Анализируя
конституционно-правовые принципы построения Российской Федерации, нельзя не оставить
без внимания, что Конституция РФ не содержит раздела о
национально-государственном устройстве. Это можно рассматривать не только как
гарантию равноправия субъектов Российской Федерации независимо от национального
состава проживающего в них населения, но и признание, что Россию населяет
многонациональный народ, объединяемый общей судьбой, а следовательно, все
государственные органы должны исходить из необходимости сохранения исторически
сложившегося государственного единства.
Особо следует
отметить, что российский федерализм в своем развитии исходит из принципа
приоритета прав человека и гражданина. Это подтверждает ст. 19 Конституции РФ,
закрепившая норму о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо, в частности, от расы, национальности или
языковой принадлежности. Гарантией равноправия граждан независимо от их
национальной принадлежности являются и положения ст. 26, которая предоставляет
право гражданам России определять и указывать свою национальную принадлежность.
Все это свидетельствует о том, что федеративное устройство, дополняя
горизонтальное разделение государственной власти делением по вертикали, тем
самым становится надежным средством ограничения государственной власти в
системе "сдержек и противовесов", что повышает степень безопасности
реализации прав и свобод человека и гражданина[29],
которые составляют основу конституционного строя любого демократического государства[30].
Однако реализация
ряда прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной
самоидентификацией. Поэтому в рамках развития конституционного федерализма
закреплено и право определять свой родной язык, государство обязуется
предоставить возможность пользоваться им, воспитывать и учить детей. Российская
Федерация на конституционном уровне гарантирует всем ее народам право на
пользование родным языком, создание условий для его сохранения и развития,
гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту прав национальных
меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей и многое другое.
Следует
отметить, что правовые основы федерализма, нашедшие отражение в Конституции РФ,
так или иначе конкретизируются в системе законодательства Российской Федерации.
К примеру, такие принципы как разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов
РФ нашли отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации[31]".
Итак, основу
российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие
принципы как государственная целостность, единство системы государственной
власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному
принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.
Заключение
Итак,
проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся
федеративного устройства, изучив иные нормативно-правовые акты по данному
вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать,
что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный
материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:
o Федеративное
государство (от позднелат. foederatio – «союз,
объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным
суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных
задач
o Федерализм
– понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип,
концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить
единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее
территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм
воплощает. Характерными особенностями российского федерализма являются:
многосубъектность, не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по
инициативе федерального центра, не предусмотрено право субъекта на
односторонний выход из состава РФ – право сецессии, основание выделения
субъектов – национальный и территориальный признаки.
o СССР
на период 1922г являлся федеративным государством, ибо состоял из равных
субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации
являются национальными по форме и социалистическими по содержанию
o Ко
времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало
уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти.
После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составе
Российской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 г
остановил данную тенденцию.
o После
1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своего развития.
Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. В последнее
время наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем их объединения
(соответственно, сокращение их количества), а также к централизации компетенции
у федерального центра
o В
целом становление современного федерального государства прошло сложный и
противоречивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и по
сей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию
в 2008 г.
o Основу
российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это
такие принципы как государственная целостность, единство системы
государственной власти, построение Федерации по смешанному национальному и
территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и
др.
Список нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые
акты
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993г//Российская газета от 25 декабря №5
2. Федеральный закон от 6 октября
1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от
18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005
Комментарии
к законодательству
1. Комментарий к Конституции Российской
Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.
Научная
и учебная литература
1. Конституционное право России:
учебник А.Н. Головитскова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо,
2006 г. с.
2. Головистикова А.Н. Проблемы теории
государства. Учебник. – М., 2005.
3. Костомаров Н. Исторические
монографии и исследования. Книга первая. СПб., 1903. С. 169
4. Конюхова И.А. Современный
российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития.
М.: ОАО "Издательский дом "Городец": Формула права. 2004.
5. Пастухова Н.Б. Проблемы
государственного суверенитета. М.: Норма, 2006;
6. Рассолова М.М. Теория государства
и права: Учебник. - М., 2001.
