на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Древнерусское феодальное право

Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать, должны были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым соседям. Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практически никаких прав. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен специальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за купу, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха.[27] Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин увеличивал за него штраф потерпевшему, но сам законодатель мог быть выдан головой, т.е. превращен в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. В феодальном хозяйстве широко применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись пленными, а также разорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне тяжким - они ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты. Феодальные путы цепко держали человека в рабском положении. Иногда, вконец отчаявшись и изуверившись во всех земных и небесных надеждах, холопы пытались разорвать их, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Так, в 1066 году, сообщает Новгородская летопись, был удавлен собственными холопами один из церковных изуверов епископ Стефан. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может выступать в качестве стороны. Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на слова холопа. Закон регламентировал различные источники холопства Русской Правды и предусматривал следующие случаи: само продажа в рабство, рождение от рабы, женитьба на рабе, ключничество, т.е. поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Одна у холопа была надежда. Если был он пленным - от рати взят, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока- 10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. Не каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб происходил из своего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника, то есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени уже и в те древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были также: совершения, бегства закупа от господина, злостное банкротство. Жизнь становилась сложнее, дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными поборами смердов- общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- это человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга, разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя происходит, по-видимому, от древнего глагола гоить, равнозначному в старину слову жить. Уже само возникновение особого слова для обозначения таких людей говорит о большом количестве обездоленных. Изгойство как социальное явление широко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям пришлось включить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви то и дело поминать их в своих проповедях.[28]

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

Ознакомившись с литературой, посвящённой Русской Правде, я заметила, что она насчитывает более чем 200-летнюю давность. В 1738 году русский историк В. Н. Татищев с крайней прилежностью сделал список из этого памятника и представил его в Академию Наук. Однако прошло почти 30 лет, прежде чем Русская Правда впервые вышла печатным изданием. Только в 1767 году находку Татищева, А.Л.Шлецер напечатал Русскую Правду под заглавием: Правда Русская; данная в веке от великих князей Ярослава Владимировича и сына его Изяслава Ярославовича С этого времени не прекращающийся интерес историков к этому замечательному памятнику по истории Древней Руси. В.Н. Татищев опубликовал краткую редакцию памятника. Но уже в том же  веке была опубликована и Пространная Правда. В.Крестинин напечатал текст Пространной Правды, помещённый в одной из Кормчей, принадлежавшей в  веке Строгановым и подаренной ими в Благовещенский собор в Сольвычегодске. Несколько позже (в 1792 году) было напечатано новое издание Пространной Правды, издателем был И.Н.Болтин. Новые открытия были сделаны Н.М.Карамзиным, который обратил внимание на пергаментный (Синодальный) список Кормчей  века, заключавшей в себе текст Пространной Русской Правды. Новые издания памятника появились в Русских достопамятностях, которые стали печататься в 1815 году. Русская Правда предметом особых исследований. В 1826 году на немецком языке вышло сочинение И.Ф.Эверса Древнее русское право. Он признал, что краткая редакция Правды составлена в веке, а  Правда - в  веке.

Первый период изучения Правды завершился сочинением Тобина, напечатанным на немецком языке в 1844 году. Тобин разделил все списки Правды на 2 фамилии. К первой он отнёс Краткую Правду, а ко второй - Пространную. Краткая Правда, по мнению Тобина, состоит из двух частей. Первая часть Краткой Правды составлена Ярославом Мудрым, вторая - его сыновьями и служит дополнением к первой. Пространная Правда, в основном, соответствует Краткой Правде, 2 принадлежит Владимиру Мономаху.

Работы Эверса и Тобина оказали большое влияние на литературу о Русской Правде, но в то же время они ясно обнаружили необходимость к новым методам исследования. Перед русской наукой встал вопрос о выявлении списков Русской Правды и их классификации. Этот вопрос был разрешён в работе Н.В.Калачова Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды, впервые напечатанном в 1846 году и вновь переизданном в 1880 году. Труд Калачова делится на 4 отделения. В первом он делает разбор изданий и сочинений о Русской Правде до 1846 года. Во втором отделении своего труда Н.В.Калачов даёт деление списков Русской Правды на фамилии. К первой фамилии он отнес списки Краткой Правды, которые встречаются в составе Новгородской 1 летописи. Во вторую фамилию он включил Пространной и Сокращённой Правд, находящихся в Кормчих, а также в юридических сборниках, известных под названием Мерила Праведного и Кормчей. К этой фамилии, по Н.В. Н.В.Калачову, относятся древнейшие пергаментные списки: Синодальный  века и Троицкий  века. Списки третьей фамилии находятся в позднейшей Новгородской летописи, известной под названием Софийского Современника, т. е. к так называемому Карамзинскому виду. Наконец, к четвёртой фамилии Н.В.Калачов относит списки Русской Правды, Помещённые в сборниках разных статей и представленные древним Пушкинским списком  века, напечатанным Д.Дубенским в Русских достопамятностях. В третьем отделении своего труда Н.В.Калачов дал текст Русской Правды с привлечением к изданию 44 списков. К сожалению, он разбил текст на статьи в произвольном порядке, группируя их по юридическим признакам. В последнем, четвёртом издании своего труда историк напечатал известные ему памятники.

