на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Конституционный строй

Под конституционализмом Кравец И. понимает «систему, которая устанавливает индивидуальные юридические права, в отношении которых доминирующий законодательный орган не обладает властью лишать их юридического действия или компрометировать»1. По его мнению, стало общим правилом предполагать, что респектабельная правовая система должна включать конституционную защиту индивидуальных прав.


2.2 Конституционное развитие России: проблема периодизации

Проблема становления и развития конституционных институтов в России изучается и исследуется на стыке нескольких общественных дисциплин: отечественной истории государства и права, конституционного права Российской Федерации, политической истории России, истории государственных учреждений. Тема о конституционном развитии России включена в государственный стандарт в качестве составной части дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».

При изучении и исследовании эволюции конституционных норм и институтов возникает ряд технико-методологических и концептуальных проблем, которые коренятся в существенном различии между действующим конституционным правом и ретроспективным взглядом на процесс его становления и развития. «Наиболее важными являются две ключевые проблемы: определение критериев и параметров периодизации конституционной истории России и выявление содержательных компонентов конституционной истории России и выявление содержательных компонентов конституционной эволюции, раскрытие которых позволяет осмыслить специфику каждого отдельно взятого периода конституционного развития, понять основные детерминанты конституционного процесса в целом»1.

Содержательными компонентами эволюции российского конституционализма, являются:

1.  Разработка, принятие и смена конституционных проектов и конституцией в истории российского государства;

2.  Принятие конституционного законодательства на основе действующего Основного закона страны в различные периоды исторического развития;

3.  Генезис и трансформация ключевых конституционно-правовых институтов в процессе перехода от абсолютизма к конституционализму и формирования конституционных основ правовой государственности;

4.  Развитие конституционных идей на различных этапах российского общества и государства, их влияние на характер политико-правовых преобразований.

В современных отечественных исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем, хотя наблюдается острая потребность переосмыслить их в свете проблем демократического и правового совершенствования российской государственности. Различные юридические школы используют преимущественно концепцию историко-правового эволюционизма для объяснения и раскрытия этапов конституционного развития России. Мнения расходятся в названиях конкретных периодов конституционного процесса. Одни исследователи «выделяют три исторических этапа: 1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отразившее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль – октябрь 1917 г.); 2) тоталитарное конституционное (государственное) право, процесс формирования которого начался, после Октябрьской революции и завершился ко второй половине 80-х годов; 3) и демократическое конституционное право, получившее развитие с конца 80-х в ходе целого ряда реформ и продолжающиеся развиваться после принятия Конституции РЫФ 1993 года»1. Причем каждый последующий тип конституционного права полностью отрицал предыдущий, поэтому, по мнению известного ученого, о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить, весьма условно.

Другие авторы намерено не называют конкретные периоды конституционного развития Российского государства, однако, отмечают попытки разработки и принятия конституции в дореволюционной России и рассматривают череду советских конституций, действовавших во многом формально на союзном и республиканском уровнях.

Третьи исследователи вместо выделения конкретных периодов конституционной истории предполагают использовать понятие «Конституция России» в двух значениях: «1) как обобщенное научное понятие, характеризующее становление и развитие конституции страны; 2) и как действующую Конституцию РФ»1.

Каждый из отмеченных периодов может быть разбит на более мелкие этапы, отражавшие нормативные и институциональные изменения в государственно-правовом развитии. Однако именно ключевые этапы конституционной истории России, отличающиеся сущностными характеристиками и лежащими в их основе правовыми принципами, следует рассматривать в качестве исторических форм российского конституционализма.

конституционный правовой строй государственность

2.3 Система конституционализма и совершенствование республиканской формы правления

Демократическое обновление современной российской государственности испытывает трудности переходного периода, которые вызваны не только несовершенством существующих политических институтов, территориальным распределением компетенции между органами государственной власти федерации и её субъектов, но и определяются параллельным протеканием реформационных процессов в политико-правовой и социально-экономической сферах жизнедеятельности российского общества.

«Нормативной основой развивающейся конституционной системы является Конституция РФ, закрепившая в качестве основ конституционного строя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и принцип местного самоуправления, органы которого не входят в систему органов государственной власти»1. Использование терминов «система конституционализма» или «конституционная система» позволяет обозначить конституционное регулирование организации и деятельности федеральных органов государственной власти, порядка их взаимоотношений при реализации важнейших полномочий. Политико-правовая система конституционализма, будучи важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования саморегулирующихся институтов гражданского общества, одновременно выступает как условие построения правового государства в России. Она формируется в качестве достаточно автономной части поддерживающей её более широкой социальной системы, выступая фактором стабилизации и устойчивого развития последней. В условиях изменения социальной стратификации и расслоения российского общества в ходе приватизации и акционирования государственной собственности развитие системы конституционализма повержено дефициту сбалансированного функционирования, позволяющего оперативно разрешать политические и социальные конфликты. Причины недостаточной глубины и конструктивности проводимых реформ многофакторны. В свою очередь конституционная система отвечает требованиям устойчивости и эффективности, если рационально проведенное разделение государственной власти по отраслям и институтам обеспечивает реализацию функций современного Российского государства и выполнение стоящих перед ним задач в области социальной политики в ходе структурной перестройки экономики.

