Должностные
лица обязаны пресекать излишества в еде и одежде, строго следить за тем, “чтобы
никакое украшение не могло доставить кому бы то ни было преимуществ или особого
внимания. Всякое тщеславие будет подавляемо старшинами и отцами семейств”.
Законы
определяют, кто в каком возрасте чем должен заниматься (ремесло, земледелие),
когда какую одежду носить, когда вступать в брак. Предписано даже, в каких
науках допускается свобода проницательности ума, в каких вольнодумство
запрещается.
Считая
свою теорию единственно научной, отражающей истинный дух законов природы,
Морелли полагал необходимым принять особые меры для того, чтобы человечество в
будущем не отклонилось от этих законов. Истина одна, заблуждений много,
рассуждал Морелли. При этом истина – мерило чрезвычайно тонкое и точное. При
малейшем отступлении от нее стремительно нарастает лавина ошибок и человечество
скоро оказывается в безвыходном лабиринте заблуждений и порожденных ими
несчастий. Поэтому “Кодекс природы” содержит особые “законы о научных занятиях,
долженствующие помешать блужданиям человеческого ума и всяким трансцендентным
мечтаниям”.
В
обществе будут запрещены умозрения в области “морали и метафизики” (к ним
относятся общие понятия о божестве, человеке, разуме). Будут разрешены
исследование тайн природы (прикладные, полезные науки) и усовершенствование
полезных для общества искусств. Однако число лиц, посвятивших себя наукам и
искусствам, будет ограничено, причем они не освобождаются от обязательного для
всех (от 20 до 25 лет) труда в земледелии.
Строгая
цензура и государственный надзор за науками и искусствами, тотальная
регламентация жизни, деятельности, помыслов, вкусов, одежды, семейного
положения каждого члена общества оправдывались тем, что интересы общества стоят
выше интересов личности:
“Целое
стоит больше, чем часть, даже наилучшая; все человечество стоит больше, чем
наилучший из людей, и нация заслуживает предпочтения пред самой почтенной
семьей и самым уважаемым гражданином”.
Морелли
– сторонник централизованного в масштабах страны производства и распределения,
строго регламентированного законом и управляемого государственной властью.
Основная
задача государства – охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже
породивших когда-то возникновение частной собственности и связанные с ней
бедствия. Государство организуется как орудие осуществления законов природы,
т.е. лишь как власть исполнительная и наблюдательная. Поскольку законы природы
едины для всего человечества, “будет только одна конституция, только один
правительственный механизм под разными названиями”. Этот механизм может быть
устроен по-разному. Возможна демократия отцов семейств. Соблюдение и исполнение
законов природы в большем порядке и с большей скоростью, пишет Морелли,
обеспечивается в “аристократии” (правительство мудрецов, назначенное народом).
Еще большая точность и правильность в движениях политического механизма
достигаются в “монархии”, которая, не забывает добавить Морелли, никогда не
выродится в тиранию, если в нее не проникнет собственность.
В
проекте законов будущего общества Морелли описывает оригинальную форму
организации власти, основанной на суверенитете законов природы. Нация делится
на провинции, провинции включают города, которые де-\ лятся на трибы, трибы –
на семьи. Из отцов семейств образуется сенат города, из представителей
городских сенатов – Верховный сенат Нации. Сенаты подчинены власти законов.
Особенность
государственного устройства в том, что все должности замещаются “по очереди” –
освободившуюся должность занимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на
предшествующей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится главой
трибы, глава трибы – начальником города и т.д.). Своеобразный проект демократии
без выборов связан, очевидно, с отрицательным отношением Морелли к политической
деятельности, с опасением, что выборы могут в какой-то мере поколебать
равенство членов общества.
Главы
триб, начальники городов и провинций, глава Нации осуществляют надзор за
соблюдением законов, за работами, снабжением и распределением. Вторая система
должностных лиц образуется из мастеров и старшин корпораций (производственных
объединений); они входят в советы городов, посылающих депутатов в Верховный
совет Нации, подчиненный Верховному сенату. Сенаты запрашивают мнение советов
по вопросам производства, труда, воспитания, распределения и другим и учитывают
его при принятии решений. Сочетание этих двух систем (общенациональной и производственной)
органов и должностных лиц должно обеспечить компетентность руководства
процессами производства, потребления, воспитания.
