Курсовая работа: Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию Министерства образования
и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет заочного обучения
Кафедра "Управление и маркетинг"
Специальность: 080504.65
Государственное и муниципальное управление
Правовой статус муниципального служащего в Российской
Федерации
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации: историко-правовой аспект 1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего 2.1 Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 2.2 Реестр должностей муниципальной службы 2.3 Права и обязанности муниципального служащего 2.4 Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 2.5 Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы 2.6 Ответственность муниципальных служащих Глава 3. Перспективы развития российской муниципальной службы 3.1 Специфика правового статуса муниципального служащего в Нижегородской области Заключение Источники и литература Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права. Актуальность темы исследования. Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня
делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области
муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое
положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной
юриспруденции изучено не в полной мере. Надо отметить, что практическая
деятельность данного субъекта, реализация им своих профессиональных прав и обязанностей
напрямую связана с рядом влияющих на это социально-экономических, политических,
правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.
В
соответствующих нормативных правовых актах сегодня провозглашены многоплановые
права и обязанности муниципальных служащих. Между тем не всегда их перечень
логичен, не всегда предусмотрены юридические механизмы их реализации, подчас
нет конкретики в определении некоторых из их гарантий. В свою очередь, четкая
регламентация правового статуса муниципального служащего, его гарантий во
многом обусловливает эффективность его работы, а равно продуктивность
Важным
фактором, влияющим на совершенствование муниципального управления, является
адекватная юридическая ответственность муниципального служащего за ненадлежащее
осуществление своих полномочий. Повышение ответственности муниципальных
служащих, борьба с правонарушениями в сфере муниципальной службы выступают
самостоятельными задачами в деле укрепления законности и правопорядка в стране.
Надо отметить,
что в правовой науке и ранее уделялось, и сегодня уделяется немалое внимание
вопросам непосредственно сферы муниципальной службы, работе муниципальных
служащих в условиях формирования в России правового государства и гражданского
общества.
Несмотря на множество
работ в области муниципальной службы и местного самоуправления, вопросы
собственно правового статуса муниципального служащего не получили
самостоятельного и полного освещения. В тех или иных трудах рассматривались
важные, но, как правило, лишь отдельные аспекты. Специально не исследовались
также проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
муниципальных служащих, что непосредственно влияет на качество осуществления их
прав и обязанностей.
Актуальность
темы и ее
недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления
комплексного исследования прав и обязанностей муниципального служащего,
составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.
Объектом
исследования
является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального
служащего в Российской Федерации.
Предметом
исследования
выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального
служащего как элементов его специального правового статуса, а также их
социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные
гарантии.
Цель
исследования
заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с
учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления,
исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации,
выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий.
В ходе
исследования необходимо решить следующие задачи:
- анализ
понятия муниципальная служба и муниципальный служащий
- проанализировать
понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;
- рассмотреть
перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего;
- анализ
ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой
- анализ гарантий
правового статуса муниципального служащего;
- анализ
реестра муниципальных служащих
- выработать
рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового
статуса муниципального служащего.
муниципальный
служащий должность право обязанность
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система
муниципальной службы в России на современном этапе
Муниципальная служба-
профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной
основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового
договора (контракта).
Конституция Российской
Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила в качестве одной из основ конституционного
строя местное самоуправление. "В Российской Федерации признается и
гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти" (ст. 12).
Не включение органов
местного самоуправления в систему органов государственной власти поставило на
повестку дня вопрос о необходимости формирования отличного от государственной
службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах
местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования.
Так, впервые в истории российского государства была организована самостоятельная
муниципальная служба.
Будучи значительно более
молодым организационно-правовым институтом, чем государственная служба,
муниципальная служба первоначально во многом была упрощенной копией первой. Это
вполне подтверждается положениями статьи 60 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995
года: "впредь до принятия соответствующего федерального закона на
муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным
законодательством для государственных служащих". Впрочем, и принятый тремя
годами позже специальный федеральный закон о муниципальной службе был
фактически "братом-близнецом" федерального закона о государственной
службе.
Однако со временем
муниципальная служба все более и более обособлялась от государственной.
Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из
важнейших основ конституционного строя России, какой по праву является местное
самоуправление, выдвинула целый ряд актуальных и непростых задач, связанных с
преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и
укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики.
Новый толчок преобразованию
муниципальной службы был дан стартом проводимой с начала XXI в нашей стране административной
реформы, в рамках которой существенным изменениям подверглась как
государственная служба, так и система местного самоуправления. По справедливому
мнению А.Ф. Ноздрачева, "повышение эффективности работы органов исполнительной
власти и теснейшим образом взаимодействующих с ними, хотя и не входящих в их
систему, органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от
того, в каком состоянии находится правовое регулирование государственной
гражданской и муниципальной службы. Принятие Закона № 58-ФЗ дает
непосредственный импульс процессу совершенствования законодательства о
муниципальной службе в Российской Федерации".
Принятие Федерального
закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от
27 июля 2004 г. явилось несомненным шагом в сторону формирования служебного
права. В отличие от действовавшего ранее Федерального закона "Об основах
государственной службы в Российской Федерации" в новом законе сделана
попытка урегулировать не только специфические вопросы прохождения
государственной службы, но и вообще всю трудовую деятельность государственного
служащего.
Новый закон о муниципальной службе, принятый 2 марта
2007 года, основан на принципиально иной концепции. В нем законодатель принципиально
отказался от дублирования норм трудового законодательства и "терминологических
подмен", которые так характерны для Федерального закона "О
государственной гражданской службе Российской Федерации". Как отмечается в
пояснительной записке к законопроекту, принципиальным положением законопроекта,
отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских
служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей
муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а
не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских
служащих Российской Федерации. Данное положение законопроекта является одной из
его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве
о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства,
обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения.
Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно
которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших
трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих будет
распространяться действие трудового законодательства с особенностями,
предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Заключение контракта
предусмотрено законопроектом только применительно к гражданину, поступающему на
должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной
должности.
С учетом вышеизложенного представляется, что принятие
Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
станет важным шагом формирования ее новой организационно-правовой модели. Все
это делает актуальным изучение научных и практических основ функционирования
муниципальной службы на новом этапе административной реформы.
Создание
нормативной правовой основы муниципальной службы — одно из основных направлений
становления и совершенствования муниципальной службы РФ.
Итак, в
настоящее время, нормативное правовое регулирование муниципальной службы РФ
осуществляется:
1) Конституцией
Российской Федерации, которая закрепляет исходные для муниципальной
службы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей
территории РФ; единство системы муниципальной власти, разграничение предметов
ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и
гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и
свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к муниципальной службе;
2)
Федеральным законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской
Федерации", который в соответствии с Конституцией РФ определяет
правовые и организационные основы системы муниципальной службы РФ, основные
принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь
государственной и муниципальной службы;
3)
Федеральным законом РФ от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием осуществления полномочий правительства Российской Федерации"
4) Федеральным законом РФ от 27 октября
2008 г. № 181-ФЗ "О вынесении изменения в статью 21 Федерального закона "О
муниципальной службе в Российской Федерации"
5) Федеральным законом РФ от 27 октября
2008 г. № 182-ФЗ "О признании утратившей силу части 3 статьи 22
Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
6) Федеральным законом РФ от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ "О внесении изменения Федеральный закон "О муниципальной службе в
Российской Федерации"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|