на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Правовое положение средств массовой информации в Российской Федерации

Курсовая работа: Правовое положение средств массовой информации в Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра

Международной журналистики

Правовое положение СМИ в Российской Федерации

Курсовая работа

студентки 2 курса

факультета МЖ

Никулиной Д.С.

Научный руководитель:

Доц. Шевцов Н.В.

Москва, 2009 г.


Содержание

Введение

Глава I. Общеправовое определение СМИ в современной России

1.1  Средство массовой информации

1.2  Журналист

1.3  Редакция средства массовой информации

Глава II. Анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России

2.1  Конституция РФ

2.2  Гражданский кодекс РФ

2.3  Уголовный Кодекс РФ

2.4  Прочие Федеральные Законы и международные соглашения

Глава III. Недостатки нормативно-правовой базы деятельности средств массовой Информации

3.1 Авторские права на интервью

3.2 Институт компенсации морального вреда и юридические лица

3.3 Вопросы правового регулирования деятельности интернет-изданий

Глава IV. Выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Существенные изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни российского общества вызывают необходимость в правовом упорядочении отношений в информационной сфере, оказывающих заметное влияние на решение государственных и общественных задач.

Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в теории государства и права, а также отраслевых юридических науках весьма актуальна, ибо в настоящее время формируются и развиваются основные институты демократии, являющиеся базой для закрепления новых для российского общества функций и форм государства. Кроме того, возникает необходимость решения сложных задач, стоящих перед организациями, исполняющими роль общественного защитника.

Особая актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы заключается в том, что государство в целом, его правоохранительная система, должностные лица, состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ.

С 1991 года в России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации.

Несмотря на это, в содержание данных нормативных актов входит регулирование лишь части отношений, возникающих в сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не позволяет констатировать высокий уровень и достаточное качество правового регулирования деятельности СМИ. Таким образом, на первый план выступает необходимость исследования данной проблемы, которая возникает в силу реальной потребности решения теоретико-прикладных задач формирования условий взаимодействия общества и государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования деятельности средств массовой информации России.

Предметом исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования деятельности средств массовой информации.

Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

·  предоставление общеправового определения понятия СМИ в современной России;

·  анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России;

·  выявление типичных недостатков нормативно-правовой базы деятельности СМИ;

·  рассмотрение основных проблем злоупотребления свободой слова и юридических методов ее разрешения;

·  выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ.


Глава I. Общеправовое определение СМИ в современной России

1.1 Средство массовой информации

СМИ (англ. mass media) - в Российской Федерации периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.[1] При этом: под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в год; под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже 1 раза в год; под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Законодательство РФ о СМИ включает в себя Закон РФ «О средствах массовой информации» и издаваемые в соответствии с ним иные законодательные акты, а также законодательства о СМИ субъектов РФ. Если для организации деятельности СМИ международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установленные Законом РФ, то применяются правила международного договора. Указанный Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории РФ[2]. Юридические лица, граждане других государств и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этим Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не установлено законом.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Выступать учредителем не может: гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается учредителем в Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям РФ (далее Агентство по печати); на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной Инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Агентстве по печати. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство признается недействительным.

В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:

а)  сведения об учредителе (соучредителях);

б)  название СМИ;

в)  язык (языки) издания;

г)  адрес редакции;

д)  форма периодического распространения массовой информации;

е)  предполагаемая территория распространения продукции;

ж)  примерная тематика и (или) специализация;

з)  предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;

и)  источники финансирования;

к)  сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещается.

Не требуется регистрация:

а)  СМИ, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

б)  периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;

в)  радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов;

г)  аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Агентства по печати. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность СМИ только в случаях и порядке, предусмотренном уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).


1.2 Журналист

Журналист (англ. journalist) – по законодательству РФ лицо, обладающее специальным статусом, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Специальный статус журналиста определяется совокупностью его прав и обязанностей.

Журналист имеет право:

а)  искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

б)  посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

в)  быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

г)  получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

д)  копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.