Курсовая работа: Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятости населения
Министерство
науки и образования РФ
ГОУ
ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Социальный
факультет
Кафедра
теории и методики социальной работы
Оценка
эффективности программно-целевого метода
службы
занятости населения
Курсовая
работа
Магнитогорск,
2011г.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод
служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и
экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с
методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы
представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства,
научно-технического, экономического, инвестиционного,
социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и
регионального развития Российской Федерации.
Их
важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной
значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных
направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей
финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном
уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно
использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.
Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в
осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной
стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития,
требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных,
межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой и
территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в
условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности.
В
отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко
рассматривалось только как метод планирования. Однако основное в
программно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированной
содержательной части программы с формированием и использованием организационного
и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее
является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).
Таким
образом, объектом исследования является деятельность службы занятости населения.
Предметом исследования выступает использование программно-целевого метода в
деятельности службы занятости населения.
Целью
исследования выступает изучение сущности использования программно-целевого
метода в деятельности службы занятости населения.
Для
достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-
изучить сущность программно-целевого метода;
-
определить роль целевых программ в регулировании сферы занятости населения;
-
рассмотреть целевые программы Челябинской области в сфере занятости населения;
-
провести эмпирическое исследование.
Гипотеза:
решение проблемы занятости населения будет более эффективным, если:
1)
служба
занятости населения будет строить свою деятельность в соответствии с
действующими целевыми программами;
2)
служба
занятости будет осуществлять меры по информированию населения о реализации
целевых программ.
В
качестве методов исследования будут использованы следующие: анализ научной
литературы, обобщение опыта, анкетирование, наблюдение.
В
структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение,
список литературы и приложение.
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫ
1.1
Понятие и сущность программно-целевого метода
Федеральные
целевые программы — это ориентир деятельности службы занятости населения. Они
представляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто,
что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональном
уровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем (2, с. 20).
В
базисных понятиях программно-целевого управления, получивших широкое
распространение в отечественной и мировой практике и в то же время трактуемых
неоднозначно, а то и по-разному, либо вообще лишенных четких дефиниций,
ключевыми терминами являются весьма общие категории «программа» и «цель»,
представляющие не только экономико-управленческие, но и социологические,
философские категории.
Программа
(от греч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом
общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному
выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы,
задачи, а также информации об этих действиях. Подобное определение может быть
отнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшей
проблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные и
даже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения о
сценических действиях, времени их проведения, исполнителях (4, с. 14).
Цель,
как универсальное понятие, означает мысленно представляемый, ожидаемый,
намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив
осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий,
составляющих деятельность, в единую целостную систему.
Соединение,
синтез понятий «программа» и «цель» образует в своем единстве категорию
«программно-целевая деятельность» с модификациями «программно-целевые методы»,
«программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание слов
«программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных
действий, обладающих направленностью, в совокупность четко целеориентированных
мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в
котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны,
главным ориентиром, а с другой — связующим звеном всей системы действий (17, с.
45).
Таким
образом, программно-целевая деятельность представляет систему намечаемых,
подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить
достижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образом
программно-целевая деятельность имеет формы, получившие название
«программно-целевое планирование», «программно-целевое управление»,
«социально-экономическое программирование». Все формы, виды деятельности,
охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на
программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую
программно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такая методология
наиболее характерна для процессов выработки и реализации управленческих
решений, связанных с задачами проблемного характера, возникающими в разных
областях жизни, экономики, производства, обмена, потребления.
В
широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и
сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных
на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Естественно, что в подобном кратком определении, отражающем главные черты
программно-целевого метода, не воплощается все многообразие характеризующих его
признаков. К тому же при непосредственном применении программно-целевого метода
к конкретным проблемам, объектам, процессам проявляются его специфические
особенности, обусловленные природой предметов и объектов и характером проблем,
на решение которых ориентированы программные мероприятия (22, с. 40).
Чтобы
получить полное представление о программно-целевом методе решения
социально-экономических проблем разного уровня и масштаба, более обстоятельно рассмотрим
основные его черты и признаки. Программно-целевой метод чаще всего используется
при наличии проблемных ситуаций, не находящих своего решения, и инерционного
режима функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря,
программно-целевой способ должен быть использован, если проблема не устраняется
в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, имеет тенденцию
к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры,
сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсы в интересах решения проблемы в
течение определенного срока. Как следует из этих положений, программно-целевой
метод относится к категории проблемно ориентированных, тесно связанных с
решением насущных, масштабных, долговременных проблем.
Программно-целевой
метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение
которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой.
Система целей программы должна быть определена на основании, с одной стороны,
характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с
учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного
потенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке с
намеченными сроками выхода на заданный целевой уровень (25, с. 73).
Целеполагание
и целеобоснование как органичная составная часть и определяющий признак
программно-целевого метода призваны ориентировать программные мероприятия на
цели, лежащие в основе программы. Кроме того, генеральная цель и вся
совокупность целей программы действий по решению проблемы призваны быть
связующим звеном, объединяющим эти действия в целереализуемую систему.
Методология программно-целевого планирования и управления предусматривает
обоснование целей с точки зрения их достижимости во времени и согласованности с
ресурсными возможностями.
Применение
программно-целевого метода исходит из необходимости придания как можно более
высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке
программных целей. В то же время программно-целевой метод допускает постановку
целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но
достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать
требуемую направленность программных действий (30, с. 179).
Программно-целевой
метод характерен еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в
виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому методу свойственно
рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую,
иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы,
достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой
во всех ее аспектах, с учетом разных сторон.
Сердцевину
программно-целевого метода представляет переход от совокупности системно
организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий,
мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению
или снятию проблемы (29, с. 120).
В
построении программы целереализующих действий посредством выполнения набора
процедур, формирующих их состав и позволяющих убедиться, что намеченные
действия приводят к достижению поставленных целей, и состоит суть программно-целевого
метода. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки
программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение
установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.
Подобная
согласованность достигается благодаря тому, что программно-целевой метод
опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой
формулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства,
необходимые для практической реализации путей». Вкратце главная формула
применения программно-целевого метода звучит как «цели — пути — средства» и
отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели
надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных,
в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами.
Из
теоретических исследований и многолетнего отечественного и зарубежного опыта
следует, что программы служат наиболее удачной формой реализации
программно-целевого подхода в управлении объектами и процессами
социально-экономической природы, самым универсальным инструментом
программно-целевого управления и планирования.
Понятие
«целевая программа», ранее использовавшееся под названием «целевая комплексная
программа», является основной, исходной категорией программно-целевого
планирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания в
научной, учебной литературе по вопросам программно-целевого планирования и
управления и в официальных нормативных правовых документах, регулирующих
процессы разработки и реализации целевых программ.
В
самом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных к
планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в
пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий
(действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть
обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.
В этом несколько пространном определении подчеркиваются следующие признаки,
свойства целевых программ:
-
программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса
взаимосвязанных, согласованных программных действий;
-
целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение
цели в виде решения единой, общей проблемы;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|