Подобно
ряду Других социалистов, Морелли предполагал сохранение в будущем обществе
уголовных законов. Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийство, а равно
попытка “посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с
целью ввести проклятую собственность”. Виновный заключается “на всю жизнь, как
буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру”.
Менее
тяжкие преступления (неповиновение должностным лицам или родителям, оскорбление
словом или действием) должны караться тюремным заключением от одного дня до
нескольких лет. В числе наказаний – лишение права занимать определенные
должности на время или навсегда. Труд как средство исправления не применяется;
напротив, легкие упущения или неаккуратность могут наказываться лишением
всякого занятия на несколько часов или дней, “дабы праздностью же наказать
праздность”.
Путь
к восстановлению попранных законов природы Морелли видел в просвещении.
Бедственное положение людей, порожденное ошибочно введенной частной
собственностью, побуждает их стремиться вернуть “золотой век”, восстановить
законы, соответствующие природе человека. Морелли обращается к царствующим
монархам с призывом способствовать прогрессу разума, исправить ошибки политики
и морали: “Чтобы успеть в этом, начните с предоставления истинным мудрецам
полной свободы нападать на заблуждения и предрассудки, поддерживающие дух
собственности. Раз это чудовище будет низвергнуто, постарайтесь, чтобы
воспитание укрепило эту счастливую реформу”.
Предвидя,
что дух собственности и частного интереса воспротивится учреждению общности
имуществ, Морелли высказывает мысль о необходимости принуждения и подавления
возможных возмущений против восстановления законов природы. “Наша гипотеза не
исключает строгой власти, укрощающей эти первые неудовольствия и принуждающей
на первых порах к обязанностям, которые упражнение сделает затем легкими, а
очевидная их полезность заставит полюбить”.
Энгельс
называл учение Морелли “прямо коммунистической теорией”. Теория Морелли оказала
значительное влияние на идеологию бабувистов (см. § 7), а также на теории
французских коммунистов 30–40-х гг. XIX в., особенно на “Путешествие в Икарию”
Э. Кабе (см. гл. 18).
Во
Франции XVIII в. возникли и развивались теории общинного безгосударственного
социализма и коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского
священника Жана Мелье (1664–1729 гг.), вошедшем в историю под названием
“Завещание”.
В
“Завещании” содержится своеобразное понимание естественного права. Одной из
центральных идей Мелье является идея прав трудящегося народа: “Противно разуму
и справедливости обременять народные массы невыносимым бременем и к тому же
отдавать их в жертву несправедливости и угнетению со стороны тех, кто причиняет
им всяческое зло... Нет справедливости в том, чтобы одни несли все тяжести
труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались одни
всеми благами и удобствами жизни”.
В
“Завещании” резко осуждаются высшие сословия феодального общества, монархия и
церковь. “Вся куча религий и политических законов представляет лишь тайные
системы несправедливости; с помощью религии, – обращался Мелье к крестьянам,
–...князья и сильные земли грабят вас, попирают, притесняют, разоряют и тиранят
вас под предлогом управления вами и поддержания общественного блага”.
В
концепции Мелье нет идеи общественного договора, положившего начало обществу и
государству. Коль скоро для общего труда необходимо объединение усилий народа и
управление им, невозможно предположить реальное существование обособленных,
отдельных индивидов, а тем самым “естественного состояния”, предшествовавшего
общественному. Что касается современного государства, то начало ему положено не
“всеобщим соглашением”, а обманом, насилием, принуждением, при помощи которых
на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дворян,
чиновников.
В
“Завещании” красочно изображена военно-бюрократическая машина абсолютной монархии,
громадная иерархия “подлых слуг тирании”, помогающих феодалам и богачам грабить
и угнетать народ.
