Курсовая работа: Приватизация государственной собственности
Содержание
Введение
1. Общие понятия разгосударствления и
приватизации государственной собственности в РБ
2. Основные принципы разгосударствления
и приватизации государственной собственности в РБ
3. Организация и порядок проведения
разгосударствления и приватизации имущества государственных объектов
Заключение
Список используемых источников
Введение
Основным элементом
рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего интересы
потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства.
Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически
самостоятельных производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при
существовании различных форм собственности. Таким образом, переход к новой
модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно,
ликвидации доминирующего положения государственной собственности. Как показал
опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе
разгосударствления и приватизации правовую основу которых составляют нормы,
закрепленные в нормативных правовых актах различной юридической силы.
Целью данной работы
является анализ нормативно правовых актов различной юридической силы связанных
с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить Закон
Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и
приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с
изменениями и дополнениями;
- проанализировать
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о
разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики
Беларусь» с изменениями и дополнениями;
- определить сущность
разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;
- формы и способы
разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;
- порядок
разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности в РБ.
При выполнении данной
работы использованы такие методы исследования, как метод сравнения и метод
анализа.
Объектом исследования
выступает государственная собственность подлежащая разгосударствлению и
приватизации.
Предметом исследования
выступают нормативно правовые акты регламентирующие разгосударствление и
приватизацию объектов государственной собственности в РБ.
1. Общие понятия
разгосударствления и приватизации государственной собственности
Закон Республики
Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации
государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и
дополнениями закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве
юридических терминов, различая их.
Разгосударствление -
передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью
(в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления
хозяйствующими субъектами.
Разгосударствление
осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и
Государственной программой разгосударствления и приватизации.
Приватизация -
приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты,
принадлежащие государству.
В результате
приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения,
пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные
органы утрачивают права непосредственного управления ею.
Приватизация
осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной
собственности.
Отличие между
рассматриваемыми процессами состоит в том, что в результате разгосударствления
смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим лицам и
организациям право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В
Результате приватизации собственниками объектов, принадлежащих государству,
становятся физические лица и негосударственные организации.
Объектами приватизации
являются:
- государственное и
общественное жилье;
- государственные
предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и
структурные подразделения предприятий (в дальнейшем - предприятия);
- государственное
имущество, сданное в аренду;
- доли (паи, акции),
принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, в
имуществе субъектов хозяйствования.
Объектами разгосударствления
являются:
- государственные организации,
структурные единицы объединений и структурные подразделения организаций;
- государственное имущество, сданное
в аренду.
Законом от 5 мая 1998 г. утвержден
Перечень объектов, которые могут находиться только в государственной
собственности. В целях реализации этого Закона Постановлением Совета Министров
от 3 ноября 2006 г. № 1456 утвержден Перечень не подлежащих приватизации
организаций, имущество которых находится в республиканской собственности.
Не подлежат
разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды
имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться
только в собственности государства.
Объекты государственной
собственности, находящиеся за пределами Республики Беларусь, приватизируются в
соответствии с Законом о приватизации N 2103-XII и Государственной программой
разгосударствления и приватизации в порядке и на условиях, определенных
международными договорами Республики Беларусь.
Особенности
приобретения государственной собственности иностранными физическими и юридическими
лицами, а также юридическими лицами с участием иностранных инвесторов
определяются законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях.
Особенности
приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле.
Особенности
приватизации государственного и общественного жилья определяются Законом
Республики Беларусь "О приватизации жилищного фонда в Республике
Беларусь" и другим законодательством Республики Беларусь.
Субъектами,
приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут
быть:
- граждане Республики
Беларусь и Российской Федерации;
- негосударственные
юридические лица;
- юридические лица
Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых
коллективов приватизируемых предприятий;
- иностранные
инвесторы;
- лица без гражданства.
Негосударственными
юридическими лицами в целях настоящего Закона признаются юридические лица, у
которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50
процентов.
В преобразовании в
процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с
участием сельскохозяйственных предприятий - производителей сельскохозяйственной
продукции участвуют также совхозы и другие государственные сельскохозяйственные
предприятия.
