Далее в указе говорилось, что
объектом государственной семейной политики является семья. Преобладающим типом
российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без
них, - 67 процентов семей. Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из
родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две
или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента. Все
возрастающую долю семей составляют неполные семьи -13 процентов. В подавляющем
большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с
детьми, в которых один, реже два ребенка…
Наконец в указе были предложены
меры по: обеспечению условий для преодоления негативных тенденций и
стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение
помощи малоимущим семьям; кардинальному улучшению охраны здоровья семьи.
Особое место в свете отражения
моральных норм занимают указы Президента по социальному обеспечению, восполняющие
пробелы федерального законодательства: “О неотложных мерах по улучшению
пенсионного обеспечения граждан РФ”[53],
“О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров”[54],
“Об утверждении Положения о федеральной государственной службе”[55],
“О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности
Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной
службы”[56]
и др. В данных указах речь идёт о размере пенсий, специальных ежемесячных
доплатах к пенсиям по старости, по инвалидности и за выслугу лет. Как я уже
отметил, данные указы по сути играют роль федеральных законов, имеют большой
объём, поэтому рассмотреть их подробнее в курсовой работе не представляется
возможным.
Анализируя отражение норм морали
в постановлениях Правительства, следовало бы остановиться на Постановлении
Правительства РФ “О концепции улучшения положения женщин в Российской
Федерации”[57]. В вводной части Концепции
сказано, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека.
Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной
и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно
стать главной целью государственной политики в области улучшения положения
женщин в Российской Федерации… Невостребованность в политике, дискриминация в
сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают
наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ,
происходящих в России в настоящее время… Эти положения раскрываются в
дальнейшем в I разделе Концепции.
Затем изложены статегические
цели и основные подходы к их реализации, в частности предлагается организовать
в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую
работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-экономических
преобразованиях, увеличение их числа в органах власти; добиваться участия
женщин в принятии решений на всех уровнях, формирования новых нравственных
норм (выделено мной – Д.Д.), направленных на широкое вовлечение
женщин в общественные движения, на участие женщин в составе представительных и
исполнительных органов власти всех уровней… и др.
Постановлением Првительства РФ
от 3 июня 1995 г.[58]
была утверждена Федеральная целевая программа
“Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту”. В постановлении сказано, что наркомания
и связанная с ней преступность в Российской Федерации приобретают все более
значительные масштабы и самым существенным образом сказываются на
морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на
экономику, политику и правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц,
допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования
показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн. человек,
причем к 2000 году прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи.
Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет,
расширяется детская и подростковая наркомания.
Главной
целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и
оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и
связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Выполнение Программы строится на
основе объединения усилий заинтересованных государственных органов,
общественных формирований, неправительственных организаций и граждан. При этом
данная Программа предлагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов
Российской Федерации, а также ведомственных целевых программ. Приоритетное
внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества
в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с
ней правонарушений.
Постановление Правительства РФ от
1 июля 1995 г.[59]
утверждило Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Среди основных задач таких
учереждений в постановлении указаны: создание
благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение
социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной
адаптации воспитанников; освоение
образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества
и государства; обеспечение охраны и укрепление
здоровья воспитанников; охрана прав и
интересов воспитанников.
Можно отметить, что нормы морали
находят отражение в указах Президента и постановлениях Правительства не только
путём отражения в какой-то определённой правовой норме, регулирующей
общественные отношения, но и довольно часто упоминаясь декларативно.
Заключение
Подводя итог данному исследованию, видимо,
дополнительно следует отметить основные моменты, отражённые в данной работе.
В российском праве моральные и
нравственные нормы, помимо непосредственного отражения их в специальных
правовых актах, отражены уже в самом общем содержании правовых норм российского
законодательства, которое может восприниматься, как преломление моральных и
нравственных воззрений законодателей.
Отражение норм морали в
нормативно-правовых актах является многоплановым и может рассматриваться на
различных уровнях. В данной работе рассмотрено отражение норм морали в законах
и подзаконных актах.