В 1881-1886 годах были напечатаны Исследования о Русской Правде Мрочек-Дроздовского. Он приложил к текстам Правды словарь, объясняющий некоторые слова. Его работа носит справочный характер и ни в коем случае не может быть сравнена с работой Н.В.Калачова. Новая постановка была сделана В.И.Сергеевичем. Свои мысли о Русской Правде с наибольшей ясностью он изложил в Лекциях и исследованиях по древней истории русского права. В отличие от Н.В.Калачова В.И.Сергеевич делит все списки Русской Правды на 3 фамилии. В первую он выделяет Краткую Правду, которая состоит из двух частей: древнейшей Правды и Правды Ярославовичей. По мнению Сергеевича, Краткая Правда была составлена в веке в Киеве. Ко второй фамилии он относит все списки Пространной Правды. Составление Пространной Правды должно быть отнесено к началу  века. К третьей фамилии относится Сокращённая Правда, время возникновения которой он определяет  веком. Заслугой его явилось то, что он особое внимание обратил на две части, признав их особыми редакциями, таким образом, у него оказалось также 4 фамилии

Не мог пройти мимо Русской Правды и В.О. Ключевский. В своём Курсе русской истории он подробно изучает не только содержание Русской Правды, но и вопрос о её происхождении. Указав многочисленные точки соприкосновения между Русской Правдой и юридическими памятниками церковного происхождения (Кормчими, Мерилами Праведными и т. д.), Ключевский приходит к выводу, что Русская Правда - это церковный судебник по недуховенским делам лиц духовенского ведомства... Русская Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях в том объёме, в котором нужен был такой свод церковному судье для суда по недуховным делам церковных людей[29] Он впервые сопоставил Русскую Правду со многими древнерусскими памятниками.

Переходим к взгляду Г.И. Шмелева, который относит происхождение  Древнейшей Правды к временам князя Владимира. Но этот взгляд не получил самостоятельной аргументации. Шмелев развивает взгляд Ключевского о возникновении Русской Правды в церковной среде и считает, что потребность в издании церковного сборника прав по не церковным делам могла возникнуть сразу же по крещении Руси, следовательно, могла тогда же возникнуть и Древнейшая Правда. [30] Взгляды Г.И.Шмелева являются простыми предположениями.

В 1910-1913 годах большая работа (4 тома) на немецком языке Л.К.Гетца, профессора университета в Бонне, в которой досконально разработан текст Русской Правды. Первая редакция Правды, по Гетцу, должна быть отнесена к дохристианскому времени. Наиболее ценной частью работы Л.К.Гетца являются его комментарии к тексту, основанные на выводах всей предшествующей литературы о Русской Правде.

Против тезиса Л.К.Гетца о том, что в Привел в своей рецензии перечень многочисленных данных о том, что с именем Я связывается установление многих норм и существенных определений карательной системы. Например, статья Пространной Правде: По Ярославе же пакы - совокупишаеся сынови его и отложиша убиение за голову по кунами ее выкупати, а иное все, якоже Ярослав судил, такожже и сынове его уставиша[31] Русские исследователи, в частности, М.Ф.Владимирский-Буданов, подчеркивает, что Древнейшая Правда непосредственно примыкает к Правде Ярославовичей по содержанию, она дает лишь такие постановления, каких недоставало в 1 Правде. Это предположение вообще делает невозможным предположение о 2-хвековом разрыве между этими памятниками. Наконец, Л.К.Гетц неправильно говорит об элементарности, простоте социальной структуры, которая якобы является документом архаичности Древнейшей Правды. В статье 1 упоминаются разные слои тогдашнего общества, Древнейшая Правда упоминала только о таких группах населения, положение которых в области защиты из жизни не было урегулировано. Тот факт, что в одной статье Древнейшей Правды упоминается о некрещеных варягах и колбягах, отнюдь не является доказательством дохристианского происхождения Древнейшей Правды, а наоборот, может явиться доводом в пользу христианизации всей массы русского населения. Все эти возражения показали настолько слабую аргументацию, что ему не было оказано поддержки даже со стороны буржуазных историков - норманистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.