Субъекты приватизации
могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с нормами п. 1 Указа №
520 Президентом Республики Беларусь, законами или в порядке, определенном в
законодательных актах устанавливается процесс проведения и способы приватизации
государственной собственности, включая условия совершения сделок с объектами
приватизации, а также компетенция государственных органов и иных
государственных организаций по принятию решений в этой сфере; осуществляется
приватизация имущества, находящегося в республиканской собственности. В
настоящее время основными законодательными актами по вопросам приватизации
объектов государственной собственности являются Закон о приватизации и Декрет №
3.
Органами государственного управления,
уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, в соответствии
с нормами ст. 9 Закона о приватизации выступают: в отношении объектов
республиканской собственности - орган Совета Министров по управлению
государственным имуществом; в отношении объектов коммунальной
собственности-органы приватизации местных Советов депутатов. Выработка
государственной политики в сфере управления государственным имуществом и
приватизации является одной из задач Министерства
экономики.
Проведение единой государственной
политики по вопросам имущественных отношений, включая приватизацию, входит в
компетенцию Госкомимущества, являющегося республиканским органом
государственного управления, подчиненным Правительству. Этот орган запрашивает
и рассматривает предложения республиканских органов государственного управления
и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, о разгосударствлении,
приватизации подчиненных им организаций, вносит соответствующие предложения в
Совет Министров; в пределах компетенции принимает решения о преобразовании
республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества,
приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, выступает в
установленном порядке от имени Республики Беларусь учредителем (участником)
хозяйственных обществ и товариществ; осуществляет контроль за реализацией
экономических программ, прогнозов и решений по вопросам приватизации и т.д.
Специальные функции (исполнительные,
контрольные, регулирующие и другие) в сфере приватизации имущества,
находящегося в собственности Республики Беларусь, осуществляет Фонд государственного имущества Государственного комитета по
имуществу Республики Беларусь, являющегося структурным подразделением
указанного комитета. Аналогичные полномочия в данной сфере предоставлены
исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных
единиц Республики Беларусь.
2. Основные принципы
разгосударствления и приватизации государственной собственности
Одним из важных
аспектов при разгосударствление и приватизации государственной собственности в
РБ являются принципы осуществления приватизации и разгосударствления, а также
их способы и формы.
Основными принципами
проведения приватизации являются:
- сочетание возмездного
и безвозмездного способов приватизации;
- право каждого
гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой
государственной собственности;
- дифференциация
методов, форм и процедур приватизации;
- разграничение
компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти
и управления различных уровней;
- предоставление
определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых
предприятий;
- контроль за
осуществлением приватизации со стороны государства;
- обеспечение широкой
гласности процесса приватизации;
- постепенность и
поэтапность;
- соблюдение
законности.
Основные принципы
приватизации реализуются Государственной программой разгосударствления и
приватизации, которая определяет: цели, задачи и сроки этапов приватизации;
приоритеты и ограничения; источники финансирования осуществления работ по
приватизации и направления расходования средств; задачи органов государственной
власти и управления; другие направления процесса приватизации.
Государственная
программа разгосударствления и приватизации принимается Парламентом -
Национальным собранием Республики Беларусь.
Контроль за
осуществлением Государственной программы разгосударствления и приватизации
осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие
уполномоченные на то органы.
Республиканские органы
государственного управления и местные Советы депутатов разрабатывают и
принимают акты законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации в
соответствии с настоящим Законом, нормативными актами Президента Республики
Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации.
При осуществлении
приватизации республиканской собственности интересы государства как
собственника представляет и защищает республиканский орган государственного
управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов,
находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и
распорядительные органы (в дальнейшем - органы приватизации).
Органы приватизации:
- осуществляют
руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства
Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании
незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных
должностных лиц;
- создают комиссии по
приватизации;
- принимают решения о
приватизации;
- осуществляют
необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий,
подлежащих приватизации;
- осуществляют владение
и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями
в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;
- могут принять решение
при преобразовании государственных и арендных предприятий в открытые
акционерные общества о закреплении пакетов акций в собственности государства в
случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- выступают
учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
- обменивают
принадлежащие государству акции акционерных обществ на акции юридических лиц
других государств и предприятий негосударственных форм собственности;
- организуют и проводят
конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
- создают (ликвидируют)
в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и
распоряжения государственным имуществом;
Страницы: 1, 2, 3
|