Курсовая работа: Политические права и свободы человека в Конституции РФ
Введение
1. Понятие политических прав и свобод
человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое
закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации
политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
В
демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1
Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового
статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма
объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового
развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
В
Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью», но на данном этапе развития в России еще только продолжается формирование
истинного уважения к человеку и гражданину, а также к его правам и свободам.
Проблема прав и свобод человека и гражданина, в том числе и политических, в
нашей стране весьма актуальна. Одной из важнейших задач на данном этапе
построения демократии в нашей стране, является преодоление такого известного и
весьма сложного явления как правовой нигилизм, а также необходимость развития в
нашем обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая бы
позволила обществу четко ориентироваться в оценке политической и социальной
деятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическую
грамотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому,
что бы каждый гражданин в нашем государстве знал свои права, права других
людей, мог в них ориентироваться, и самое главное – мог ими пользоваться в полной
мере. И именно в силу этого, я считаю, крайней степени актуально изучение
вопросов, касающихся прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации. В моей работе затронута проблема узкой направленности в области прав
и свобод – проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именно
эта категория прав и свобод, на мой взгляд, в наибольшей мере показывает
реализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа».
Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются
эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому
же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан
своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше
пресловутого правового нигилизма.
С
учётом вышесказанного, я в своей работе постарался раскрыть определение
политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику
основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказал о
нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и
свобод. Объектом исследования данной работы являются права и свободы человека и
гражданина в целом, а предметом – политические права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Источниковую базу составляют различные по
юридической силе номативно-правовые акты (международные правовые акты,
Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, законы
Ставропольского края, а также определения Конституционного Суда РФ),
монографии, учебники, иные учебные пособия, комментарии к российскому законодательству,
а также научные статьи по юриспруденции и политологии, затрагивающие проблему
политических прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Главной целью
работы я считаю, изучение института прав и свобод человека и гражданина в нашей
стране, в частности политических прав и свобод, а также определение статуса
этих прав, рассмотрение механизма и проблем их реализации в нашем государстве.
Понятие
правового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительной
в рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободы
человека и гражданина». В свою очередь гл. 2 «Права и свободы человека и
гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ
конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в
ст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как демократическом
правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это прямая
обязанность государства.
Легального определения
понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в доктрине
Конституционного права под политическими правами в самом общем смысле понимают
права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том
случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Это права и
свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством,
и обеспечиваемые им. Т.е., иными словами, политические права - это обеспеченные
юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий
граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного
самоуправления.
Политические права и
свободы являются одними из самых значимых в системе прав и свобод человека, и в
Конституции РФ в порядке перечисления они расположены на втором месте вслед за
личными правами. Это можно отчасти объяснить тем, что эти права предназначены в
первую очередь для категории лиц, имеющих гражданство, т.е. для граждан. «Связь
политических прав и свобод с гражданством, однако не означает, что они
вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы
выступают как естественные права гражданина демократического государства».[1]
Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова,
свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические
права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются
государством, вне зависимости от их содержания.[2]
Политические права и
свободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная форма
и коллективная. В индивидуальном порядке каждый гражданин, например, может
реализовать свое право на равный доступ к государственной службе. Но есть и ряд
прав, которые носят коллективный характер и которые в порядке индивидуальном
реализованы быть не могут, например, право на собрания, демонстрации или на
создание политических партий.
Многие авторы, например
Баглай М.В., отмечают, что в Конституции РФ политические права носят лишь
формально закрепленный характер и при этом не раскрывается их сущность, пределы
возможных ограничений (хотя от части таковым является возрастной ценз, который
закреплен для всех прав в ст. 60 – «Гражданин РФ может самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет»).
Перечень политических
прав исчерпывающе составляют следующие права и свободы:
- Избирательные права -
право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное
право);
- Право обращений или
петиций - право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- Право на участие в
управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе -
право граждан на занятие любой государственной должности;
- Право на участие в
отправлении правосудия - предоставляет возможность гражданам быть судьями,
присяжными и арбитражными заседателями;
- Свобода ассоциаций - регулирующее
свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право
организаций исключать своих членов;
- Свобода слова - право
человека свободно выражать свои мысли;
- Свобода собраний -
право проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также
собираться в помещениях;
- Свобода печати и
информации - основой данной свободы является право человека искать и получать
информацию.
Это основные политические
права, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного)
права, и все из этих перечисленных прав и свобод закреплены в Конституции
Российской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.
2. Система и
конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
Как водится, под политическими правами подразумевается
перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. В первую очередь, право
на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих
интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст. 30);
право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства
как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); право
избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право равного
доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении
правосудия (ч. 5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления (ст. 33)[3]. Часть авторов, в
частности М.В. Баглай[4] и Е.А. Лукашева[5],
предлагают относить к политическим правам и свободам свободу убеждений, мнений,
высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова, право
каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции), так как данные права
выражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам.
Данный подход может быть обоснован с точки зрения норм международного права и в
частности практики Европейского суда по правам человека, который акцентирует
внимание на том, что свобода мысли и мнения, равно как и свобода их выражения
имели бы узкую область применения, если бы не было гарантий, обеспечивающих
возможность высказать и поделиться своими идеями и убеждениями с другими
членами общества. Кстати, в России право человека и гражданина на информацию
было закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22
ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и права
на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). И поэтому вполне логично,
что это право перекочевало и в Конституцию РФ 1993 года. И как отмечает В.Н.
Лопатин, «из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к
собственно информационным».[6]
Что касается вопроса о системе политических прав и свобод человека и
гражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют
права, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельности
государства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе,
прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, право
петиций.
Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющих
систему политических, стоит отнести правомочия, представляющие собой
неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека
в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода
союзов; свобода собраний
Говоря
о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно к
Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных
договоров в Российской Федерации, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции
РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения
международно-правовых актов по правам человека (в том числе и политическим)
применяются в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечивается
нормами национального права. Основные права и свободы, закрепленные в
международно-правовых актах, должны рассматриваться в роли своеобразного
критерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.[7]
Основные политические права и свободы человека, имеющие общепризнанный характер
и подлежащие обязательному применению зафиксированы в Международном Билле о
правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека (принятой
10.12.1948), Международного пакта о гражданских и политических
правах (принятого 16.12.1966). Политические права и свободы в Международном
Билле о правах закреплены в ст. 20 Всеобщей декларации прав
человека, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 4
ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 21 Всеобщей декларации прав
человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В
Конституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенные
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
По
территории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуют
на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо
субъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические
права и свободы делятся по юридической силе:
-
Конституция РФ (статьи 30-33).
-
Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ
«О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека
в РФ» от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборах
Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «О
собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственной
гражданской службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и Постановления
Правительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о
Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей,
подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от
02 июля 2003 г..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|