М.
Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о
функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает
позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений.
Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и
экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции
сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения
или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального
подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его
мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.
Сторонники
институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию
развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного
создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их
мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также
социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти
трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию.
Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения
поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися
моделями поведения.
Р.
Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по- следствия от коррупции.
Среди выгод от коррупции он называет:
а)
стимулирование экономического роста;
б)
содействие политическому развитию.
Стимулирование
экономического роста предполагает:
-
накопление капитала;
-
предприимчивость;
-
проникновение делового подхода в бюрократическую среду и т.д.
В
слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности
ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает
климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации
стремления к получению при- были.
Под
влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой
рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом
которых может быть скорректирована регулируемая цена.[5]
Содействие
политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя
формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое
участие в политическом процессе.
Что
касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а)
препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление
предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление
управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и
подрыва национальной интеграции.
Таким
образом, коррупция - это сложное социальное явление, требующее глубокого
всестороннего изучения. В научных кругах даются различные определения
коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция - это использование
должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.
Коррупция
классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее
многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных
сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет
разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые
ученые), так и отрицательные.
коррупция
государственный служба политика
ГЛАВА
2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
2.1 Зарубежный опыт преодоления
коррупции в органах системы государственной службы
Коррупция в той или иной форме существует
во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер.
Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных
проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное
сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения
коррупции. В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в
международных антикоррупционных программах:
- глобальная программа против коррупции
ООН;
- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и
взяточничеством в международных коммерческих операциях;
- Конвенция ООН против коррупции и т.д.
В
целях ограничения распространения коррупции мировое сообщество выработало
множество форм и методов борьбы с ней:
1.
Чистки и кампании
2.
Административно-правовые меры. Создание специализированных органов,
предназначенных для расследования нарушений законности в сфере государственной
службы.
3.
Идейно-нравственное возрождение общества
4.
Подотчетность правительств выборным представителям и массовому электорату
Примером эффективной борьбы с коррупцией,
является операция «Чистые руки», проводимая в Италии в течение пяти лет с 1992
г.
Парламентские партии, которые фактически
всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и
эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли
оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро
сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы
партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком.
Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии
составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а
для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги.
Многие должностные лица были связаны с мафией.
В результате операции "Чистые
руки", проведенной правоохранительными органами, оказались «выведенными из
оборота» 80 % итальянских политиков, фактически прекратилось действие крупных
партий.[6]
Эффективную антикоррупционную политику
проводит КНР. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время
обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции в стране,
как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных
механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это
оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины. Одним из
способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность,
является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК
в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате
Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в
основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и
провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего
поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины
при ЦК КПК обновлен на 79,5%.
Также в Китае борьба с коррупцией ведется
путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных
случаях применяется высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно
опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было
расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является
отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).
Эксперты отмечают, что китайские методы
борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс.
чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.[7]
Одной из самых коррупционно независимых
признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение
этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения
коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.
Законодательство о государственной службе
Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с
совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех
аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на
государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения
государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям
государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской
деятельности параллельно с государственной службой.
В Конституции США, принятой в 1787 г.,
получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно
Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен
импичмент.
В конце 1960-х годов с коррупцией в США
решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали
и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты
ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров
и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам
большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции
только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии
уволено свыше двухсот государственных чиновников.
В последние годы правительство США приняло
ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности
все большее число чиновников.[8]
В США, Германии, Великобритании, Франции и
некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится
налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы
должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги
(супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.
В Финляндии ежегодно рассматриваются
три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве.
Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на
1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954
гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров
было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной
из наименее коррумпированных стран.
В Финляндии фактически никогда не
создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для
контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и
регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля.
Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса,
законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других
подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы.
В
целом нужно отметить, что было бы преувеличением говорить о какой-то
специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Разумеется, имеется ряд
законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и в
России. Однако, как думается, главное все же — в «финской модели»
социально-экономического развития, в формировании условий, которые не создавали
бы питательной почвы для коррупции и которые, если бы не исключали ее, то, во
всяком случае, минимизировали это явление, делали возможной эффективную борьбу
с ним.[9]
В Сингапуре в отличие от хорошо всем
известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен
противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности.
Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не
виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при
малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою
невиновность. Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное
лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу
или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным
мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся.
Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и
позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам
доказать свою невиновность.
2.2 Антикоррупционная политика
Российской Федерации
Антикоррупционная политика заключается в
разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и
общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих
коррупцию в разных сферах жизни.
Меры
по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на
современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в
России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует
развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные
затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое
развитие страны.
Осознание
этой проблемы имеет место на самом высоком уровне руководства страны. Президент
Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию
отметил: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути
нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем
направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной
и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе
бытовым, проявлениям этого социального зла».[10]
Указом
Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет
при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого
работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по
разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской
Федерации по противодействию коррупции.
В
последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию
своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами.
Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция
Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является
активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и
ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия
коррупции.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|