Рассмотрение вопроса отражения
норм морали в нормативных актах Федерального Собрания – парламента Российской
Федерации является наиболее важным. В России закон занимает ведущее место среди
других источников права. Он наделён большей юридической силой по сравнению с
другими нормативными актами. Соответственно и нормы морали, закреплённые в
законах, имеют особое значение.
Нормы морали находят своё
выражение в каждой отрасли права. В данной работе рассмотрение норм
материального права переплетается с рассмотрением норм процессуального права,
что ещё раз говорит о комплексности российского права.
Рассмотрев, отражение норм
морали в некоторых, наиболее известных нормативных актах парламента России,
можно сделать вывод, что большинство моральных норм законодательных актов
развивают и конкретизируют нормы Российской Конституции. Право возводит в закон
нормы морали и утверждает их как нормы права.
Нормы морали находя отражение в
указах Президента и постановлениях Правительства в определённой правовой норме,
регулирующей общественные отношения, довольно часто упоминаются декларативно.
Автор полагает, что
представленные в курсовой работе примеры дадут определённые возможности для
дальнейшего исследования проблемы отражения норм морали в российском праве.
Список используемых источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1.
Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //
Российская газета. 25 декабря 1993 г.
2.
Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе
Российской Федерации” // Российская газета. 6
января 1997 г.
3.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости
Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
4.
Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.
5.
Кодекс законов о труде РСФСР от 9
декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР.
1971. № 50. Ст. 1007.
6.
Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости
Верховного Совета РСФСР. 5 июля 1984 г. № 27. Ст. 909.
7.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I “О милиции” // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. № 16. Ст. 503.
8.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 “О средствах
массовой информации” // Российская газета. 8 февраля
1992 г.
9.
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I “О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации. 20 августа 1992 г. № 33. Ст. 1913.
10.
Закон Российской Федерации от 22
декабря 1992 г. № 4180-I “О трансплантации органов и (или) тканей человека” // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. 14 января 1993 г. № 2. Ст. 62.
11.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля
1993 г. № 4462-1 // Российская газета. 13 марта 1993
г.
12.
Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. 19 августа 1993 г. № 33. Ст. 1318.
13.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994
г. № 51-ФЗ // Российская газета. 8 декабря 1994 г.
14.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации,
информатизации и защите информации” // Российской
газета. 22 февраля 1995 г.
15.
Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ “О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” // Российская
газета. 12 апреля 1995 г.
16.
Федеральный закон от 3 апреля 1995
г. № 40-ФЗ “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”
// Российская газета. 12 апреля 1995 г.
17.
Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 70-Ф3 // Российская
газета. 16 мая 1995 г.
18.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ “Об общественных
объединениях” // Российская газета. 25 мая 1995 г.
19.
Федеральный закон от 17 ноября 1995
г. № 168-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О
прокуратуре Российской Федерации” ” // Российская
газета. 25 ноября 1995 г.
20.
Часть вторая
Гражданского кодекса Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ //
Российская газета. 6, 7, 8 февраля 1996 г.
21.
Семейный кодекс Российской Федерации
от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета.
27 января 1996 г.
22.
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.
23.
Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Российская
газета. 16 января 1997 г.
24. Федеральный
закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных
объединениях” // Российская газета. 1 октября 1997 г.
25.
Федеральный закон от 5 июля 1999 г.
№ 133-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе
депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации” ” // Российская
газета. 8 июля 1999 г.
26.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г.
№ 176-ФЗ “О почтовой связи” // Российская газета. 22
июля 1999 г.
27.
Постановление Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД “О Регламенте
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 февраля
1998 г. № 7. Ст. 801.
28.
Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 “Об утверждении
Положения о федеральной государственной службе” // Российская
газета. 24 декабря 1993 г.
29.
Указ Президента РФ от 31 декабря
1993 г. № 2334 “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию” // Российская газета. 10 января 1994 г.
30.
Указ Президента РФ от 23 марта 1995
г. № 310 “О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной
власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в
Российской Федерации” // Российская газета. 25 марта
1995 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|