на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Криминалистическая характеристика ДТП

Нередко реконструкция конечного положения транспортных средств или морфологические признаки следов шин, обнаруженных на месте происшествия, не позволяют однозначно установить их принадлежность. Тогда эксперту-химику ставят вопрос, возможно ли идентифицировать шины с помощью аналитических исследований.

   Следы шин состоят частично из сдвинутого щебеночного покрытия или асфальтовых компонентов, частично из отделившихся в результате истирания шин частиц резины, а также из дорожной грязи, собранной вследствие непрерывного проскальзывания протектора по поверхности дороги. Таким образом, в обеих существенных составных частях следа шины - органической и еще более отчетливее в неорганической - мы имеем дело с веществом пробы, образованным чисто случайно, поскольку его основными компонентами являются асфальт и дорожная грязь. В противоположность этому признаки материала шин различных модификаций и различных изготовителей обладают невысокой дифференцируемой способностью, и выявить ее на общем фоне загрязнений теоретически невозможно.

   В заключении можно констатировать, что при помощи химического анализа органических и неорганических компонентов следа невозможно определить типовую принадлежность шин. Еще менее вероятной представляется их идентификация. Тем не менее методом пиролитической газовой хроматографии можно дифференцировать  различные типы шин при условии достаточного количества следообразующего материала.

   Осмотр транспортных средств, участвовавших ДТП, позволяет установить:

а) тип и вид транспорта;

б) отличительные признаки транспорта;

в) принадлежность транспорта;

г) внешнее состояние транспорта;

д) признаки участия транспорта в ДТП;

е) состояние элементов управления;

ж) техническое состояние транспорта;

з) индивидуальные признаки водителя;

и) иные данные.

   Исследование частиц лакокрасочного покрытия  и осколков стекла.

Относительно большая энергия, с которой транспортные средства сталкиваются друг с другом или с живым организмами, является причиной деформации поверхности транспортных средств, которая влечет за собой растрескивание, отслаивание и отделение фрагментов стекла и лакокрасочного покрытия. Отколовшиеся частички могут быть обнаружены на месте ДТП. Специфическое сочетание органических и неорганических компонентов и структура этих материалов, а у лакокрасочного покрытия к тому же индивидуальное сочетание слоев делает следы в виде частиц краски и стекла по отдельности или в совокупности важными идентификационными объектами. Как показали исследования, существует возможность по положению этих частиц и установленной скорости транспортного средства определить место столкновения.

    С точки зрения естественнонаучной криминалистики лакокрасочные покрытия

характеризуются:

1. Набором слоев и неповторимым сочетанием их окраски;

2. Составом неорганических компонентов слоев;

3. Составом органических компонентов слоев.

    Эти свойства позволяют отличить один образец покрытия от другого и поэтому должны тщательно исследоваться. Набор слоев и их окраска изучаются по небольшим частицам с помощью стереомикроскопа. Сравнительный материал необходимо исследовать при максимально тех же условиях освещения, что и

изъятую пробу, так как субъективное цветовое восприятие объекта во многом зависит от его освещения.

    Информацию о составе органических компонентов лакокрасочного покрытия можно получить путем их исследования методом пиролитической газовой хроматографии с последующей идентификацией продуктов пиролиза методом масс-спектрометрии.

    Следует отметить, что при практически одинаковом цветовом ощущении окраски декоративного слоя состав его неорганических компонентов может значительно варьировать.

    Исследование осколков стекла.

В рамках события ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей транспортного средства. При этом чаще всего разбивается лобовое стекло и, как правило, рассеиватели фар. Для целей идентификации используются следующие признаки:

1. Выштампованные обозначения (маркировка);

2. Коэффициент преломления;

3. Состав неорганических элементов.

    К выштампованным обозначениям относятся национальные и международные знаки технического контроля, рельефные фирменные знаки или кодовые имена предприятий-изготовителей. Эти морфологические характеристики, дополненные оптическими элементами на поверхности стекла, в большинстве случаев позволяют установить тип транспортного средства.

    Коэффициент преломления характеризует такое физическое свойство среды, как прозрачность. Для исследования осколков стекла на предмет установления коэффициента преломления можно рекомендовать метод Бекке.

    Из различных видов автомобильного стекла приходиться иметь дело почти исключительно с натриевым силикатным стеклом. Несмотря на относительную однородность химического состава и массовость производства, в содержании неорганических микроэлементов исследуемых объектов имеются существенные аналитическо-химические различия, обусловленные составом использованного сырья и различными обесцвечивающими добавками.

    Фиксация и интерпретация дефектов транспортного средства.

При осмотре места происшествия большое значение имеет фотографическая фиксация участвовавших в нем транспортных средств, а по возможности и положения, в котором они найдены, так как ликвидация последствий аварии может привести к существенному изменению первоначальных дефектов или к появлению новых.

    По дефектам, возникшим на транспортном средстве в момент первичного

 столкновения, практически невозможно сделать вывод в отношении скорости его движения непосредственно перед аварией, поскольку степень выраженности повреждений зависит не только от указанного обстоятельства, но и от формы прочности частей кузова, входящих в соприкосновение с другим объектом, а так же от скорости, направления передвижения и массы тела этого объекта. Если имеет место столкновение между автомобилем и пешеходом, то все же попытка определить в числовых величинах скорость движения автомобиля перед столкновением по обстоятельствам возникновения и расположению повреждений на его передней части может дать положительные результаты. При этом имеют значение, с одной стороны, форма передней части транспортного средства и, с другой стороны, рост и вес потерпевшего.

    Если необходимо проверить вероятность участия автомобиля в столкновении нескольких транспортных средств, то в большинстве случаев целесообразно установить, совпадают ли имеющиеся на них деформации между собой.

