При этом из указанных 13
определений запросы исходили от районных, городских судов -7, областного суда –
2, мировых судей – 2, окружного военного суда - 1 и в связи с запросом
Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан – 1.
Следует отметить, что в
целом основная масса запросов судов в указанный период исходила от федеральных
судов общей юрисдикции (106). При этом Верховный Суд Российской Федерации
обращался с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в 8 случаях, а
военные суды - в 6 случаях. Арбитражные суды обращались в 30 случаях, в том
числе Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - в 2 случаях. Мировые судьи,
относящиеся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, обращались
с запросом в 7 случаях. Кроме того, 7 обращений в анализируемом аспекте
поступило от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Причем показательным является тот факт, что запросы органов конституционной
юстиции субъектов были представлены исключительно республиками в составе
Российской Федерации.
Примечательно, что по
данной группе заявителей применяются и такие основания отказа, встречающиеся у
других субъектов обращений, как, например, «в запросе не дано правовое
обоснование позиции заявителя, неясно сформулировано требование, обращенное к
Конституционному Суду Российской Федерации, не представлены тексты нормативных
актов, подлежащих проверке» (нарушение требований статей 37 и 38 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Примером специфического
основания отказа в рассмотрении запроса в практике Конституционного Суда служит
Определение от 2 марта 2000 г. N 35- О по делу о проверке конституционности
применения статьи 30 и пункта «в» части третьей статьи 158 УК Российской
Федерации, которым был признан недопустимым запрос судьи Верховного Суда
Республики Коми С.А. Юркина. В частности, Конституционный Суд Российской
Федерации указал, что «проверяет конституционность закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Правом на
соответствующее обращение, согласно статьям 96 и 101 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», обладают
граждане, чьи права и свободы нарушаются таким законом, а также суд, если при
рассмотрении конкретного дела он придет к выводу о несоответствии закона
Конституции Российской Федерации». Поскольку уголовное дело, в связи с которым
был направлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации,
рассматривалось Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда
Республики Коми в составе трех судей, «именно в таком составе этот суд
уполномочен принимать как решение по делу, так и решение об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке
конституционности закона, примененного или подлежащего применению в
рассматриваемом им деле. Судья же вправе обращаться в Конституционный Суд
Российской Федерации лишь в связи с производством по тем делам, которые в силу
закона он рассматривает единолично».
Таким образом,
Конституционный Суд квалифицировал судью как ненадлежащего субъекта запроса при
единоличном обращении в случае рассмотрения дела, в связи с которым возник
вопрос о конституционности той или иной нормы, в составе коллегии судей.
Преобладающее большинство
оспариваемых норм в аспекте рассматриваемых в отказных определениях
Конституционного Суда вопросов по запросам судов относилось к
уголовно-процессуальному праву (29), праву социального обеспечения и трудовому
праву (27) и налоговому праву (19).
В других случаях запросы
судов касались вопросов конституционности норм муниципального права (13),
гражданского права (10) и гражданско-процессуального права (9), финансового
права (8) и административного права (8), уголовного (9) и
уголовно-исполнительного права (2), законодательства, связанного с
деятельностью правоохранительных органов (9), жилищного права (5), семейного
права (2) и земельного права (2), основ законодательства о нотариате (2),
конституционного права (1) и таможенного права (1).
Таким образом, исходя из
данных статистики можно сделать вывод о том, что деятельность Конституционного
суда охватывает все области права.
Заключение
Успех молодой Российской
демократии не будет зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. В
России пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеют
важное значение. Тем не менее среди непременных условий функционирования
демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную
защиту конституционных прав и свобод, в то время как замороженная в течение 70
лет авторитарность Советской власти препятствовала развитию институтов,
способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд является
истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не
подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была
чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал,
что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение
власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением.
[25]
Конституционный Суд -
важный элемент политической системы Он служит обеспечению политической
стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией
рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна
осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае
позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое
значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон
конституционного спора.[26]
Главная особенность и
важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных
судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и
такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных
Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами
законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными
судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую
государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль
Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и
хранителя долгосрочных конституционных ценностей. [27]
Источники и литература
Нормативные акты:
Федеральный
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"//
Российская газета. 23 июля. 1994 г.
Постановление от 21.03.1997 г. №5-П
Комментарий к Конституции Российской
Федерации. М. Издательство БЕК, 1994. С.392-396; С.394
Научная литература:
Гуценко К.Ф. Ковалев М.А.
Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 158-170
Барри Д. Конституционный Суд глазами
американского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.77
Гаджиев Г.А. Кряжков В.А.
Конституционная юстиция в Российской Федерации//Государство и право. 1993. N 7.
С.3.
Эбзеев Б.С. Конституционный Суд
Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля// Вестник
Конституционного Суда. 1995.
Кряжков В.А. Органы конституционного
контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности
//Государство и право. 1995. N 9. С.126
Интервью
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических
наук В.А.Туманова журналу "Государство и право"// Государство и
право. 1995 N 10. С.3-7.
Козлова
Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995. С.450-452
Дубов И.А. Законодательная
инициатива: проблемы и пути совершенствования// Государство и право. 1993. N10.
С.26
[1] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы.
М. Издательство БЕК, 1995. С. 158-170.
[2] Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста// Государство
и право. 1993. N 10. С.77
[3] Гаджиев Г.А. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в
Российской Федерации//Государство и право. 1993. N 7. С.3.
[4] Барри Д. Конституционный Суд глазами американского
юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.77-79
[5] Гуценко
К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С.
158-170.
[6]
Барри Д. Конституционный Суд глазами
американского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.79-83
[7] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Тексты законов и
иных правовых актов. М. Издательство БЕК, 1994. С. 115
[8]
Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля.
1994. ст. 3
[9] Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля.
1994. ст. 4
[10] Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля.
1994. ст. 4
[11]
Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля.
1994. ст. 9
[12] Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.
Издательство БЕК, 1994. С.392-396; С.394
[13]
Федеральный
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"//
Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 19
[14] Федеральный
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"//
Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 20
[15] Козлова Е.И. Кутафин
О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995. С.450-452
[16] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы.
М. издательство БЕК, 1995. С. 158-170
[17] Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля.
1994. ст. 24
[18] Федеральный
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"//
Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 25
[19] Федеральный
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"//
Российская газета. 23 июля. 1994. ст 27
[20] Гуценко К.Ф.
Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Тексты законов и иных правовых актов.
М. Издательство БЕК, 1994. С. 116.
[21] Интервью
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических
наук В.А.Туманова журналу "Государство и право"// Государство и
право. 1995 N 10. С.3-7.
[22]
Гуценко
К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 169
-170.
[23] Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и
пути совершенствования// Государство и право. 1993. N10. С.26.
[24] Постановление от 21.03.1997 г. №5-П
[25]
Барри Д. Конституционный Суд глазами
американского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.85-86
[26] Кряжков В.А. Органы конституционного контроля
субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности
//Государство и право. 1995. N 9. С.126.
[27] Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской
Федерации - судебный орган конституционного контроля// Вестник Конституционного
Суда. 1995.
|