на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

6) произведения прикладного искусства;

7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

10) компьютерные программы;

11) иные произведения.

Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

К объектам авторского права также относятся:

1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства. а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.

Смежные права - это права, которые принадлежат исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания соответственно в отношении их исполнений, фонограмм и теле-радиопередач.

Смежные права отличаются от авторского права тем, что они принадлежат владельцам, которые считаются посредниками при изготовлении, записи или распространении произведений. Связь с авторским правом вызвана тем фактом, что три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными звеньями в процессе интеллектуального творчества, поскольку они оказывают содействие авторам при сообщении произведений последних для всеобщего сведения. Музыкант исполняет музыкальное произведение, написанное композитором; актер играет роль в пьесе, написанной драматургом; производители фонограмм или чаще называемые как «записывающая индустрия» записывают и выпускают песни и музыку, написанные авторами и композиторами, исполняемые музыкантами или певцами; организации эфирного вещания передают произведения и фонограммы на своих радио или телестанциях.[23, эл.ресурс]

В соответствіі со ст.994 ГК смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства, а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.

Законодательство не раскрывает содержание понятия «произведение» несмотря на то, что оно является основополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, что любое возможное определение понятия «произведение» не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определение понятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права. Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение, сформулированное В.И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[1].

Для того, чтобы охраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Произведение - это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.

Произведение может быть представлено в следующих формах:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

- в других формах.

Однако не всякая объективно существующая работа охраняется авторским правом. Авторское право распространяется только на работы, являющиеся результатом творческой деятельности. Творческой деятельностью признают самостоятельную интеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущего произведения и воплощение его в какой-либо объективной форме.

Авторское право не регулирует сам процесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособности произведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданию произведения, а соответствующий признак созданного в результате этой деятельности произведения. Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей называют его новизну; некоторые учёные используют термин «оригинальность». Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами, однако каждое из произведений, содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражает личность автора и воспринимается обществом как новое, самостоятельное произведение. Можно сказать о том, что всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.

Предоставление охраны произведению не зависит от его назначения и достоинства. Под достоинством понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к его форме или содержанию: актуальность темы, художественная ценность, научная глубина, авторский стиль и т.д. Назначение авторского права в целом состоит не в том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечить интересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение может быть использованы другими лицами. Авторским правом должны охраняться любые произведения, в которых проявляется творчество, и которые обладают предусмотренными законодательством признаками объекта авторского права.

Примерный перечень объектов авторского права назван в ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и ст. 993 ГК. К произведениям, охраняемым авторским правом, относятся:

- литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

- драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

- музыкальные произведения с текстом и без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения прикладного искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- компьютерные программы;

- иные произведения.

К числу литературных произведений относятся произведения всех жанров художественной литературы и публицистики, научные работы (монографии, статьи, отчёты и т.п.), учебная литература, речи, доклады, проповеди и иные устные произведения; произведения журналистики (статьи, интервью, дискуссии и т.п.), деловая и личная переписка и т.п. При этом литературные произведения могут существовать не только в письменной, но и в иной объективной форме.

Драматические произведения весьма близки к произведениям литературы. Обособление драматических произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств выражения мыслей автора, поскольку в драматических произведениях основной акцент делается на изложение творческой идеи посредством монологов и диалогов персонажей.

Авторское право охраняет все виды музыкальных произведений. Наиболее распространенной разновидностью музыкальных произведений являются музыкальные произведения с текстом – песни. Музыкальное произведение с текстом – это созданное в соавторстве композитором и поэтом оригинальное (т.е. не составное) произведение; оригинальный характер песни предопределяется тем, что все охраняемые элементы песни создаются её соавторами.

Особое место среди объектов авторского права занимают аудиовизуальные произведения. Аудиовизуальным является произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением звуком или без него), создающие впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения).

Авторское право охраняет произведения всех направлений изобразительного искусства – произведения живописи, графики, скульптуры, монументального и декоративного искусства и т.п.

К произведениям изобразительного искусства примыкают произведения прикладного искусства, которые законодатель выделяет в отдельный вид охраняемых произведений. Прикладной характер произведений означает, что они предназначены не только для удовлетворения чисто эстетических потребностей публики, но и выполняют иные, практические функции. Среди произведений прикладного искусства всё большее значение приобретают произведения дизайна. Дизайн – это искусство придания окружающей человека предметной среде эстетических качеств, поэтому дизайн, как направление в прикладном искусстве, имеет множество проявлений – графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений и т.п.

Архитектурные произведения также имеет двойственную природу, поскольку должна не только удовлетворять насущные материальные потребности – создавать жильё и благоустраивать окружающую среду, но и удовлетворять эстетические потребности человека. Авторско-правовой охране подлежит именно художественное, а не конструктивно-техническое решение зданий и сооружений. При этом авторско-правовая охрана распространяется как на внешний вид объекта, так и на художественное решение внутреннего пространства (интерьер).

К категории охраняемых относятся фотографические и аналогичные им произведения всех видов - независимо от объекта (портрет, пейзаж, репортаж и т.п.), а также преследуемой цели (профессиональная или любительская съёмка) и т.п.

Достаточно новым объектом охраны авторским правом являются компьютерные программы. Компьютерные программы являются результатом творческой деятельности. В то же самое время, обеспечивая охрану компьютерных программ нормами авторского права, законодатель неизбежно сталкивается с проблемами, обусловленными спецификой компьютерной программы как охраняемого объекта, поскольку в ней содержание (алгоритм) имеет безусловный приоритет над формой (алгоритм, изложенный языком программирования). Основное значение для компьютерной программы имеет ее функциональность, которая предопределяется алгоритмом, а написание программы на том или ином языке программирования может быть безразлично для пользователя. Обеспечивая охрану форме произведения, авторское право не защищает лежащий в её основе алгоритм. Поэтому всё более актуальным представляется вопрос о необходимости предоставления компьютерной программе специальной охраны, которая бы, во-первых, учитывала особенности объекта охраны и, в отличие от авторского права, распространялась не только на форму, но и на положенный в основу программы алгоритм, и, во-вторых, была более оперативной, дешёвой и доступной, нежели существующая система патентной охраны.

Самостоятельными разновидностями объектов авторского права являются производные произведения и составные произведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.