При реформировании существующей конституционной системы РФ следует учитывать закрепленную в конституции модель разделения властей и сложившуюся практику её реализации, так как потенциальные возможности конституционных норм, определяющих полномочия Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания, оказываются не в полной мере востребованными. Вместе с тем развитие конституционно-правовых институтов возможно в направлении усиления отдельных элементов одной из известных мировому опыту «жесткой», «гибкой» или «смешанной» моделей разделения властей. При этом необходимо принять во внимание позитивные и негативные черты, внутренне присущие каждой модели в отдельности, а также характерные особенности взаимоотношений законодательных и исполнительных органов власти, которыми определяется специфика реализации конкретной модели разделения властей.

Правовой статус и политическая значимость элементов конституционной системы различными авторами определяется в зависимости от понимания принципа разделения властей и степени его отражения в конституционных нормах и политических отношениях.

В ряде политических исследований отмечается, что президентство в России фактически не сложилось в связи с «зыбкостью законодательных рамок» и слабостью общественной опоры», которые превращают выборы «главы государства в серьезное испытание для страны каждый олимпийский год» (А.М. Салмин). Сторонники президентского режима связывают неудачи президентской власти не с ее конструктивными недостатками, а с крайне неблагоприятным общим социальным фоном: политическими трансформациями и экономическими реформами.

Принимая во внимание комплексный характер президентских полномочий, следует учитывать, что фактически исполнительная власть в России является бицефальной. При этом конституция РФ исходит из дискреционного характера полномочий Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ. В отношении актов главы государства российское конституционное право не предусматривает института контрасигнатуры, что в целом характерно для президентской республики, в которой президент является главой исполнительной власти (например, США). В конституционной системе России действуют глава государства и Председатель правительства РФ. Для обеспечения большей согласованности не только их действий, но и всей исполнительной власти, по-видимому, необходимо определить, какие акты Президента РФ издаются им самостоятельно, а какие требуют скрепы Председателя Правительства РФ или соответствующего министра. Тем самым повысилась бы ответственность министров за взятые ими на себя обязательства, а также скоординированность действий внутри исполнительной власти.


Заключение

На завершающем этапе исследования имеет смысл обрисовать в общих чертах тип российского конституционализма, который будет адекватным объективным политико-правовым и социально-экономическим условиям развития страны и перспективным социально-экономическим условиям развития страны и перспективным с позиции конституционно-правовых задач государственного строительства.

В современных дискуссиях о путях и судьбах российского конституционализма прозвучал призыв утвердить конституционализм как общегосударственную, напартийную идеологию и интегративную общенациональную идею, которые особенно актуальны в российских условиях отсутствия общезначимых ценностных и мировоззренческих ориентиров, особой борьбы между различными узкопартийными идеологиями.1

Учитывая роль государства в российском историческом процессе, его активные преобразующие функции в формировании новой правовой системы и общества в целом нельзя не отметить, что наиболее адекватным современным преобразованием является государственнический конституционализм.

В современный период важно найти оптимальное сочетание эффективно реализуемых функций и правовых ограничений и ответственности государства.

В целом современный этап конституционного развития характеризуется некоторым изменением вектора политико-правовых дискуссий: от обсуждения проблемы реформы конституции вплоть до ее полного пересмотра постепенно академические ученые и политики переходят к предложениям о дальнейшем совершенствовании конституционного законодательства в рамках действующей Конституции.


Библиографический список

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря

2. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» от 9 июля 2002 г. №12–п // Российская газета. 2002. 16 июля.

3. Федеральный Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.(в последней ред. ФЗ от 07.03.05 №15-ФЗ)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1993 №17. Ст. 594; 2005 № 15.

4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». от 25 сентября 1998 г. // Российская газета 1998. 3 октября.

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 апреля 2000 г.// Российская газета. 2000. 27 апреля.

Научная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Изд-во НОРМА, 2004. – 800с.

2. Енгибарян Р.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 492с.

3. Коклющкин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. – М.: 1999. – 388с.

4. Конституционное право России. Курс лекций/ Под ред. Шульженко Ю.Л. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007 – 480с.

5. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. – М.: Новосибирск, 2000. – 360с.

6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. – 420с.

7. Нерсесянц В.С Конституционализм как общегосударственная идеология// Конституционно-правовая реформа в РФ: Сборник статей. / Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. – М.: ИНИОН РАН. 2000. – 390с.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Юристь, 2002.- 480с.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.