7. Радзинский Э. История царской
России - М., 2002.
8. Топорнин Б.Н. Федерализм: «Теория,
институты, отношения», 2001.
9. История отечественного государства
и права. Ч.2: Учебник \ под ред. Проф. О.И. Чистякова.- М.: Издательство БЕК,
1999 г.
10. Фарукшин М.Х. Федерализм:
теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. 2004.
11. Эсмен А. Общие основания
конституционного права. СПб., 1909.
Периодическая
литература
1. Глигич-Золотарева М.В. О судьбах
федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 2.
2. Зотов В. Федерализм в контексте
споров о русской национальной идеи.// Социс. 1996. № 1.
3. Симонян Г.Р. «Общие
конституционные принципы устройства современного российского федеративного
государства», //"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3
4. Соколова Н.С. Конституционные
принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное
управление и местное самоуправление. 2000. N 1.
5. Умнова И.А. Конституционные основы
современного российского федерализма. М., 1998; // Государство и право. 1992. N
3 и др.
6. Чиркин В.Е. Модели современного
федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.
Иные
источники
1. Знаменщиков Р.В. Принципы
федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое
исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 15.
Приложение
1
«Нормативно-правовое
закрепление изменения субъектного состава РФ»
· Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N
5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского
Бурятского автономного округа"
· Федеральный конституционный закон от 30 декабря
2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации
нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области
и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (с изменениями и
дополнениями)
· Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.
N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и
Корякского автономного округа"
· Федеральный конституционный закон от 14 октября
2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации
нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского
края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского
автономного округа"
· Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N
1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Российской Федерации в результате объединения Пермской области и
Коми-Пермяцкого автономного округа" (с изменениями и дополнениями)
· Федеральный конституционный закон от 12 апреля 2006 г.
N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального
конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации
нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области
и Коми-Пермяцкого автономного округа"
[1] "Российская газета"
от 6 ноября 2008 г. N 230
[2]
Федерализм: «Теория, институты, отношения», Топорнин Б.Н.2001,ст10.
[3]
Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации.–
Учебник. М., 2006. С. 262.
[4]
О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового
субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001
г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // Собрание законодательств Российской
Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.
[5]
Топорнин Б.Н. Указ. Соч. С. 65.
[6]
Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика,
наука. 2005. N 1. С. 36
[7]
См. Приложение 1
[8]
Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М., 2006. С. 340 - 344.
[9]
Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – М., 2005.
С. 279.
[10]
Рассолова М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2001.
С.84.
[11]
См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ //
Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.
[12]
Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и
муниципальное право. 2006. N 2. С. 35
[13]
См.: Глигич-Золотарева М.В. Указ. соч. С. 37
[14]
Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма //
Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. N 1. С. 50
[15]
«Общие конституционные принципы устройства современного российского
федеративного государства», Г.Р. Симонян //"Законы России: опыт, анализ,
практика", 2007, N 3
[16]
Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное
конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук.
Тюмень, 2003. С. 15.
[17]
«Общие конституционные принципы устройства современного российского
федеративного государства», Г.Р. Симонян //"Законы России: опыт, анализ,
практика", 2007, N 3
[18]
Договорные формы и принципы федеративных отношений в России // Материалы
научно-практической конференции. М., 1997. С. 36.
[19]
Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма //
Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. N 1. С. 52.
[20]
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.,
2000. С. 47-48.
[21]
Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное
конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук.
Тюмень, 2003. С. 15.
[22]
Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 г.
[23]
См. подробнее: Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.:
Норма, 2006; Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М.:
Юристъ. 2004.
[24]
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -
Система ГАРАНТ, 2007 г.
[25]
Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги
становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом
"Городец": Формула права. 2004. С. 338.
[26]
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -
Система ГАРАНТ, 2007 г.
[27]
Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное
конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук.
Тюмень, 2003. С. 25
[28]
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -
Система ГАРАНТ, 2007 г.
[29]
Например, см.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского
федерализма. М., 1998; Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. N
3 и др.
[30]
Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909. С. 308.
[31] Собрание законодательства
Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005
|