ГЛАВА
2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Закон Российской
Федерации "Об экологической экспертизе" [4] определяет экологическую
экспертизу (ЭЭ) как "установление соответствия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости
реализации объекта экологической экспертизы". При этом в российском
законодательстве существует и правовое определение более частного понятия — "государственная
экологическая экспертиза" (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона "Об
охране окружающей природной среды" [3]: "Государственная
экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей
природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной
и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей
принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное
воздействие на окружающую природную среду". Комментарий к данному закону
определяет экологическую экспертизу как "организационно-правовую форму
предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности".
А эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "предварительную
проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации,
программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ,
решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)".
В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как
стадию экологической оценки.
Цель экологической
экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной
деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической
безопасности общества.
Экологическая экспертиза
совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений,
деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды,
рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности
общества.
Являясь самостоятельной
функцией государственного управления в области охраны окружающей среды и
природопользования, экологическая экспертиза направлена на принятие
экологически обоснованных управленческих решений в отношении объектов
намечаемой хозяйственной и иной деятельности, способных оказать негативное
воздействие на состояние окружающей среды. Экологическая экспертиза носит
превентивный характер. И в этом ее основное отличие от экологического контроля,
представляющего собой проверку соответствия деятельности участников
экологических правоотношений требованиям экологического законодательства.
Экологическая экспертиза рассматривается в качестве формы предупредительного
экологического контроля, инструмента поддержания экологического правопорядка в
правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, средства
доказывания и разрешения споров.
Экологическая экспертиза
основывается на следующих принципах, закрепленных в Федеральном законе "Об
экологической экспертизе":
1.
презумпции
потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной
деятельности;
2.
обязательности
проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о
реализации объекта экологической экспертизы;
3.
комплексности
оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной
деятельности и его последствий;
4.
Обязательности
учета требований экологической безопасности при проведении экологической
экспертизы;
5.
Достоверности и
полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
6.
независимости
экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в
области экологической экспертизы;
7.
научной
обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
8.
гласности,
участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
9.
ответственности
участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы.
Несоблюдение
вышеуказанных принципов влечет за собой неправомерность проведения
государственной экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляется
два вида экологических экспертиз: государственная и общественная (ст.4 ФЗ "Об
экологической экспертизе").
Государственная экологическая экспертиза организуется и
проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической
экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации (ст.10 ФЗ "Об экологической экспертизе").
Общественная экологическая экспертиза организуется и
проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а
также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями
(объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их
уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение
экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (ст.20 ФЗ "Об экологической экспертизе").
2.1 Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
На первый взгляд похожие
понятия ЭЭ и оценка воздействия на окружающую среду, имеют и некоторые
различия, требующие пояснений (ОВОС).
1. ОВОС — это "процедура
учета" экологических требований или их выявление и обоснование (т.е. чисто
информационная мера). Она реализуется при подготовке оптимального решения (на
стадии намерений или проектирования). В отличие от нее ЭЭ — это "установление
соответствия" экологическим требованиям уже готового проекта и "определение
допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. административная
мера).
2. ОВОС по своей сути
является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и
прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время
как экологическая экспертиза (прежде всего государственная ЭЭ) является
процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных
решений на соответствие требованиям экологического законодательства.
3. Целью ОВОС и
экологического обоснования является "выявление и принятие" (т.е.
исследование, разработка и внедрение необходимых природоохранных мер,
адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как
цель ЭЭ — "предупреждение" (т.е. запрет, доработка проекта или выбор
лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или
только предполагаемые) профилактические меры.
ГЛАВА
3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
3.1
Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в России
Правовое регулирование
эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента
- управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и
обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего
эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и
подзаконных актов органов власти и управления РФ в области экологической
экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь,
опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты,
нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации,
методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и
научными учреждениями.
Структура российского
законодательства в области экологической экспертизы.
В настоящее время систему
российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС
составляют, нормы статей 41 (п. 3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный
закон "Об экологической экспертизе" [4] и ряд статей (ст. 35-39)
базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды" [3],
являющегося фактически основами российского экологического законодательства.
Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений
Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов
федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и
управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления
постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие
законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и
административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.
Действующие законы
регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени — общественную ЭЭ и
практически не касаются ОВОС.
Закон "Об охране
окружающей природной среды" [3] содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном
государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу
обязательности (ст 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение
требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ
(ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в
зависимость от государственной экспертизы Помимо указанных статей закона, напрямую
посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной
области Это статьи раздела IV о
нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям,
учитываемым в ходе экологической экспертизы.
Федеральный закон "Об
экологической экспертизе" [4] развивает нормы указанного выше, более
подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу
(т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение
экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более
подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органов
государственной власти и местного самоуправления, в т ч Президента,
Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ
(ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9).
Кроме того, данная глава впервые вводит понятие "специально уполномоченные
государственные органы в области экологической экспертизы", распределяет
их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным
(ст. 8) уровнями.
Глава III закона [4] полностью посвящена
государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ
федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает
юридическое определение понятия "специально уполномоченная государственные
органы в области экологической экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий
порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной
коми сии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует
различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной
экологической экспертизы (ст. 18).
Более подробно, чем в
законе [3] глава IV закона "Об
экологической экспертизе" регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20),
определяя её объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23),
правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключения (ст. 25), права граждан
и общественных организаций в этой области (ст. 19).
В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и
обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах
главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ
(ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29). Важнейшую роль в механизме реализации данного закона
играет глава VII, закрепившая соответствующие виды
нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об
экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32),
материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается
порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется принцип
верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским
национальным (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в
соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства,
ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного
самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.
Указанные выше федеральные законы формируют основы
законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого
действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных
нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов
федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой
документации в области ЭЭ и ОВОС относятся следующие подзаконные акты:
—
постановления
Правительства РФ
—
указы Президента
РФ
—
нормативные документы
специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ России и
территориальных органов этого комитета
—
приказы
—
нормативные
документы и материалы других ведомств по ЭЭ
—
документы
Минздрава России
—
документы
—
документы
Госатомнадзора России
—
документы
Росгортехнадзора и иных ведомств
—
нормативные
документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|