Для
юридического лица, как уже отмечалось, банкротство наступает, когда оно
неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если
соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение
трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (статья 3 Закона). Это
правило применяется и к отсутствующему должнику.
Основанием
для признания гражданина банкротом признается неспособность исполнить им в
течение трех месяцев денежные обязательства или уплатить налоги и иные
обязательные платежи в связи с превышением суммы имеющихся долгов над
стоимостью принадлежащего ему имущества. В отношении отсутствующего
должника-гражданина данное положение применяется.
9. Банкротство
отсутствующего должника.
Проблема
банкротства отсутствующего должника нашла свое отражение и решение в §2 главы Х
Закона о банкротстве.
Заявление о
признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом
независимо от размера кредиторской задолженности.
К
отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические лица, которые
фактически прекратили свою деятельность, в том числе не проводят текущие
платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в
учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.
Под
отсутствующим должником-гражданином Закон о банкротстве понимает физическое
лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью,
отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.
Положения,
предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество
должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по
делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или
недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника,
представленного по запросу суда государственной налоговой службой.
Кроме того,
указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам
должника в течение 12 месяцев.
Заявление о
признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд
конкурсного кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также
прокурором.
Как правило,
арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления
о признании должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу
(статья 47 Закона). В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает
сокращенный срок рассмотрения дела - двухнедельный, так как в отношении
отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения и внешнего управления.
Государственный
орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после
поучения решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника
банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру
конкурсного управляющего, отвечающую требованиям, предусмотренным статьей 19
Закона. Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры,
вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного органа по
делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Размер
вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается в порядке,
предусмотренном статьей 22 Закона.
Если
обязанности конкурсного управляющего; осуществляет сотрудник государственного
органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то размер и порядок
выплаты ему вознаграждения, видимо, должен быть определен правовыми актами
Российской Федерации или в установленном ими порядке.
Следует
отметить, что порядок, предусмотренный для назначения конкурсного управляющего
(пункт 1 статья 99), в отношении отсутствующего должника не применяется.
Конкурсный
управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех
известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в
месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.
Как
представляется, конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен
публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об
открытии конкурсного производства в соответствии со статьей 100 Закона о
банкротстве, поскольку у управляющего нередко будут отсутствовать сведения о
кредиторах.
Установление
размера требований кредиторов производится в порядке, предусмотренном статьями
46 и 75 Закона о банкротстве.
Если в ходе
конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как
минимум имущество должника - юридического лица должно позволить покрыть
судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему)
должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и
переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства
арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры
банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.
При наличии
имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет
расчеты с кредиторами. Практика показывает, что имущество у такого должника,
как правило, отсутствует.
При
обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника и после
его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и
расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего,
требования кредиторов в отношении отсутствующих должников - юридических лиц
удовлетворяются в очередности, предусмотренной статьей 106 Закона о
банкротстве.
Требования
кредиторов в отношении отсутствующих граждан-должников удовлетворяются в
порядке очередности, предусмотренной статьей 161 Закона о банкротстве.
Кредиторы
вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным
управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но
до момента утверждения ликвидационного баланса.
Возникает
вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный
баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве
отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности
не возложено Законом.
Расчеты с
кредиторами должника - юридического лица и должника-гражданина осуществляются в
порядке, предусмотренном статьями 107-111 настоящего Федерального закона.
После
завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет
ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о
своей деятельности.
После
рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах
проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о
завершении конкурсного производства.
Конкурсный
управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного
производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических
лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения.
Полномочия
конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается
завершенным, а отсутствующий должник - юридическое лицо ликвидированным с
момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о
ликвидации должника.
Заключение
В новом
Законе (как и в Законе 1992 г.) понятия "несостоятельность" и
"банкротство" используются как синонимы. Согласно ст. 2 нового Закона
"несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или
объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность
по уплате обязательных платежей".
С
экономической же точки зрения понятие "несостоятельность"
отождествляется с понятием "неплатежеспособность", то есть
"несостоятельность" и "неплатежеспособность" – синонимы.
Под неплатежеспособностью (несостоятельностью) предприятия понимается его
неспособность своевременно и в полном объеме погасить кредиторскую
задолженность.
Постоянное и
продолжительное состояние неплатежеспособности (несостоятельности) может
перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором, предприятие
не может восстановить свою платежеспособность и продолжение его деятельности
представляется невозможным и нецелесообразным.
Невозможность
продолжения деятельности предприятия заключается в отсутствии шанса
восстановить свою платежеспособность и необходимых средств для ведения
финансово-хозяйственной деятельности.
Нецелесообразность
продолжения деятельности предприятия обусловлена отсутствием его
социально-экономической значимости, экономического и производственного
потенциала, рыночной привлекательности и конкурентоспособности выпускаемой им
продукции и т. д. Такое предприятие становится банкротом и подлежит ликвидации
и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Таким
образом, с экономической точки зрения банкротство – процедура ликвидации и
продажа имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и
нецелесообразностью продолжения его деятельности. Банкротство предприятия
является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности).
Из
вышесказанного следует, что "несостоятельность" и
"банкротство" – два различных понятия. Поэтому, на наш взгляд, их
нельзя использовать в Законе как синонимы. В Законе следовало бы отдельно дать
определение "неплатежеспособности (несостоятельности)" и
"банкротства".