    Необходимо различать старые и новые повреждения. Особое значение придается выявлению неисправностей, которые могли послужить причиной аварии или возникших повреждений.

    Осмотр трупа на месте ДТП позволяет установить:

1. Механизм происшествия;

2. Расположение и позу трупа;

3. Расположение трупа по отношению к другим элементам ДТП;

4. Наличие, характер, расположение и взаиморасположение повреждений на теле

и одежде трупа;

5. Наличие дополнительных следов, указывающих на ДТП;

6. Содержание карманов трупа;

7. Иные данные.

   Оценка телесных повреждений, полученных участниками ДТП.

В следственной практике встречаются две ситуации, при которых возникает необходимость отличить лицо, управляющее транспортным средством, от пассажиров.

    Первая: все находившиеся в салоне лица погибли, а по положению трупов невозможно определить, кто сидел за рулем в момент столкновения.

    Вторая: ни один из оставшихся в живых участников ДТП не желает признать себя водителем. При этом пострадавшие иногда ссылаются на амнезию или на ретроградную амнезию.

    При такой постановке вопроса задача судебно-медицинского эксперта заключается в том, чтобы путем внешнего осмотра или вскрытия обнаружить ранения, полученные лицами, находившимися в автомобиле. Затем надлежит соотнести обнаруженные ранения с конструктивными особенностями салона и таким образом однозначно установить, кто управлял транспортным средством и кто был пассажиром. В связи с этим большую доказательную силу приобретают отпечатки ремня безопасности: в области <плечо-грудь> они идут у водителя слева сверху вправо вниз, а у пассажира наоборот. Относительно типичными для водителя ранениями могут быть повреждения рук: перелом большого пальца, запястья и указательного пальца, а так же повреждения связок и переломы в области костей плюсны и пяточной кости вследствие контакта с педалями. У пассажиров относительно чаще наблюдаются резаные раны лица, шеи и рук вследствие удара о лобовое стекло. Ранения органов брюшной полости у пассажира часто более глубокие, чем у водителя.

    Вторая возможность различения водителя и пассажира связана с оценкой отпечатков подошв обуви лиц, находившихся в салоне автомобиля. При столкновении транспортных средств на подошвы ног или обуви, воздействует большая энергия удара, вследствие чего на них могут остаться отпечатки деталей салона, в частности поверхностей педалей - у водителя, рисунка коврика - у водителя.

    В отдельных случаях различить водителя и пассажира можно по частицам некоторых веществ и материалов. Часто удается обнаружить взаимный перенос частиц ткани, из которой сшиты чехлы, или обивки одного из сидений. На верхних частях сидений - подголовниках могут быть обнаружены волосы тех, кто на них опирался.

    Наезд транспортного  средства на человека влечет за собой прежде всего повреждение одежды и часто - поверхности тела. При этом на участках контакта могут быть обнаружены частицы веществ и материалов с признаками индивидуального характера. Кроме того существует вероятность обнаружения отпечатков, отображающих форму ударившей тело части автомашины.

    Наезд транспортного средства, например, на пешехода может привести к возникновению в местах контакта механических деформирующих напряжений.

 Допрос свидетелей и потерпевших

Важным следственным действием при расследовании уголовных дел о преступном нарушении правил движения является допрос. Допросу подвергаются водители транспортных средств, потерпевшие, свидетели.

    Допрос потерпевших желательно проводить безотлагательно, так как отдельные мелкие детали ДТП могут исчезнуть из их памяти. В некоторых случаях на потерпевших оказывают воздействие заинтересованные лица. В практике известны случаи, когда потерпевший умышленно искажает некоторые данные ДТП. Если потерпевшего с места происшествия отправили в медицинское учреждение, то допрос может производиться лишь с разрешения лечащего врача.

    Допросу потерпевшего должны предшествовать действия следователя, направленные на выяснение психофизиологического состояния потерпевшего.

В процессе допроса потерпевшего необходимо выяснить последовательность действий потерпевшего и других участников происшествия. При этом необходимо выяснить:

1)           каково было поведение водителя транспорта

2)           как была оборудована машина

3)           предназначена ли она для перевозки людей

4)           в каком месте находился потерпевший в момент ДТП

5)           видел ли он приближающийся транспорт и как реагировал при этом

6)           на каком расстоянии переходил дорогу от приближающегося транспорта

7)           с какой стороны пострадавший обходил автобус, троллейбус, трамвай и обращал ли на движущийся транспорт

8)           при каким сигнале регулировщика или светофора переходил дорогу

9)           слышал ли сигналы, подаваемые водителем и как реагировал на них состояние зрения, слуха

10)         употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки.

  При допросе свидетелей, являющихся должностными лицами транспортных предприятий, необходимо выяснить вопросы о техническом состоянии транспортного средства. При допросе свидетелей, являющихся работниками медицинских учреждений, необходимо выяснить не сообщил ли потерпевший каких-либо данных, относящихся к происшествию.

    Особое внимание необходимо обратить на допрос свидетелей, имеющих профессиональные навыки в вождении автомобиля. Такие свидетели с большей степенью вероятности могут правильно определить тип и вид транспорта, участвовавшего в ДТП, скорость движения этой единицы, а также более точно воспроизвести указания сигнала светофора в момент ДТП.

    Допрос подозреваемого.

При допросе водителя следователь должен выяснить его мнение по поводу исправности транспортного средства, о причинах неисправности, когда она была обнаружена и какие меры были приняты им для устранения этой неисправности.

Важным обстоятельствами, подлежащими выяснению, являются вопросы :

1)           скорость движения, обзорность, размещение транспорта на проезжей части,

2)           какие меры принимались водителем для предотвращения происшествия,

3)           когда, в какой момент и на каком расстоянии водитель обнаружил препятствие,

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.