Федеральные органы
исполнительной власти находятся в ведении Правительства Российской Федерации,
за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента
Российской Федерации либо подведомственности Президенту Российской Федерации в
соответствии с федеральными законодательными актами. В пределах своей
компетенции Правительство Российской Федерации утверждает Положения о
федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и
деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных
органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти.
Конституция 1993 г.
изменила характер взаимоотношений органов законодательной и исполнительной
власти, а также характер ответственности Правительства перед парламентом. Она
вывела Правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за
Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство
представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет об исполнении
федерального бюджета за прошедший финансовый год. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации Правительство дает заключения по законопроектам, требующим
финансирования из федерального бюджета, в том числе о введении или отмене
налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об
изменении финансовых обязательств государства и другим.
Правительство как
исполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы.
При этом в законах зачастую не только определяется компетенция Правительства в
соответствующей сфере, но и даются ему определенные поручения. Деятельность
федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального
Собрания практики реализации конкретных законов.
В соответствии с
Конституцией с Государственной Думой должно быть согласовано назначение
Председателя Правительства. Государственная Дума вправе вынести вотум недоверия
Правительству.
Как субъект
законодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку значительной
части законопроектов, назначает официальных представителей в Государственной
Думе, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработке
законопроектов.
В целях обеспечения
взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания Правительством
принято специальное Постановление от 16 декабря 1994 г. N 1392, которым
образовано Представительство Правительства в Федеральном Собрании в составе
статс-секретарей - заместителей министров Российской Федерации и других лиц,
назначаемых Правительством, и утверждено Положение об этом Представительстве[14].
Члены Правительства
вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания и быть
выслушанными, как и официальные представители Правительства, при рассмотрении
соответствующих законопроектов.
Конституция Российской
Федерации предоставляет право Правительству Российской Федерации обращаться в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции
Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов федеральных органов
государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных
актов субъектов Российской Федерации, некоторых других правовых актов,
определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции Российской
Федерации, а также в связи с разрешением споров о компетенции (статья 125
Конституции Российской Федерации).
Конституция 1993 г.
конкретно определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав
Правительства Российской Федерации. Это Председатель Правительства, заместители
Председателя и федеральные министры. Следует отметить, что в силу Конституции
РСФСР 1978 г. и Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. "О
Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", помимо
руководителей федеральных органов исполнительной власти, в состав Правительства
РСФСР входили по должности председатели Советов Министров республик в составе
России. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации"
предусматривает также вхождение в состав Совета Министров руководителя аппарата
Совета Министров (см. ст. 7 Закона)[15].
Если в соответствии с
прежней Конституцией на назначение министров иностранных дел, обороны,
безопасности, внутренних дел Президенту требовалось согласие Верховного Совета
(см. ст. 109 (п. 3 ч. 1), 121-5 (п. 5) Конституции Российской Федерации 1978 г.
в редакции Закона от 9 декабря 1992 г. - ВВС РФ, 1993, N 2, ст. 55), то по действующей
Конституции весь состав Правительства утверждается Президентом Российской
Федерации, при этом согласие Государственной Думы дается только на назначение
Председателя Правительства.
Действующая структура
федеральных органов исполнительной власти включает Правительство Российской
Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, которые
подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти.
1. Подробнее
система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента от 12 мая 2008г. №
724 « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных
министерств, федеральных служб России, российских агентств.
Таким образом, Правительство
Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечивает
осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории
Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской
Федерации в системе исполнительной власти.
структура
функция полномочие правительство
Глава 2. Функции Правительства РФ и
порядок их реализации
2.1
Функции Правительства Российской Федерации в экономической и
социально-культурной сфере
Государственная
функция, осуществляемая исполнительной властью, — это
организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов,
принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, иных
нормативных правовых актов.[16]
Иначе
говоря, под функциями Правительства Российской Федерации понимают его основные
направления деятельности. Согласно Конституции РФ функциями Правительства
Российской Федерации являются[17]:
1) разрабатывает и
представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального
бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей
деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
2)
обеспечение проведения в Российской федерации единой финансовой, кредитной и
денежной политики;
3)
обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в
области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;
4)
осуществление управления федеральной собственностью;
5)
осуществление мер по обеспечению страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики Российской Федерации;
6)
осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7)
осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ,
федеральными законами, указами Президента РФ.