По смыслу
нового Закона процедуры банкротства можно разделить на две группы: внесудебные
и судебные. В свою очередь, внесудебные процедуры подразделяются на досудебную
санацию или финансовое оздоровление (глава II Закона) и добровольное объявление
о банкротстве должника (глава XI Закона).
В целях
сокращения судебных расходов, по нашему мнению, целесообразно применять внесудебное
финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий. Однако в новом Законе
этому уделено достаточно мало внимания. Ст. 26 Закона называется "Меры по
предупреждению банкротства организаций", но в ней не предусмотрено никаких
конкретных мер. Здесь следовало бы рекомендовать меры по восстановлению
платежеспособности должника, которые предусмотрены при судебной санации (ст. 85
Закона).
Судебное
разбирательство дел о банкротстве начинается с определения признаков
банкротства. Согласно п. 2 ст. 3 нового Закона "юридическое лицо считается
неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если
соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение
трех месяцев с момента наступления даты их исполнения".
По смыслу
данного определения признаком банкротства является наличие, подчеркиваем,
просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев.
Содержание
мирового соглашения установлено в ст. 122 нового Закона. Однако необходимо
отметить, что в новом Законе (ст. 122) предусмотрены конкретные размеры,
порядок, сроки и гарантия исполнения обязательств должника. Это может
значительно осложнить процесс заключения мирового соглашения между должникам и кредиторами.
Еще один
важный аспект-это обеспечение социальной защиты работников (акционеров) при
санации (досудебной и судебной) и банкротстве (ликвидации по решению
арбитражного суда, добровольной ликвидации) предприятий-должников. К этому
относятся вопросы сокращения численности работников: количество сокращаемых,
условия и сроки увольнения, обеспечение выплаты компенсаций, обязательств вновь
созданного на базе предприятия-банкрота предприятия по приему на работу части
старых работников, обязательства должника по переподготовке и повышению
квалификации работников, и др. К сожалению, и те, и другие вопросы в новом
Законе о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрены.
Требование о
ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 Гражданского
кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд государственным
органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом
право на предъявление такого требования.
В частности,
в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц
могут заявляться налоговыми органами (на основании ст. 14 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"),
Центральным банком Российской Федерации (на основании ст. 26 Закона Российской Федерации
"О банках и банковской деятельности"), прокуроров (на основании ст.
35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
При
рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований
необходимо выявить наличие основании для ликвидации соответствующего
юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о
финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.
Если в ходе осуществления
ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется
недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4
ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации), ликвидационная комиссия
(ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а
также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве
предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица
банкротом.
Литература.
1.
Конституция Российской Федерации.
1993.
2.
Гражданский кодекс РФ. Ч. I, Ч. II.–
М.: "Новая волна", 1997. 512 с.
3.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
от 24 мая 1996 г. №63-ФЗ.
4.
Арбитражно-процессуальный кодекс
РФ от 05 апреля 1995 г. №70-ФЗ.
5.
Закон РФ "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий". Принят ВС РФ 19 ноября 1992 г.
6.
Федеральный закон "О
несостоятельности (банкротстве)" от 08 января 1998 г. №6 ФЗ.
7.
Информационное письмо председателя
ВАС РФ от 05 декабря 1997 №23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 6 ГК
РФ" // Хозяйство и право, №5 1998 г.
8.
Письмо № ГТ-01/1817 Федеральное
управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 19.11.96г.
9.
Баренбойм Л. Правовые основы
банкротства. М. 1994.
10. Витрянский В.В. Реформа законодательства о
несостоятельности (банкротстве). Комментарий к закону // Вестник Высшего
Арбитражного суда РФ. Специальное приложение № 2, февраль 1998. М.: Издание
"Юрист" 1998г.
11. Витрянский В.В. Новое законодательство о
несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. №3. 1998
12. Весенова Н. Суд и арбитраж: Банкротство и закон. № 6.
1998.
13. Власов В.И. Банкротство и безработица // Хозяйство и
право. № 3. 1995.
14. Гаухман Л.Д. Максимов С.В. Уголовный кодекс РФ. Общий
комментарий. М. 1996.
15. Козлова Е. Новое в законодательстве о
несостоятельности (банкротстве) // Экономика и жизнь. № 9, февраль 1998.
16. Курбатов А.Я. Закон РФ "О несостоятельности"
// Хозяйство и право. № 5. 1994.
17. Ле Хоа. Новый Закон РФ о несостоятельности
(банкротстве): взгляд зарубежного экономиста // Экономика и жизнь. № 11, март
1998.
18. Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в
арбитражном суде // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное
приложение. № 2, февраль 1998. М.: Издание "Юрист". 1998.
19. Лукьянов В. Банкротство и умысел // ЭКО. № 3. 1995.
20. Малышев А. Семинар, посвященный ФЗ "О
несостоятельности" (банкротстве), В Иркутске // Вестник Высшего
Арбитражного суда РФ. № 9.1998.
21. Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник Высшего
Арбитражного суда РФ, спец. приложение №2. 1998.
22. Никитина О.А. Конкурсное производство // Закон. № 6.
1998.
23. Никитина О.А. Упрощенные процедуры банкротства //
Закон. № 6. 1998.
24. Орлов А.В. Реформа законодательства о банкротстве //
Юрист. №6. 1998.
25. Орловский Ю.П. Банкротство предприятий и права
трудового коллектива // Право и экономика. №5-6. 1997.
26. Попов Д. Банкротство и уголовная ответственность //
Экономика и жизнь. № 9, февраль 1998.
27. Телюкина М.В. Проблемы, возникающие на стадии возбуждения
производства по делу о несостоятельности // Юрист. № 3. 1998.
|