Этими
нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к
инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить,
что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле
жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.
В
Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление
государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в
получении социальных услуг; преемственность всех видов социального
обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности
граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех
уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и
др. (ст. 3 Закона).
Социальные
услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4
Закона).
Социальное
обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в
подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами
социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм
собственности (ст. 5 Закона). [20, с. 144]
Социальные
услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно
когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания.
В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая
деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой
договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30
календарных дней.
Законом
предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
-
социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
-
полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного)
пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
стационарное
социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных
учреждениях социального обслуживания;
-
срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не
терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью,
ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)
-
социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная
помощь. [20, с. 150]
Все
социальные услуги, входящие в федеральный перечень
гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а
также на условиях частичной или полной оплаты.
В
Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
система социального обслуживания поделена на два основных сектора —
государственный и негосударственный.
Государственный
сектор
образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
Негосударственный
сектор
социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана
на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а
также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального
обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются
общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации,
благотворительные и религиозные организации.
Существенные
вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет
полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской
Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и
обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании
комплексного обследования человека устанавливает характер и степень
заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим
труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные
программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает
решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций
независимо от формы собственности.
Социальному
работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные
законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.
Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не
допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного
пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию
жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования
этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов,
троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых
инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в
автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются
жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно
выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу
на прилегающий к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные положения Закона ‹‹0
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются
всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной
жизнедеятельности инвалидов. [18, с. 524]
На
уровне муниципалитета Республики Алтай было принято Постановление
Правительства Республики Алтай от 10 ноября 2009 г. N 254 "О
республиканской целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в
Республике Алтай на 2010-2014 годы". В целях повышения качества
социального обслуживания и обеспечения социальной интеграции в общество
инвалидов, детей-инвалидов принята программа, основными задачами которой
являются снижение показателей инвалидности в республике; создание условий для
проведения комплексной реабилитации инвалидов в целях возвращения к полноценной
жизнедеятельности; поощрение инвалидов за особые достижения в сфере культуры,
искусства и спорта; активизация деятельности общественных объединений инвалидов
путем поддержки социально значимых проектов; улучшение качества предоставления
социальных услуг инвалидам; создание условий для получения образования,
всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни;
обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной
инфраструктуры.
Оценка эффективности
программы будет оцениваться по следующим показателям: увеличение количества
реабилитационных учреждений, увеличение количества обслуженных граждан,
увеличение числа участников творческих и спортивных мероприятий.
Таким
образом, с целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный
работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус
инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т. д. Особое
значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности
государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Существенные
вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы
определяют отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с
обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих законов создают
надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в
нашей стране. Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные
законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.
Глава
2 Практика организации и содержание работы с инвалидами на муниципальном уровне
инвалид социальный работа
2.1
Организация социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне
Социальная работа с
инвалидами на муниципальном уровне города Горно-Алтайска регламентируется Положением
о Государственном учреждении Республики Алтай «Комплексный центр социального
обслуживания населения» № 146 принятым 26 августа 2004 года. Согласно Положению
учреждение создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в
трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов,
содействия в улучшении их социального и материального положения, социально-психологического
статуса, оно обслуживает семьи (отдельных граждан), несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста и
инвалидов. Учредителем центра является Министерство труда и социального
развития Республики Алтай. В своей деятельности Учреждение руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, федеральными
и республиканскими законами, нормативно – правовыми актами Российской Федерации
и Республики Алтай, а так же Трудовым кодексом российской Федерации.
ГУ РА «КЦСОН» размещается
в двух зданиях: в городе Горно-Алтайске по проспекту Коммунистическому д. 89 и
в селе Майма по улице Трудовой д.57. Здания обеспечиваются коммунально-бытовыми
услугами всех видов: отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством,
средствами связи и соответствует санитарно-гигиеническими нормам и требованиям
пожарной безопасности.
ГУ РА «КЦСОН»
предоставляет следующие услуги:
а) социально-бытовые
услуги, направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий
жизнедеятельности клиентов:
- организация приема и
размещения клиентов;
- обеспечение клиентов
жилой площадью (жилыми помещениями) для оказания реабилитационных мероприятий,
культурно-бытового обслуживания отвечающей государственным санитарно -
эпидемическим правилам и нормативам, требованиям пожарное безопасности и
профилактики травматизма;
- предоставление
клиентам в пользование необходимой мебели, постельных и других принадлежностей
в соответствии с установленными нормами;
- предоставление
клиентам возможности для соблюдения норм личной гигиены, включая пользование
душем;
- уборка жилых
помещений и территории, на которой расположено учреждение, оказывающее
реабилитационные услуги;
- обеспечение стирки,
необходимой санитарной обработки постельного белья, своевременной его замены;
- предоставление
транспорта при необходимости перевоза клиентов в учреждения для лечения,
участия в культурных мероприятиях.
б)
социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья
граждан, формирование навыков здорового образа жизни у клиентов, контроль за
соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований:
-
санитарно-просветительская работа с клиентами;
- оказание или
содействие в оказании клиентам медицинской помощи, в том числе доставка и
сопровождение клиентов в случае необходимости в стационарное медицинское
учреждение;
- наблюдение за
состоянием здоровья клиентов;
- содействие в
проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского
характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами
реабилитации инвалидов;
- организация
квалифицированного медицинского консультирования, в том числе проведение
консультаций и бесед по вопросам здорового образа жизни;
- формирование и
организация работы «группы здоровья» по медицинским и возрастным особенностям;
- проведение
лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий;
- индивидуальная работа
с клиентами, направленная на предупреждение вредных привычек и избавление от
них (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания)
- подготовка клиентов к
ответственному родительству;
- обучение основам
планирования семьи, профилактики венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и
СПИДа;
- проведение
мероприятий по профилактике травматизма.
в) социально – психологические
услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их
адаптации в среде обитания (обществе):
-
проведение воспитательно-профилактической работы с клиентами в целях
предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих
их психическое здоровье, в том числе проведение индивидуальной
воспитательно-профилактической работы;
-
психологическая коррекция поведения клиентов для преодоления или ослабления
возникающих нарушения в их общении с окружающими;
- психологические
тренинги, направленные на снятие у клиентов последствий нервно-психической
напряженности, выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся
условиям проживания;
- психологическое
консультирование клиентов, проведение групповых занятий по налаживанию и
поддержанию межличностных взаимоотношений в коллективе;
- оказание
психологической помощи клиентам в целях улучшения их психологического
самочувствия, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание,
мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
г)
социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в
поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных
интересов, организацию их культурно - досуговой и спортивной деятельности;
- организация обществ и
клубов по интересам, творческих объединений для формирования и развития
интересов клиентов;
- анимационные услуги (
экскурсии, посещение музеев, выставок, праздники, юбилеи, другие культурные
мероприятия), в том числе проведение викторин, конкурсов, выставок
художественного творчества;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|