В структуру
Службы внешней разведки входят: директор СВР России, его первый заместитель и
четыре заместителя (по кадрам, по науке, по операциям, по
материально-техническому обеспечению); управления (анализа и информации,
внешней контрразведки, экономической разведки, научно-технических разработок,
опертехники, информатики); оперативные отделы; служба эксплуатации и
обеспечения; Академия СВР России и другие подразделения.
Разведывательная
деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации
посредством:
добывания и
обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской
Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях
иностранных государств, организаций и лиц (далее: разведывательная информация);
оказания
содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах
обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость
осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих
полномочий Президент РФ и Федеральное собрание, исходя из невозможности или
нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными
способами.
Целями
разведывательной деятельности являются:
обеспечение
Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной
информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической,
оборонной, научно-технической и экологической областях;
обеспечение
условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в
сфере безопасности;
содействие
экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и
военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная
деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также
для достижения целей, не предусмотренных Федеральным законом. Для достижения
целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской
Федерации предоставляются следующие полномочия:
1)
установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами,
добровольно давшими на это согласие;
2)
осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его
деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
3)
использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность
сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений,
организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки
Российской Федерации;
4)
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной
охраны Российской Федерации;
5) заключение
с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и
организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления
разведывательной деятельности;
6)
организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной
тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории
Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и
инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по
предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих
государственную тайну;
7)
обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации,
находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в
государстве пребывания;
8)
обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской
Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям,
составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
9)
взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами
иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом;
10) создание
специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации,
научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
11) обеспечение
собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных
действий и угроз;
12) создание
организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для
функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.
Для
осуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может при собственных
лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением
криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные
системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты
информации от утечки по техническим каналам.
2.5 Национальный антитеррористический
комитет
национальная безопасность
россия государственное управление
15 февраля
2006 года указом Президента РФ "О мерах по противодействию
терроризму" № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет
(НАК).
К его
компетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика
терроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а
также ликвидация возможных последствий терактов.
Для
координации деятельности территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также
по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы
антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Руководителями
антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности
являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов
государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Для
организации планирования применения сил и средств федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а
также для управления контртеррористическими операциями образован в составе
Комитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическими
операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.
Основными
задачами Комитета являются:
подготовка
предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной
политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию
законодательства Российской Федерации в этой области;
координация
деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной
власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также
организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и организациями;
разработка
мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и
условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов
террористических посягательств;
участие в
международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе
в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой
области;
подготовка
предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с
терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной
реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
решение иных
задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по
противодействию терроризму.
Состав
Национального антитеррористического комитета по должностям:
Директор ФСБ
России (председатель Комитета);
Заместитель
Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
Министр
внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета);
Заместитель
директора ФСБ России руководитель аппарата Национального антитеррористического
комитета (заместитель председателя Комитета);
Заместитель
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по
согласованию);
Заместитель
Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
(по согласованию);
Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата
Правительства Российской Федерации;
Министр
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министр
иностранных дел Российской Федерации;
Министр
здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Министр связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министр
промышленности и торговли Российской Федерации;
Министр транспорта
Российской Федерации;
Министр
энергетики Российской Федерации;
Министр
юстиции Российской Федерации;
Директор СВР
России;
Директор ФСКН
России;
Директор ФСО
России;
Руководитель
Росфинмониторинга;
Начальник
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель
Министра обороны Российской Федерации;
Заместитель
Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
Так же чётко
по должностям определены составы антитеррористической комиссии в субъекте
Российской Федерации, Федерального оперативного штаба, оперативного штаба в
субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в Чеченской Республике.
Объединив
представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числе
ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный
антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом
противодействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданного
Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти
в сфере борьбы с терроризмом.Эксперты отмечают практическое улучшение
координации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошли
в состав Национального антитеррористического комитета, Федерального
оперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.