Резкой
критике подвергся и правовой строй абсолютистской Франции.
Ряд
страниц “Завещания” посвящен критике частной собственности. Мелье относит частную
собственность к одному из заблуждений, оправдываемых христианской религией (к
ним относятся также: вопиющее неравенство состояния людей, существование
тунеядцев, неравенство между различными семьями, нерасторжимость брака,
тираническое правление царей). Частная собственность порождает жадность; отсюда
– обогащение наиболее сильных, хитрых и ловких, злых и недостойных, с одной
стороны, обнищание народных масс – с другой.
Осуждение
феодализма и частнособственнического строя в учении Мелье связано с программой
народной революции. Мелье четко определял слои, против которых должна быть
направлена революция. Обращаясь к трудящимся, он писал: “Это не кто другой, как
гордая, надменная родовая знать, которая живет среди вас, попирая и угнетая
вас; это не кто другой, как все эти чванные чиновники ваших князей и королей,
все эти гордые наместники и губернаторы городов или провинций, все эти
заносчивые сборщики податей и налогов, все эти кичливые откупщики и
канцелярские чиновники и, наконец, все эти важные прелаты и церковники,
епископы, аббаты, монахи, захватчики доходных мест и все другие богатые
господа, дамы и девицы, которые ничего другого не делают, кроме как
развлекаются и предаются всякого рода приятному времяпрепровождению, в то время
как ты, бедный народ, занят день и ночь работой, несешь на себе все тяготы
работы в знойный полдень, все бремя государства”.
Будущее
общество Мелье представлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города,
местечка должны составить общину. Они будут “сообща пользоваться одной и той же
или сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища,
одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с другой стороны, должны
все одинаково заниматься делом, т.е. трудом или каким-нибудь другим честным и
полезным занятием”.
Об
организации управления в будущем обществе Мелье писал кратко: “Все это должно
происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать
другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц,
стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния”.
Организацию
управления будущим обществом, описанную Мелье, трудно назвать государственной.
При строе общности отпадут причины войн, смут и мятежей, не станет судебных
процессов по поводу собственности, а также воровства и других корыстных
преступлений. “Все города и другие общины, граничащие друг с другом, должны
стараться заключить между собой союз и хранить нерушимый мир и единение между
собой, дабы помогать друг другу в нужде, ибо без такой взаимопомощи не может
быть общественного благосостояния”.
Сочинение
Мелье распространялось в рукописях; извлечения из него, опубликованные
Вольтером (1762 г.), содержали почти исключительно лишь философские и
антирелигиозные идеи. Поэтому “Завещание” Мелье оказало некоторое влияние лишь
на развитие атеистической, антиклерикальной идеологии предреволюционной
Франции. Полный текст “Завещания”, содержащий весь комплекс революционных и
коммунистических идей, был издан в 1864 г.
Оригинальную
концепцию разработал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан (1716–1774 гг.),
сочинение которого “Истина, или Истинная система” в рукописи читали Дидро и
другие просветители.
История
человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было “состояние
дикости”, когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были
разъединены и невежественны. Затем люди перешли в “состояние законов”, когда
возникли неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы человеческие
и божественные. “Состояние законов” бедственно для человечества. Неравенство
достигло крайних степеней. Социальный порядок поддерживается насилием
(человеческие законы, “шпага”) и обманом (божественные законы, церковь).
Полезные сословия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в
пренебрежении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия (дворяне,
духовенство, чиновники). Царят “безумие нравов”, обман и насилие.
Постепенное
раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к “состоянию
нравов, равенства, или истинного естественного закона”, в котором исчезнут
частная собственность, законы, короли, сословия. В “состоянии нравов” не будет
религий, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции,
воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов, трибуналов,
монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками, сообща
работать и пользоваться общими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь
станет простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусства,
театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные
камни и т.п. Будут сожжены все книги. Люди будут носить простые удобные одежды,
употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут
абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей и
простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в
руководстве, управлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|