Данные
функции можно разделить по сферам жизнедеятельности общества и государства.
Функции, обозначенные п. 1) и 2), являются экономическими функциями
Правительства. Рассмотрим их подробнее.
Итак,
первая функция - разработка и представление Государственной Думе федерального
бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета
об исполнении федерального бюджета; представление Государственной Думе
ежегодного отчета о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам,
поставленным Государственной Думой.
Правительство
РФ играет ключевую роль в бюджетном процессе. Конституция наделяет
Правительство полномочием по разработке федерального бюджета, которое
конкретизировано в специальном федеральном законе - БК РФ[18].
Более подробную конкретизацию данный процесс получает в Постановлении
Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке
составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый
период"
(с изменениями от 31 марта, 25 июня, 28 сентября 2009 г.[19])
БК РФ
предусматривает, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива
Правительства (п. 1 ст. 171). БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г. в качестве
оснований для составления бюджета, называет Бюджетное послание Президента,
прогноз социально-экономического развития соответствующей территории, основные
направлениях бюджетной и налоговой политики (п. 2 ст. 172). Каждое из
перечисленных оснований, из которых исходит Правительство при составлении
бюджета, раскрывается в конкретных статьях БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г.
(ст. 170, 173).
Статья
184 БК РФ в ред. От 28 ноября 2009 г. предусматривает, что составление проекта
федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала
очередного финансового года, оно осуществляется в соответствии с бюджетной
политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента. В редакции БК РФ,
созданной ФЗ от 28 ноября 2009 г. г, названная статья не устанавливает точного
срока, предусматривая, что порядок и сроки составления проекта федерального
бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ
устанавливаются Правительством с соблюдением требований, установленных данным
Кодексом.
БК РФ
предусматривает, что непосредственное составление проекта федерального бюджета
осуществляется Министерством финансов РФ (п. 2 ст. 171).
Под
представлением федерального бюджета необходимо понимать внесение Правительством
в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете. В
соответствии с БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г.. Правительство вносит на
рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26
августа текущего года. В части срока внесения законопроекта редакция БК РФ не
претерпела изменений. Одновременно с законопроектом Правительство представляет
в Государственную Думу ряд документов и материалов прогностического и
аналитического характера[20].
Исполнение
федерального бюджета обеспечивается Правительством: процесс исполнения
организует Федеральное казначейство, которое находится в ведении Министерства
финансов.
Правительство
обязано представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального
бюджета. В п. 2 ст. 264.7 БК РФ в ред. от 28 ноября 2009 г. определено, что
отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять
месяцев текущего финансового года утверждается Правительством и направляется в
Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ. Годовой отчет об
исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и
утверждению федеральным законом
Вторая
функция - обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной
политики. Примечательно, что понятие "финансовая политика" отделено
от понятий "кредитная политика" и "денежная политика", хотя
кредиты и деньги относятся к финансам. Это дает возможность рассматривать
финансовую политику как включающую в себя налоговую политику, а также политику
в области бухгалтерского учета и аудита. Из такого же понимания исходит и
Конституционный Суд, который в своих решениях неоднократно обращался к анализу
понятия "единая финансовая политика".
Например,
в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-О указано, что принцип единой
финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены
в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее ст. 114 (п. "б" ч.
1), согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики. Эти положения развивают одну из основ
конституционного строя РФ - принцип единства экономического пространства (ст.
8, ч. 1), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается
установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а
ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с
федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74)[21].
В
Постановлении от 1 апреля 2003 года N 4-П[22]
отмечается, что из ст. 71 (п. "ж", "р") Конституции РФ во
взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1)
следует, что в РФ официальный бухгалтерский учет служит инструментом
финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе
налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на
информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на
принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и
риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого
рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного
строя РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|