на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Муниципальный менеджмент

Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:

¨          Приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок;

¨          Повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения;

¨          Формирование нового механизма обосновании и реализации социальной политики.

Основные сферы деятельности местных органов власти при проведении местной социальной политики:

¨          Определение и оценка реального качества жизни всех социальных групп и слоев населения;

¨          Прогноз возможных изменений положения социальных групп и слоев под воздействием экономических и социально-психологических факторов;

¨          Разработка основных принципов, целей и задач формирования и реализации социальной политики;

¨          Выявление общих и специфических проблем каждой из социальных групп;

¨          Изыскание источников финансирования мероприятий;

¨          Разработка проектов, программ и других мероприятий по решению социальных проблем;

¨          Исследование отношения населения к предлагаемым проектам и программам;

¨          Корректировка проектов и программ с учетом общественного мнения;

¨          Реализация проектов и программ, включая контроль за реализацией.

Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:

¨          политика повышения уровня жизни населения;

¨          политика обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;

¨          политика формирования здорового образа жизни населения.

Повышение уровня жизни населения подразумевает прежде всего учет системы следующих показателей:

¨  Денежные доходы населения и прожиточный минимум;

¨  Цены и тарифы;

¨  Покупательная способность денежных доходов и расходы населения;

¨  Обеспечение населения товарами и услугами;

¨  Потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

¨  Бюджет семьи по категориям населения, личное имущество граждан;

¨  Обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами.

¨  При определении образа жизни населения учитывается:

¨  Занятость населения, безработица, забастовки;

¨  Образование и культура;

¨  Социальная безопасность, правонарушения и преступность;

¨  Обеспечение населения объектами культуры, искусства, спорта, их доступность и степень использования;

¨  Охрана окружающей среды.

¨  Здоровье и продолжительность жизни населения:

¨  Состояние здоровья и заболеваемость населения;

¨  Развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения и уровень обслуживания;

¨  Экологическая безопасность.

Социальная защита населения. Социальную защиту можно определить как систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.) - преимущества в пользовании ОФП прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах. Объектом социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения.

            Защита социально неблагополучных слоев населения не должна сводиться только к материальному содержанию. Они должны быть значительно шире и направлены на поддержание социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений, адаптироваться в новых социальных условиях.

            Важнейшим направлением в процессе формирования и реализации программ социальной защиты населения должны стать программы социальной защиты. Основными требованиями к программам на этапе их формирования являются: учет основных направлений воздействия рыночных отношений на основные сферы жизнедеятельности населения; изменение ролей субъектов социальной защиты, то есть увеличения значимости негосударственных программ; определение социальных групп и слоев, которые принимают на себя основные удары и тяготы переходной экономики, анализ соотношений между бедными и богатыми, занятыми (частично или полностью) и неработающими, нуждающимися в различных формах поддержки и вспомоществования, их учет в процессе разработки программ.; методологическое требование при приоритетов разработки программ социальная защита - учет специфики развития территории, степени остроты и настоятельности решения социальных проблем.

            Основными субъектами социальных программ являются органы территориального управления, которые с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов формируют и реализуют программы. Объектом выступает население в целом, являющееся при всей сложной внутренней структуре особой социальной общностью.

Демографическая политика. Сущность демографической политики заключается в формировании в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, что подразумевает сохранение или изменение тенденций в области динамики и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Демографическая политика состоит из комплекса мер:

            а) экономических, к которым относятся пособия;

            б) административно-правовых, к которым относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семье, условия занятости и режима труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграции;

            в) воспитательных и пропагандистских.

К числу задач муниципальных органов по разработке и реализации демографической политики относится необходимость:

¨     максимально учесть сложившуюся демографическую обстановку;

¨     предвидеть возможные демографические последствия социально-экономических решений, принимаемых на государственном и местном уровне разработать и реализовать систему мер, направленных на смягчение сложившейся демографической ситуации и предотвращение будущих нежелательных тенденций в развитии населения.

Социальная политика в сфере охраны здоровья. Социальную политику в области охраны здоровья можно определить как управление и регулирование процессов, способствующих оздоровлению населения.

Задачи органов местного самоуправления в разработке и реализации социальной политики в области охраны здоровья населения заключаются в рациональном сочетании решения проблем федерального значения и местных. Органы местного самоуправления должны обеспечить эффективное включение мероприятий по охране здоровья в общую систему социальной политики, проводимой в регионе.

