Курсовая работа: Правовое положение средств массовой информации в Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра
Международной журналистики
Правовое
положение СМИ в Российской Федерации
Курсовая работа
студентки 2 курса
факультета МЖ
Никулиной Д.С.
Научный
руководитель:
Доц. Шевцов Н.В.
Москва, 2009 г.
Содержание
Введение
Глава
I. Общеправовое определение СМИ в современной России
1.1
Средство массовой
информации
1.2
Журналист
1.3
Редакция средства
массовой информации
Глава II. Анализ системы нормативно-правового регулирования
деятельности СМИ в России
2.1
Конституция РФ
2.2
Гражданский
кодекс РФ
2.3
Уголовный Кодекс
РФ
2.4
Прочие
Федеральные Законы и международные соглашения
Глава
III.
Недостатки нормативно-правовой базы деятельности средств массовой Информации
3.1 Авторские права на интервью
3.2 Институт компенсации морального
вреда и юридические лица
3.3 Вопросы правового регулирования
деятельности интернет-изданий
Глава
IV.
Выработка основных направлений совершенствования правового регулирования
деятельности СМИ
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Существенные
изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни российского
общества вызывают необходимость в правовом упорядочении отношений в информационной
сфере, оказывающих заметное влияние на решение государственных и общественных
задач.
Проблема
правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в теории
государства и права, а также отраслевых юридических науках весьма актуальна,
ибо в настоящее время формируются и развиваются основные институты демократии,
являющиеся базой для закрепления новых для российского общества функций и форм
государства. Кроме того, возникает необходимость решения сложных задач, стоящих
перед организациями, исполняющими роль общественного защитника.
Особая
актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы заключается в
том, что государство в целом, его правоохранительная система, должностные лица,
состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным
сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ.
С 1991 года в
России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств
массовой информации.
Несмотря на
это, в содержание данных нормативных актов входит регулирование лишь части
отношений, возникающих в сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных
правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не
позволяет констатировать высокий уровень и достаточное качество правового регулирования
деятельности СМИ. Таким образом, на первый план выступает необходимость
исследования данной проблемы, которая возникает в силу реальной потребности
решения теоретико-прикладных задач формирования условий взаимодействия общества
и государства.
Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового
регулирования деятельности средств массовой информации России.
Предметом
исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования
деятельности средств массовой информации.
Целью
настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых
основ деятельности средств массовой информации.
Достижение
данной цели предполагает решение следующих задач:
·
предоставление
общеправового определения понятия СМИ в современной России;
·
анализ системы
нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России;
·
выявление
типичных недостатков нормативно-правовой базы деятельности СМИ;
·
рассмотрение
основных проблем злоупотребления свободой слова и юридических методов ее
разрешения;
·
выработка
основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности
СМИ.
Глава
I. Общеправовое определение СМИ в современной России
1.1 Средство массовой информации
СМИ (англ.
mass media) - в Российской Федерации периодическое печатное издание, радио-,
теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического
распространения массовой информации.[1] При
этом: под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание,
имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в
год; под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-,
аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и
выходящая в свет (в эфир) не реже 1 раза в год; под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного
круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Законодательство
РФ о СМИ включает в себя Закон РФ «О средствах массовой информации»
и издаваемые в соответствии с ним иные законодательные акты, а также законодательства о СМИ субъектов РФ. Если для организации деятельности
СМИ международным
договором РФ предусмотрены иные правила, чем установленные Законом РФ, то применяются
правила международного
договора. Указанный Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых
за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на
территории РФ[2]. Юридические лица, граждане других государств и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные
этим Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не
установлено законом.
Учредителем
(соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Выступать учредителем не может: гражданин,
не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом
недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого
запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не
проживающее постоянно в РФ. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Редакция
средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации СМИ, продукция
которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории
РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается
учредителем в Федеральное
Агентство по печати и массовым коммуникациям РФ (далее Агентство по печати); на
территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона – подается учредителем
в соответствующие территориальные органы Государственной Инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Агентстве по печати. СМИ считается
зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право
приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство признается
недействительным.
В заявлении о регистрации СМИ должны быть
указаны:
а)
сведения об
учредителе (соучредителях);
б)
название СМИ;
в)
язык (языки) издания;
г)
адрес редакции;
д)
форма
периодического распространения массовой
информации;
е)
предполагаемая
территория распространения продукции;
ж)
примерная
тематика и (или) специализация;
з)
предполагаемые
периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
и)
источники
финансирования;
к)
сведения о том, в
отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником,
главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.
К заявлению прилагается документ, удостоверяющий
уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации
СМИ запрещается.
Не требуется регистрация:
а)
СМИ, учреждаемых органами
законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их
официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
б)
периодических
печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;
в)
радио- и
телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и
территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или
промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов;
г)
аудио- и
видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.
Деятельность
СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского
судопроизводства по иску регистрирующего органа или Агентства
по печати. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность
СМИ только в случаях и порядке, предусмотренном уставом редакции или договором между учредителем и редакцией
(главным редактором).
1.2 Журналист
Журналист
(англ. journalist) – по законодательству РФ лицо, обладающее специальным статусом,
занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции
зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или
иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее
уполномочию. Специальный статус журналиста определяется
совокупностью его прав и обязанностей.
Журналист
имеет право:
а)
искать,
запрашивать, получать и распространять информацию;
б)
посещать
государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их
пресс-службы;
в)
быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
г)
получать доступ к
документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения,
составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
д)
копировать,
публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения
требований ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|