Курсовая работа: Органы исполнительной власти Российской Федерации
1. Понятие и система органов
исполнительной власти
1.
Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным
принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и
независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация
практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе
управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных
(общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем
реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного,
преимущественно административного права.
Содержание
исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по
непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни
государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться
только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов,
исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по
собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и
требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного
волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное
принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только
исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
издание
правовых актов управления использование распорядительных и контрольных
полномочий,
заключение
административных договоров,
проведение
организационных мероприятий.
В
институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру,
которая включает:
органы
исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения
субординации, координации, контроля и т.д.);
корпус
государственных служащих;
юридическую
структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему
компетенцию органов и должностных лиц.
Иерархическая
структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия
которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной
административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие
иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных
полномочий:
право
решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с
целью позитивного или негативного решения проблемы;
право
командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
право
назначать;
право
осуществлять легитимное принуждение;
право
замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей и инстанции, когда ее
деятельность осуществляется неправильно;
право
отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или
нецелесообразности;
право
расходовать вверенные ресурсы;
право
контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
право
разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.
Государственно-властные
полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной
процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная
процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной
деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и
разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок
издания правовых актов управления, прядок оформления пенсий, рассмотрения
обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в
оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в
государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К
основным функциям этой ветви государственной власти относятся:
осуществление
управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение
законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни
общества;
административное
нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
административное
правоприменение, осуществляется в двух формах:
оперативно-исполнительная
деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном
регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
юрисдикционная
деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на
разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни
было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
административный
контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях
обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении
(инспектирование и проведение расследований);
осуществление
разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация,
сертификация);
непосредственное
обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская
функция);
информационное
обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая
деятельность.
Функции
исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их
соответствующие полномочия.
2.Понятие
и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид
государственного органа, который наделен правом от имени государства
осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним
компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления
1. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных
элемента:
объективный,
характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой
определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация,
учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного
управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем
использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он
являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою
организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа
исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в
правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти.
и
субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа
исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной
службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями
обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального
функционирования.
Исполнительная
власть не может существовать иначе, как посредством своих органов. Способ
образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы
деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в
соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган создается
для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой
деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности
характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других
органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:
официально
представленные государства и выражение его воли при решении повседневных задач
и текущих вопросов в сфере публичного управления;
осуществление
исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом
функций и административных полномочий;
возможность,
в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению
административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление
в пределах установленного предмета ведения;
наличие
оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться
материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для
осуществления его компетенции;
органы
исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами
исполнительной власти и подотчетны им;
контролируются
вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых
актов и совершаемых действий;
состоят
из государственных служащих осуществляющих повседневное и непосредственное
управление другим людьми;
обладают
возможностью применять меры административного принуждения.
Орган
исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внешней
формы включает следующие основные элементы:
официальное
наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
компетенция,
определяющая меру и способ ее участия в государственном управлении, и
территориальный масштаб деятельности; в) функции, цели и задачи деятельности;
формы
и методы деятельности;
положение
в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с
другими органами;
порядок
образования, реорганизации и управления.
Внутренняя
форма показывает:
устройство
органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную,
линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их
взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
К
элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и
дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.
С
точки зрения своей формы орган исполнительной власти может быть представлен
отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в
определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким
образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который
представлен одним должностных лиц, официально осуществляющих
исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке
определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми
для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Органы
исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и
сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. В учебной литературе
их принято классифицировать:
по
основаниям образования:
образуемые
на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов федерации
(президентуры - президенты и их администрация, правительства и т.д.);
создаваемые
на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства,
государственные комитеты, управления и т.д.);
по
уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и
территориальным масштабам деятельности:
федеральные
(Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);
региональные
(представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными
округами и т.д.);
органы
исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства,
губернаторы и т.д.);
по
порядку образования:
избираемые
(президенты, главы администраций субъектов федерации);
образуемые
в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав
администраций субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и
т.д.);
по
объему и характеру компетенции:
органы
общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все
вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик,
губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.);
органы
отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства,
комитеты);
органы
межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное)
управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и
сертификации и т.д.);
специальной
компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
органы
внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы
деятельности в рамках отрасли;
по
организационно-правовой форме:
правительства;
советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные
комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления,
инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и
т.д.;
по
порядку принятия решений:
единоначальные
органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично
(министерства, службы управления, отделы);
коллегиальные
органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально
(Правительства РФ, правительства субъектов федерации, государственные комитеты
и т.д.);
по
функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:
основные,
которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают
его от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства
и т.д.) и;
вспомогательные
органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило,
юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Они
действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть
двух видов: консультативные и координационные.
Консультативные
занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовит по ним предложения
юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на
постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и
экспертов, представителей общественности.
Координационные
органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для
подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим
межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех
представленных в них органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|