыт)." // ж. Дело & право. - 1996. N 1(49).

19. О.Кузнецов "Банкротство (несостоятельность) предприятий". //ж. Домашний адвокат. - 1994. N 14(71).


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.