на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Понятие, признаки и ответственность за недобросовестную конкуренцию в законодательстве Беларуси

1. Для антидемпинговых мер - демпинговый импорт товара в Республику Беларусь, т.е. импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной цены, причиняющий материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создающий угрозу его причинения.

2. Для компенсационных мер - субсидируемый импорт товара в Республику Беларусь, т.е. импорт на таможенную территорию Республики Беларусь товара, при производстве и (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств), причиняющий материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создающий угрозу его причинения.

3. Для специальных защитных мер - возросший импорт товара в Республику Беларусь, т.е. импорт товара, осуществляемый в таком возросшем количестве (в абсолютном и относительном выражении к общему объему производства или потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь) и на таких условиях, которые причиняют серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или создают угрозу его причинения [4].

В самом Законе "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" нет ни прямых, ни косвенных указаний на то, что перечисленные основания (или отдельные из них) применения соответствующих мер являются формами недобросовестной конкуренцией. Вместе с тем, ряд авторов придерживаются противоположного мнения.

При обращении к содержанию оснований применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер очевидно, что они отвечают ряду элементов определения термина "недобросовестная конкуренция".

1. Демпинговый импорт, субсидируемый импорт и возросший импорт представляют собой действия.

2. Данные действия осуществляются хозяйствующими субъектами в смысле Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Следует отметить, что закрепленное в указанном Законе определение термина "хозяйствующий субъект" не исключает возможности его распространения на иностранных производителей и экспортеров соответствующего товара.

3. Демпинговый импорт, субсидируемый импорт и возросший импорт влекут материальный или серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или аналогичный и непосредственно конкурирующий товар, либо создают угрозу его причинения (в зависимости от вида основания применения соответствующих мер).

Изучив содержание закрепленных в Законе "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" определений понятий "отрасль белорусской экономики, производящая аналогичный товар", "отрасль белорусской экономики, производящая аналогичный или непосредственно конкурирующий товар", "аналогичный товар", "непосредственно конкурирующий товар", можно сделать вывод о том, что в данной ситуации ущерб причиняется хозяйствующим субъектам-конкурентам или существует угроза его причинения в их отношении.

Вместе с тем, для квалификации демпингового импорта, субсидируемого импорта или возросшего импорта в качестве акта недобросовестной конкуренции вышеизложенных признаков данных действий недостаточно. В частности, демпинговый импорт, субсидируемый импорт или возросший импорт на практике не всегда могут быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Таким образом, определение правоприменителем того, являются ли основания применения антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных мер актами недобросовестной конкуренции, требует индивидуального подхода и сопоставления их содержания со всеми составляющими понятия недобросовестной конкуренции.


2. Ответственность за недобросовестную конкуренцию

В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

Гражданская и административная ответственность

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст.1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов; злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке; установление или поддержание монопольных цен и другие.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст. ст.244-250 Уголовного кодекса Республики Беларусь [3].

Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, как правило наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст.244 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке в соответствии с кодексом наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения установление или поддержание монопольных цен, сопряженные с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов (ст.245 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия над потерпевшим или его близкими либо уничтожения или повреждения их имущества при отсутствии признаков вымогательства наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

То же действие, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст.246 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.

Ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, либо организованной группой, либо лицом, ранее судимым за преступления совершившим действия связанные с недобросовестной конкуренцией, как правило, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ст.247 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст.248 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст.249 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг), - наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Те же действия в отношении продукции (товаров, работ, услуг), могущей причинить вред здоровью потребителей, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст.250 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Административный порядок рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции

Факт недобросовестной конкуренции в административном порядке может быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии с нормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции" выполняет Министерство экономики на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов - на товарных рынках областей (г. Минска)

Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 [6].

Важно отметить: заявления, подаваемые в Департамент по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управления ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета должны содержать сведения и документы, установленные данной Инструкцией и подтверждать истинность сведений, изложенных в заявлении, содержать материалы, которыми заявитель обосновывает свои требования.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции заявление, подаваемое в Департамент, должно содержать:

сведения о заявителе и о хозяйствующем субъекте, в отношении которого подано заявление (наименования с указанием организационно-правовой формы, почтовые и юридические адреса, иная информация);

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.