Наряду с
осуществлением координации предупредительно – профилактических и силовых
действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в
деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы
противодействия терроризму.
В качестве
одной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматривается
задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее
проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии
через Интернет, широко используемый террористами (причины тому – легкий доступ
к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса на
государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная
дешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту числа сайтов
террористической направленности – только за последние два года выявлено порядка
1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских
и террористических целях.[14]
В области
борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно
консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского
общества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Намеченные для
реализации Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральным
оперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной
системы противодействия терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизации
ситуации на территории Российской Федерации.[15]
Заключение
Государственное
управление в области безопасности строится в нашей стране на прочной правовой
основе. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности
деятельности органов обеспечения безопасности.
Действующая
Стратегия национальной безопасности России нацелена на повышение качества
государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов
государственной власти, государственных и общественных организаций по защите
национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и
государства.
В Стратегии
сформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленные
на реализацию политического курса развития страны. Достижение стратегических
национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов
государственной власти и институтов гражданского общества страны.
Среди задач,
поставленных в Стратегии повышение эффективности деятельности
правоохранительных органов и спецслужб. Безусловно, рассмотренные нами органы и
спецслужбы, которые координируют деятельность других силовых структур и органов
правопорядка и которые традиционно являются основой в обеспечении безопасности
государства, достойно выполнят поставленную задачу.
Список используемой
литературы и ресурсов сети Интернет
1.
Конституция
РФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.
2.
Административное
право. Общая и Особенная часть: курс лекций /С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП.
СПб., 2007. 432 с.
3.
Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и
др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.704 с.
4. Правовая основа
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И. Авдеев,
С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2004. – 511 с.
5. Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности
Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/ 99.html
6. Патрушев Н.П. Выступление
на заседании СБ РФ по вопросу «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года и комплексе мер по её реализации». 06.04.2009.
Официальный сайт Президента России. http://www.kremlin.ru/appears/2009/03/24/1541_type63378type82634_214272.shtml
7. Бортников А.В.
Выступление на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ 18.12. 2008.
Сайт ЧЕКИСТ.ru. Отчет ФСБ за 2008 год.http://www. chekist. ru/article/2503
8. Путилин Б. Г.
Национальная и международная безопасность. 2002.Сайт www.
XServer.ru.http://www.xserver. ru/ user/nazmb/
9.
Официальный
сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. http://www.fsb.ru/
10. Официальный сайт ФСО
России. http://www.fso.gov.ru/
11. Официальный сайт Службы
внешней разведки РФ. http://svr.gov.ru/
12. Официальный сайт
Национального антитеррористического комитета. http://nak.
13. fsb.ru/nac/structure.htm
14. Официальный сайт компании
"Консультант Плюс". http://www.consultant.ru/
[1] Административное право
России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 612 – 613.
[2] Путилин Б. Г. Национальная
и международная безопасность. 2002.- Сайт www. XServer.ru.- http://www.xserver.
ru/ user/nazmb/
[3] Закон Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности » // Ведомости Съезда
народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15.
[4] Патрушев Н.П. Выступление
на заседании СБ РФ по вопросу «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и комплексе мер
по её реализации». 06.04.2009. - Официальный сайт
Президента России. http://www.kremlin.ru/appears/2009/03/24/1541_type63378type82634_214272.shtml
[5] Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности
Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
[6] Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности
Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
[7] Правовая основа
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И.
Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред.
проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.с.326.
[8] Административное право
России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 615 – 616.
[9] Из Федерального закона №
40 «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
[10] Административное право
России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 621.
[11] Бортников А.В. Из
выступления на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ 18 декабря
2008 года. Сайт ЧЕКИСТ.ru. Отчет ФСБ за 2008 год. http://www.chekist.ru/article/2503
[12] Административное право.
Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб.,
2007. - с. 374.
[13] Административное право
России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 625-626.
[14] Сайт Национального
антитеррористического комитета. http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm
[15] Там же. http://nak.fsb.ru/nac/activity.htm
|