Жилищная политика. Органы местного самоуправления участвуют в формировании и реализации жилищной политики по ряду направлений. Планируют новую застройку с учетом фактора реальной платежеспособности населения.. Учитывая снижение финансовых возможностей государства и большинства семей, не имеющих жилья или желающих улучшить жилищные условия, нужно ориентироваться на более скромные и экономичные жилищные стандарты, одновременно развивая строительную базу, новую технологию строительства и внедряя удобные планировки жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения. По мере роста благосостояния жителей жилищные стандарты должны улучшаться.

Управление социальным развитием. К вопросам местного значения в сфере социального развития, входящих в предмет местного самоуправления, относят:

¨          комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

¨          участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

¨          обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

¨          проведение активной политики повышения уровня жизни, социальной поддержки населения в направлении реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние;

¨          местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов, сборов, решение иных финансовых вопросов местного значения;

¨          содержание и  использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений;

¨          организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранение, обеспечение санитарного благополучия населения;

¨          содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального образования;

¨          создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Этот круг вопросов составляет основную предметную область местной социальной политики и определяет задачи субъекта управления.

Последовательность (технология) разработки местной социально-экономической политики

1.          Определяется система показателей, характеризующих качество жизни населения, образующего местное сообщество.

2.          Определяется фактическое значение показателей качества жизни местного сообщества.

3.          Определяется уровень качества жизни местного сообщества дифференциальным методом и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, местные, региональные, государственные, международные стандарты).

4.          Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества жизни местного сообщества от показателей, принятых за базу.

5.          Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни населения за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.

6.          Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет бюджетных средств (местного, федерального, регионального бюджетов).

7.          Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет внебюджетных средств.

8.          Выявляются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет привлеченных, заемных средств.

9.          Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни местного сообщества с учетом всех реальных возможностей и ограничений.

10.        Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества.

11.        Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества. Производится правовое (законодательное), информационное, техническое, кадровое, социально-экономическое обеспечение, социально-психологическая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.

12.        Проверяется готовность к реализации разработанной местной социально-экономической политики и принимается решение о ее практическом осуществлении.

Заключение

Формы управления и самоуправления во многом определяются государственными формами, политическими режимами и политическими системами. Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных государствах и конфедеративных республиках существенно отличаются от таковых в унитарных государствах.

Формирование государственности, организация систем управления и самоуправления – это естественноисторический процесс, формирующийся снизу вверх, а не наоборот. Причем самоуправление первично, складывается раньше остальных систем. Местное самоуправление – это фундамент всей системы государственности.

Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.

В настоящее время Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:

¨    Неизбежность преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения государственной власти между всеми уровнями управления;

¨    Необходимость обеспечения активного, равноправного, реального участия населения России в управлении развитием ее социально-экономической сферы;

¨    Необходимость усиления ориентации местных сообществ на самопомощь, на усиление деловой активности всего дееспособного населения соответствующей территории;

¨    Необходимость преодоления экономического кризиса в России путем использования имеющихся резервов территориальных образований.

России ещё не раз придется вернуться к проблеме соотношения центральной и местной властей и к выбору адекватных для неё форм местного самоуправления. 

Список использованной литературы

1.          Местное самоуправление: проблемы методологии и организации / Под ред. доктора экономических наук, доктора философских наук, проф. В.Я. Ельмеева, доктора экономических наук, проф. В.Н. Ивановой. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. – 352 с.

2.          Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. – М.: Высшая школа, 1986.

3.          Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация: Сборник тезисов и докладов на международной конференции 26-27 ноября 1996 г. / Под ред. д.э.н., д.ф.н., проф. В.Я. Ельмеева, д.э.н., проф. В.Н. Ивановой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 208 с.

4.          Основы местного самоуправления в городах России. – СПб, 1995.

5.          Социально-экономические проблемы местного самоуправления: Сборник тезисов докладов конференции 25 октября 1996 г. / Под ред. з.д.н. РФ, д.э.н., проф. Л.М. Чистова. – СПб.: РИО ИСЭП РАН, 1996. – 156 с.

6.          Журнал «Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости», 1999, №2.

7.          Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России / Сборник методических материалов по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – СПб.: Вести, 1995.

8.          Барашев Г.В. Местное самоуправление. – М.: МГУ, 1996.

9.          Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. – СПб, 1997.

10.        Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие местного самоуправления. – СПб.: РАН ИСЭП, 1996.

11.        Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. – М., 1993.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.